Жизненный цикл инноваций




Виды инноваций по степени их новизны (радикальности)

Инновационный менеджмент экономика


 

Введение

 

Получая новые знания - человек расширяет свои представления об окружающем мире. Расширяя кругозор - открываются новые возможности для удовлетворения потребностей своих и общества.

Научные результаты, выходя за порог исследовательской лаборатории, получают разную судьбу. Какие-то хранятся в копилках этих же научных лабораторий и используются как база для нового знания. Какие - то сразу попадают на промышленные предприятия. Какие - то забываются на долгие годы, и лишь благодаря счастливому случаю открываются заново и способствуют бурному развитию различным отраслям науки или производства.

Термин «инновация» введен в науку в первом десятилетии XX в. австрийским ученым Йозефом Алоизом Шумпетером. Он в 1911 г. впервые в своей работе «Теория экономического развития» дал полное описание инновационным процессам и вопросам инновации.

«Инновация» в мировой экономической литературе расшифровывается как переход потенциального научно - технического прогресса в прогресс реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. В настоящее время понятие инноваций основывается на международных стандартах, принятых в 1992 г. в городе Осло («Руководство Осло»). По этим стандартам «инновация» - это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, который используется в практической деятельности, в новом подходе к социальным услугам. Эти стандарты включают в себя и новые продукты, и новые процессы, и их технологические изменения. Инновацию можно рассматривать в динамическом или статическом аспекте. При статическом аспекте инновация представляет собой конечный результат научно-производственного цикла, который должен привести к коммерческому успеху. Однако осуществленной инновацию можно назвать, только если она уже внедрена на рынок или в производственный процесс.

Инновационный менеджмент - часть стратегического управления, которое осуществляется исключительно на высшем уровне руководства. Его цель - определить основные научно-технические и производственные направления деятельности фирмы. Например: разработать и внедрить новую продукцию; модернизировать выпускаемую продукцию; продолжить производственное развитие традиционных видов продукции; снять с производства устаревший товар.

Тема работы актуальна. Разрабатывать и внедрять новую продукцию в производство необходимо для фирмы, так как это повышает ее конкурентоспособность и устраняет зависимость от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. Нужно отметить, что в наше время продукция обновляется довольно быстро. И чтобы не потерять рынок сбыта, а возможно еще его и расширить необходимо идти в ногу со временем.

Цель курсовой работы - рассмотреть и изучить инновации, с точки зрения их эффективного использования для развития фирмы. Поставленная цель позволяет последовательно решать следующие задачи:

. Изучить теорию развития инновационного процесса, методы внедрения развития организации.

. Рассмотреть основные этапы перехода организации от обычного производственного к инновационно - производственному.

. Оценить эффективность инновационных изменений в организации с точки зрения экономики.

 


 

Понятие инновации

 

Новаторство в России развитие получило совсем недавно, поэтому понятие инновационный менеджмент для нас новое. В современной экономике формы и методы управления чередуют друг друга. Это связано с постоянно меняющимися условиями деятельности. Приспосабливаясь к изменениям, инновационной деятельностью вынуждены заниматься почти все организации: от государственных учреждений до новых акционерных обществ в сфере малого бизнеса.

Инновация!!! Что же это такое? Ж.Б. Сэй определил инновацию как предпринимательство - то есть это изменение отдачи ресурсов. Современный экономист сказал бы - это изменения удовлетворённости, которые получает потребитель из используемых им ресурсов. В спецлитературе и официальных документах инновации называют управлением научно-техническим прогрессом, внедрением в производство достижений науки и техники. Инновация в большинстве своем термин экономический и социальный, а не технический. Так как она не обязательно представляет собой что-то вещественное. Продажа товаров в рассрочку - тоже инновация, которая преобразила всю торговлю, хотя и не техническая. В рыночных условиях коммерческие организации юридически и экономически самостоятельны, поэтому о внедрении здесь говорить не приходится.

