А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? (В.В. Маяковский, «А вы могли бы?»)
Некоторые реакции идут с выделением звука. Он может быть громким или тихим, высоким или низким. А может и просто отсутствовать. Подберите несколько реакций таким образом, чтобы при их совместном или последовательном проведении
получалась мелодия (возможно, простая). При последовательном проведении этих реакций оцените интервалы времени, через которые их нужно запускать.
Задача 4. Вдоль по радуге
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Радуга издавна вдохновляла людей на создание шедевров — писателей, художников, музыкантов. Чем химики хуже? Предложите последовательность реакций, которая меняет цвет реакционной смеси в колбе в порядке цветов радуги, если все реагенты неорганические, а убирать из колбы ничего нельзя.
Задача 7. Рука руку моет
Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам.
(М.К. Эшер)
У голландского художника Маурица Корнелиса Эшера есть литография “Рисующие руки”. На ней изображены две кисти рук, рисующие друг друга. Эшер не был химиком, однако его творение вдохновило нас на химическую задачу.
Известно, что протекание одной реакции может ускорять другую. К примеру, оставленная на воздухе щёлочь будет быстрее превращаться в карбонат, если рядом начать жечь дрова. Предложите возможный механизм двух реакций, которые, протекая, ускоряли бы друг друга (то есть в одно и то же время первая реакция ускоряет вторую, а вторая — первую). Хотя бы одно ускорение должно быть каталитическим. Максимально подробно опишите вещества, которые могут участвовать в реакциях с таким механизмом (органические они или неорганические, к какому классу принадлежат или не принадлежат и так далее).
Приложение 2
Предварительная программа
Предполагаемое место проведения: учебный корпус СУНЦ НГУ, г. Новосибирск, Советский район, ул. Ляпунова, 3.
Дата | Время мероприятия | Тип мероприятия |
11 ноября (сб.) | 1500-1530 | Регистрация участников (холл учебного корпуса СУНЦ НГУ) |
1530-1600 | Открытие турнира и знакомство с регламентом (актовый зал СУНЦ НГУ) | |
1600-1900 | Первый бой | |
12 ноября (вс.) | 1000-1300 | Второй бой |
1300-1430 | Обед | |
1500-1730 | Финальный бой (допускается 3-4 команды), для школы-турнира Третий бой (допускаются все участники) | |
1815-1900 | Закрытие турнира. Награждение участников. |
Приложение 3
Задачи очного тура
Задачи региональных этапов
IV Межрегионального химического турнира
Задача 1. Негатив
— Стакан наполовину пуст.
— Ты слишком негативно мыслишь!
Люди уже давно умеют инвертировать изображение — без этого невозможно представить плёночную фотографию. Однако фотография и негативная плёнка — разные предметы. Предложите химический способ инвертировать некоторые цвета на картине — таким образом, чтобы
новые цвета появлялись на том же самом холсте. Составы красок, а также методику изменения их цвета подберите самостоятельно. Рассмотрите не менее 5 цветов из следующего списка: семь цветов радуги, белый, чёрный, коричневый.
Задача 2. Спящий Амур
— Это все от таланта зависит. Вот у меня есть друг, тоже ученый. У него три класса образования, а он за полчаса десятку так нарисует – от настоящей не отличишь. («Джентльмены удачи»)
Микеланджело Буонарроти был талантлив практически во всех видах искусства – скульптура, живопись, поэзия, архитектура и т.д. Но гений Микеланджело не заканчивался на этом. Считается, что он изваял статую «Спящий Амур», причём сделал это так, что она была признана подлинно
античной и продана кардиналу Рафаэлю Риарио за очень приличную по тем временам сумму. Допустим, что вы оказались в конце XV века, и именно вам нужно установить подлинность этой статуи — химическим путём. Каким образом вы бы это сделали? Упростилась бы задача в наше время, и если да, то насколько?