Вообще для внедрения инноваций существует несколько методов: 1. Принудительный метод. Иногда со стороны персонала возникает отрицание инновации, тогда необходимо использовать силу. В социальном плане это дорого и психологически тяжело. Но если предприятие ограничено по времени, то использовать можно, но зная, что откровенного сопротивления не будет. 2. Метод адаптивных отклонений. Данный метод характеризуется незначительными переменами в течение длительного периода. Руководит процессом специально созданная проектная группа. Сопротивление есть, хотя и слабое. Возникающие конфликты устраняются компромиссами, сделками или перестановками в руководстве. Метод рекомендуют использовать при стабильной внешней среде, когда опасность легко предвидеть, а срочности в принятии решения нет. 3. Управление кризисной ситуацией. Метод используется в кризисной ситуации. Например: состояние внешней среды угрожает развитию и совершенствованию предприятия, оно оказалось в жестоком цейтноте. 4. Управление сопротивлением. Метод, который можно реализовать в ограниченные сроки, продиктованные состояние внешней среды. Имея в своем составе срочность, данный метод приближается к принудительному. Если срочность уменьшается, то метод становится схож с адаптивным методом.
Инновационная деятельность в своем итоге получает новые идеи, продукты и технологические процессы новые или усовершенствованные, рождает новые формы организации и управления сферами экономики и ее структурами. Результаты могут быть представлены в виде продукции, имеющей материальную и вещественную форму, а могут быть и нематериальные (например «ноу-хау», представляющие собой частично или полностью конфиденциальные знания, опыт, навыки, сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера). Использование любой формы «ноу-хау» дает преимущество и выгоду лицу, их получившему.
|
Создатели новшеств приобретают на свои изобретения авторские или смежные с ними права. В таком случае возникает юридическое понятие - интеллектуальная собственность. Оно предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967г., задача которой помочь ее сохранить. В России законодательно помогает ст.44 Конституции Российской Федерации. Также действует пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:
Закон об авторском праве и смежных правах;
патентный закон Российской Федерации;
Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.
Охрана служебной и коммерческой тайны, ее способы и методы прописаны в Гражданском кодексе РФ. Там же сказано, что инновационная продукция должна быть индивидуальной. Для этого в ст. 138 того же Гражданского Кодекса установлено понятие - товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Товарным знаком можно назвать любое понятие или предмет (оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и другое). Товарный знак - предмет лицензионного соглашения, объект охраны промышленной собственности. Является составной частью интеллектуальной собственности и входит в состав нематериальных активов. Получить право на использование товарного знака можно, просто зарегистрировав его и получив лицензию. Лицензионная торговля быстро развивается, так как она приносит высокий доход и является менее рискованной по сравнению с прямым инвестированием. Поэтому применяются товарные знаки во всем мире, во всем мире они и защищаются.
|
Важную роль товарные знаки играют для производителей новшеств, продавцов и их покупателей, так как они указывают на того, кто несет ответственность за определенный товар. Разные производители могут выпускать однородную продукцию, разные продавцы могут ее распространять. Причем и у производителей, и у продавцов могут быть свои товарные знаки, которые служат ориентиром при выборе товара.
Функций у товарного знака несколько:
. Это ориентир при выборе товара.
. Дает понять о наличии соответствующего качестве товара.
. Помогает выделить товар среди схожих товаров других производителей.
. Указывает на источник происхождения товара, так как данные о владельцах товарных знаков есть в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве.
. Способствует рекламированию товара, что приносит производителю известность, что сохраняет либо увеличивает спрос на товар.
|
. За счет признания товарного знака, помогает производителю или продавцу занять определенное место на рынке.
Новые технологии передаются как в пределах одной страны, так и на международном уровне. И тогда конкурентноспособность новой продукции помогает в оценке эффективности инновационной деятельности. Если продукт обосновался на внутреннем или внешнем рынке, то инновационная деятельность прошла благополучно. Производственное техническое решение является уникальным и неповторимым. Поэтому индивидуальный технологический товар никогда нельзя связывать с другим товаром, хотя они могут быть из одной отрасли производства. Их сравнивают только по уровню полезного эффекта от использования.