«Нововведение» - это русским вариант английского слова innovatoin. Что буквально с английского переводится как «введение новаций», в нашем случае - это «введение новшеств». За новшество можно принять новый порядок, новый метод, новое изобретение или новый обычай.

Термин «инновация» особенно активно использовался в переходной экономике России, причем не только как самостоятельный термин, но и для краткого обозначения понятий «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и другие.

Новшество бывает «абсолютным», «относительным» или «частным».

Абсолютное. Его характеризует отсутствие к данному новшеству аналогов.

Относительное. Данное новшество впервые применяется на данном предприятии, но оно уже применялось на других предприятиях.

Частное. Его смысл состоит в обновлении какого-либо элемента изделия.

С момента принятия к моменту распространения новшество получает новый статус - становится нововведением или инновацией, выполняющей три функции:

.Воспроизводственная. От инновации ждут получения прибыли, и ее используют как источник финансирования для расширенного производства.

.Инвестиционная. Реализуя инновацию можно получить прибыль, которая направляется в качестве капитала. В свою очередь, капитал может быть направлен на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, выполняется инвестиционная функция инноваций.

.Стимулирующая. Основная цель любого коммерческого предприятия - получить прибыль, которая будет являться стимулом для дальнейшей работы. Реализуя инновацию, предприятие получает прибыль, появляется заинтересованность в изучении спроса, совершенствования организации, применении новых методов управления. Тем самым обеспечивается стимулирующая функция инновации.

Понятие нововведение можно применить к новшествам, которые экономят затраты в научно-исследовательской, организационной, учебной, производственной сферах. Процесс введения новшества на рынок еще называют процессом коммерциализации. Нужно отметить, что переход одного качества в другое всегда сопровождается затратами ресурсов. Основными являются инвестиции и время. Период времени, который проходит между появлением новшества и переход его в нововведение (инновацию), называют инновационным лагом или жизненным циклом инновации.

Принято выделять несколько источников инноваций:

.Неожиданное событие, причем как положительное - неожиданный успех, так и отрицательное - неожиданная неудача.

.Несовпадение самой реальности и мнения и оценки о ней людей.

.Изменения потребности производственного процесса.

.Изменения в структуре отрасли или рынка.

.Демографические изменения.

.Изменения ценностных установок и их восприятия.

.Получение новых научных или ненаучных знаний.

Но нужно помнить - границы между перечисленными источниками довольно размытые. Часто случается так, что они перекрывают друг друга. Однако каждый названный источник имеет свои характеристики, следовательно, рассматривать их необходимо по отдельности.

 

Жизненный цикл инноваций

 

Жизненный цикл инновации - это совокупность взаимосвязанных процессов со стадиями создания новшества. Это промежуток времени, через который продукт проходит от инновационной идеи до снятия с производства.

Инновация в жизненном цикле проходит ряд стадий:

. Зарождение. Цель данного этапа - осознать потребность и возможность в изменении, познать и открыть новые закономерности его развития, определить перспективные идеи и возможности их реализации. Выполняются необходимые научно-исследовательские и опытно-констукторские работы, собирается и систематизируется информация о потребностях в товаре, разрабатывается и создается партия опытных новшеств. Эти новшества по специальным расчетам оцениваются, происходит корректировка исследований, неперспективные идеи немедленно отсеиваются. Конечный результат - техническое задание, рекомендация либо образец. Стадия зарождения самая трудоемкая и сложная. Объем расходов, связанный с освоением производства и выпуском партии нового товара, особенно велик. Расходы идут не только на сырье, рабочую силу, но и на воспроизведение и совершенствование технологий, отработку регламента производственного процесса. Проще говоря, на данной стадии происходит вложение капитала, поэтому продукция имеет высокую себестоимость и не загруженность мощностей.

. Рост. Продукт осваивается в промышленном масштабе одновременно выходя на рынок. Его производство начинает приносить прибыль. Продолжительность стадии напрямую зависит от рекламы, уровня инфляции, работы магазинов по продаже. Но, в большинстве случаев, это самая медленная и растянутая по времени стадия.

. Зрелость. На данной стадии продукт выпускается серийно или массово, увеличивается объем продаж. Быстрое наращивание производства происходит за счет увеличенной загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и хорошей организацией производства.

. Насыщение рынка. Выпуск продукции достигает максимальных отметок, максимальный объем производства способствует максимальному объему продаж. На данной стадии продукция выпускается наибольшими объемами и устойчивыми темпами, производственные мощности максимально загружены.

. Упадок. Стадия спада сбыта продукта. Спрос еще остается, но продукт выпускают в меньшем количестве или перестают производить вообще, он постепенно уходит с рынка. Характеризуется постепенным падением загрузки мощностей, поэтому товар снимают с производства, а товарный запас сокращают вплоть до нуля.

Иногда две последние стадии могут отсутствовать.

Параметры развития производства тесно связаны с составом и структурой жизни новой техники и технологии. Так на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии очень низкая производительность труда, а себестоимость продукции очень высокая; снижение себестоимости идет медленно, так же медленно возрастает прибыль предприятия, а иногда прибыль приобретает отрицательную характеристику, принося лишь убытки. Период быстрого роста выпуска продукции способствует снижению себестоимости, первоначальные затраты начинают окупаться.

Часто менять технику или технологию не рекомендуют, так как это создает сложности производства и его нестабильность. В период перехода к новому все эффективные показатели снижаются, причем на любом подразделении предприятия. Поэтому инновации технологических процессов и орудий труда должны обязательно сопровождаться новыми формами организации и управления, расчетом экономической эффективности пооперационно и подетально.

Анализировать продолжительность циклов необходимо в определенной последовательности.

1.Определить общую продолжительность циклов жизни изделий выпускаемого поколения за всю историю. Это позволяет установить постоянную величину цикла по стадиям данного вида техники или технологического процесса.

.Определить центральную тенденцию и распределение вокруг нее продолжительности циклов жизни и их стадий, так как это составляет основу прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества.

.Выработать базу, в которой стратегия и тактика роста производства будет соответствовать продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии.

4.Распределить во времени продолжительность циклов будущих образцов и ресурсы на их затраты в следующем цикле.

.Тщательно проанализировать факторы, которые влияли на продолжительность прошлых циклов, и полученные результаты, с целью получить прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий.

.Формализировать методы сбора исходных данных и применить эконометрическую модель расчета.

Проанализировав продолжительность циклов жизни инновации, можно дать ответ о динамике технико-экономических показателей:

определить максимальный период роста производства, который сопровождается максимальными ведущими показателями экономической эффективности - себестоимость продукции, производительность труда, величина рентабельности, но минимальными затратами.

установить как зависит роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают.

проанализировать изменения технико-экономических показателей, если удвоить объем выпуска.

Сделанный анализ позволяет дать ответ: существует ли пропорциональность, инерционность, эффект запаздывания и прочее в технико - экономических показателях.

Нужно помнить, что виды инноваций влияют на жизненные циклы инноваций. В зависимости от вида меняется общая продолжительность цикла, продолжительность отдельной стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, количество стадий.

 

Классификация инноваций

 

Чтобы успешно управлять инновационной деятельностью, нужно тщательно изучить инновации. Нужно уметь отличать инновации от незначительного внешнего изменения товара или технологического процесса, оставляющего неизменными внутренние параметры, стоимость изделия или составляющие компоненты; от номенклатуры продукции, расширенной за счет освоения нового производства, цель которого - удовлетворить спрос покупателя или увеличить прибыль предприятия.

Инновационная деятельность носит системный, комплексный характер, что неизменно отражается в понятии «инновация». Инновация - это, основанные на знаниях, разнообразные нововведения с разной степенью новизны, применяемые в самых разных сферах деятельности, на самых разных рынках. Инновации различаются между собой по множеству параметров, что приводит к составлению множества теорий инновационного менеджмента. Закономерности одних видов инновации могут повторяться в других видах, а иногда происходит противоречие друг другу.