Производя нематериальный продукт затрачиваются средства отличные от средств, потраченные на производство материальных активов. Труд, затраченный на создание новой технологии, в основе своей носит творческий характер. Непосредственное внедрение в производство технологий сопровождается материальными затратами: проектирование и строительство нового предприятия, реконструкция уже имеющихся зданий, обучение персонала, организация и управление процессом и так далее.
Экономические и финансовые показатели выражают эффективность деятельности предприятия. Рыночная экономика не терпит унифицированной системы показателей. Каждое предприятие, исходя из особенностей инновационного проекта, опыта и профессионализма менеджеров, определяет эту систему сам. Однако к показателям есть общие требования:
Показателями должны охватываться все процессы на всех стадиях жизненного цикла товара.
Показатели формируются на перспективу, основываясь на ретроспективный анализ деятельности предприятия, составление идет на 3-5 лет.
Показатели должны быть конкретными: основываться на конкретных товарах, на конкретных рынках, за конкретный период.
Главные показатели выражаются абсолютными, относительными и удельными величинами.
Показателями отображаются все аспекты финансовой деятельности.
Проектировать окончательные показатели можно, лишь проведя многочисленные расчеты, определяя степень риска, устойчивость финансовой деятельности, используя качественную и количественную информацию с техническими, организационными, экологическими, экономическими и социальными аспектами.
В зарубежной практике Организация Объединенных Наций по промышленному развитию советует применять следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности:
чистый дисконтированный доход,
внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования,
простая норма прибыли,
простая норма прибыли на акционерный капитал,
коэффициент финансовой автономности проекта,
коэффициент текущей ликвидности,
срок окупаемости инвестиций в инновационный проект.
Заключение
В современном мире понятие «инновация» не имеет общего определения. Это возникло из-за различных подходов авторов к изучению данной проблемы. Но определение, предложенное Й. Шумпетером в 1930 году, считается классическим.
Внедрить новую технику или технологию сложно. Настоящее время показало - технический прогресс «дорожает». Это связано с применением дорогих станков, роботов, компьютерного управления; экология требует повышенных расходов. Все это отражается на себестоимости продукции, увеличиваются затраты на амортизацию, обслуживание основных фондов.
Однако от восприимчивости к новинкам техники и технологии, которые помогают выпускать и реализовать качественный товар, от умения эффективно использовать материальные ресурсы, зависит конкурентоспособность предприятия, способность удержать позицию на рынке товаров и услуг. Высокая квалификация персонала, выполняющего исследования и разработки, тоже влияет на успешности инновационной деятельности. Новаторы, создавая инновацию, берут за критерий жизненный цикл изделия и экономическую эффективность. Цель их стратегии - создать новшество, тем самым возвыситься над конкурентами, стать уникальными, получить признание в определенной области.
Список использованной литературы
. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 2004.
.Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций: Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2005.
.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. -М.: Банки и биржи, 1997.
.Котлер Ф. Основы маркетинга. -М.: Ростинтэр, 1996.
.Максютов А.А. Экономика предприятия. - М.: Альфа-Пресс, 2005.
.Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
.Титов В.И. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Эксмо, 2007.
.Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. -М.: Прогресс, 1988.
.Фатхутдинов Р.А. Инновационных менеджмент (Innovatory management): Учебник для студентов вузов по специальности и направлению «менеджмент». - М.:»Интел-Синтез», 1998.
.Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: Дело, 2005.
.Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - Дашков и К°, 2003.
.Яркина Т.В. Экономика предприятия. - СПб.: Питер, 2005.
.Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити, 1997г.
.Менеджмент в предпринимательстве: Учебное пособие/Под ред. А.К. Казанцева, А.А. Крупанина. - М.: Инфра-М, 2003.
.Производственный менеджмент: Учебник/Под ред. В.А. Козловского. - М.: Инфра-М, 2003.
.Финансовый менеджмент: Учебное пособие/Под ред.проф. Е.И. Шохина, - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.
.Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
.Экономика предприятия: Учебник/Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2000.
.Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. //В.Э.- 1999. №1.
.Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом.- 1998. №3.
.Лосев В.С. Эффективность инноваций. // Экономика строительства.- 1998. № 9