1. Под классификацией инноваций понимают распределение инноваций на группы по определенным критериям. Составление классификации помогает в практике управления инновациями. Ее построение следует начинать с определения признаков, то есть отличительных свойств, главных особенностей. В качестве основных критериев необходимо выделить степень новизны (радикальности) инновации; характер практической деятельности, где используется инновация; технологические параметры инновации. По степени новизны (радикальность) инновации можно назвать:

2. РАДИКАЛЬНЫМИ ИЛИ БАЗИСНЫМИ. На предприятие внедряется и осваивается принципиально новое крупное изобретение, которое формирует новое поколение либо направление развития техники. Данное изобретение не имеет аналогов в отечественной и зарубежной истории. И здесь очень важна патентная и лицензионная чистота, так как необходимо подтвердить оригинальность для дальнейшего тиражирования продукта. Интеллектуальный продукт нужно защитить правом собственности, чтобы развивать инновации наличием патентов, лицензий. Существенное стимулирование в распространении инновации оказывает создание союзов, объединений организаций, организационных сетей. Объединяя усилия, организации активизируют инновационную деятельность, усилия распространяются на разные компоненты инновации, что позволяет быстрее разработать и распространить новый продукт или технологию. Создавая союзы или сети, предприятия совершенствуют свои внутренние и внешние структуры, так как рано или поздно решения принимать приходится каждому его участнику.

3. УЛУЧШАЮЩИМИ. Реализуются изобретения мелкого или среднего масштаба, которые развивают один из этапов научно-технического цикла, либо значительно совершенствуется уже существующий продукт. Создание объединений оказывают незначительное влияние.

4. МОДИФИКАЦИОННЫЕ ИЛИ ЧАСТНЫЕ. Самые распространенные. Позволяют эстетически изменить продукт (изменить цвет, декор, материал), а так же улучшить устаревшую технику или технологию не меняя ее свойств, параметров, стоимости. Но есть и плюс - псевдоинновации позволяют расширить рынок сбыта или сферу использования.

Внедрение нововведения выгодно: используя их, предприятие может увеличить разницу между выгодой и издержками от производства в свою пользу. Инновации могут быть доведены до коммерческого использования и представляться как новый продукт, ориентированный на рынок и потребителя. По характеру практической деятельности инновации делятся на два вида:

Производственные. Новые знания реализуются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса. Это инновации, внедренные в первичной производственной деятельности.

Управленческие. Новые знания воплощаются в новых управленческих технологиях, в административных процессах и организационных структурах. Могут представляться в виде новых методов организации работы, распределения ресурсов, структурирования задач, определения вознаграждения и других. Сфера реализации управленческих инноваций - менеджмент хозяйствующего субъекта. Соответственно, управленческие инновации косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

По технологическим параметрам инновации бывают:

* ПРОДУКТОВЫЕ: внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов, материалов, комплектующих, которые должны удовлетворить определенные потребности на рынке. Данные инновации ориентированы на рынок и диктуются потребителем.

- Технологически новый продукт - продукт, технические характеристики или предполагаемое использование которого абсолютно новые, либо данные товара существенно отличаются от данных ранее существующих товаров. В данном случае инновации основываются на принципиально новых технологиях или применяется сочетание уже существующих технологии в новом их применении. Пример: первый портативный кассетный плеер - он объединил в себе принцип построения магнитофона и миниатюрные ушные громкоговорители.

Технологически усовершенствованный продукт - уже существующий продукт, у которого более эффективными компонентами и материалами были улучшены качественные или стоимостные характеристики, частично изменились технические подсистемы (это касается комплексной продукции).

* ПРОЦЕССНЫЕ: внедрение новых методов организации производства усовершенствованной или абсолютно новой продукции. Эти инновации определяются внутренними факторами предприятия и диктуются достижениями эффективности. Цель таких инноваций - повысить эффективность производства. В таких случаях состав предприятия часто пополняется новой организационной структурой.

Самая подробная классификация инноваций была сформулирована известным российским ученым А.И. Пригожиным. Она основывалась на следующих признаках:

.Распространенность.

.Место в производственном процессе.

.Преемственность.

.Ожидаемый охват доли рынка.

.Степень новизны и инновационный потенциал.

В свою очередь каждая из этих групп имела свои подразделения.

Вообще, процессы нововведений различны и многообразны по своему характеру. Поэтому, кроме А.И.Пригожина, классифицировать инновации пытались и отечественные, и зарубежные авторы, специалисты экономики и менеджмента: А.Н.Цветковым, П.Н.Завлиным, А.В.Васильевым, В.В.Горшковым, Й.Шумпетер, И.Ансофф, П. Друкер и многие другие.

По месту в системе (в организации или фирме) можно выделить следующие инновации.

Инновации «на входе» в предприятие: использование нового сырья, материалов, машин, оборудования или просто информации.

Инновации внутренней системы предприятия: это может касаться как управленческой системы, так и производственной или технологической. Такая инновация приносит эффект исключительно предприятию.

Инновации на выходе предприятия: изделия, услуги, технологии, информация, предназначенные только для продажи.

Научно-исследовательский институт системных исследований разработал классификацию инноваций, основываясь на сфере деятельности предприятия. Инновации разделили по области применения на:

Технологические. В практике применяются чаще всего. Главное - создать и применить новую технологию, оборудование или материал.

Организационно - управленческие. Связаны с организацией процесса снабжения, производства, доставки и сбыта. Разрабатываются и внедряются новые организационные структуры управления предприятием.

Экономические. Позволяют использовать ранее неприменяемые формы и системы оплаты труда, методы по управлению издержками производства.

Маркетинговые. Ориентированы на производство новых продуктов, способов их продвижения и внедрения на новый рынок. Реализуют потребность в продуктах и услугах.

Социальные. Позволяют применять ранее неиспользуемые методы мотивации и улучшения условий труда, способствуют построению и функционированию новых структур, решают проблемы здравоохранения, образования, культуры.

Экологические. Способствуют реализации новых технологий в области охраны окружающей среды.

Информационные. Позволяют использовать новые информационные технологии, способствует организации рациональных информационных потоков в научно-технической и инновационной деятельности, что повышает достоверность и оперативность в получении информации.

Причины возникновения инновации бывают разными, инновации тоже:

Стратегические. Инновации с перспективным характером, должны обеспечить конкурентоспособность продукта или услуги предприятия.

Реактивные. Инновация, возникшая на действие конкурента. Схожа с стратегическими, так как тоже направлена на повышение конкурентоспособности товара или услуги.

По степени новизны рынка инновации бывают:

Новые в мировом масштабе.

Новые для конкретной страны.

Новые для отрасли.

Новые для предприятия.

Часто инновации довольно простые и небольшие по объему, основаны на незначительных улучшениях. Однако вложений капитала в повышение квалификации, приобретение физических активов, повышение репутации торговой марки требует довольно серьезных. Крупные технологические прорывы встречаются реже.

Создается инновация, создается конкурентноспособность, которая увеличивает возможности рынка, позволяет заполнить его сегменты, которые другие соперники раньше не замечали. И если и дальше конкуренты будут реагировать медленно, то преимущества могут стать устойчивыми. Например, японские компании бытовой электроники обратили внимание на модели маленького размера, потребляющие меньше энергии. За счет этого они добились конкурентных преимуществ, удерживать которые можно только с помощью постоянных улучшений.

Но помните - любое достижение можно скопировать или повторить. Так корейские компании, производя цветные телевизоры, догнали конкурентов из Японии. А в Бразилии компании разработали процессы производства, дизайн и виды кожаной обуви, которые сравнимы с товарами итальянских фирм. Прекратив совершенствовать продукцию и внедрять инновации, предприятие может потерять свои позиции, ее сразу обойдут соперники. Однако рано или поздно найдутся более динамичные конкуренты, которые создадут свои инновации, обойдут существующие преимущества и наладят аналогичный бизнес, но более дешевым способом ведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: