История возникновения массажа в Европе и России




История массажа и системы массажа

 

1. История возникновения массажа в Европе и России.

2. Роль русских ученых-врачей в обосновании применения массажа и бани.

3. Системы массажа.

 

История возникновения массажа в Европе и России

Массаж зародился на ранних этапах развития народной медицины. В древности люди при различных недугах и болях применяли растирание, разминание и поколачивание тела.

А вот происхождение слова «массаж» и по сей день вызывает много споров. Так, одни филологи считают, что этот термин произошел от французского глагола masser - «растирать», который, в свою очередь, был заимствован из арабского языка: mass - «касаться», «трогать» или masch - «нежно надавливать». Другие полагают, что корни слова «массаж» следует искать в греческом, латинском и древнееврейском языках, третьи - в санскрите. В любом случае в значении слова будет «присутствовать» прикосновение.

Первые упоминания о массаже встречаются в папирусах, которым уже более 5000 лет. В Древнем Китае учебником по массажу можно назвать книгу «Кунг-фу» (написанная 3000 лет до н.э.), в которой не только подробно описывались приемы массажа, но и обосновывалось их лечебное воздействие на человека, оговаривались степень давления на кожу и продолжительность массажа для каждого случая. Позже во всех провинциях Китая были организованы врачебно-гимнастические школы, где врачи овладевали искусством массажа и куда прибывали больные для лечения массажем и физическими упражнениями. Самая знаменитая школа находилась в Канфане, а ее директор носил титул небесного врача. Восточные целители проводили массаж не только мышц, но и суставов, о чем свидетельствует следующее высказывание: «Китайцы растирают руками все тело, нежно сдавливая пальцами мышцы, особым образом растягивая суставы так, что раздается хруст, слышимый на большом расстоянии». Даже современные физиологи и массажисты признают «Кунг-фу» одним из наиболее авторитетных источников, описывающих методику и технику массажа.

Продолжением традиций «Кунг-фу» становится более поздняя рукопись «Хуан Ди Нэй Цзин» («Трактат Желтого Императора о внутреннем», IX в. до н. э.). В этой книге массаж рассматривается как способ комплексного лечения множества недугов, подробно описывается его влияние на нервную и сосудистую системы человека. Таким образом, массаж становится лекарством не только для тела, но и для души. «Если под воздействием испуга, - сказано в "Хуан Ди Нэй Цзин", - нервы и кровеносные сосуды человеческого тела закупорились, тело человека онемело, то с помощью массажа можно излечить его».

В VI в. в Китае был открыт первый в мире государственный медицинский институт, где студентам преподавали массаж как обязательную дисциплину, а в XVI в. издана энциклопедия «Сан-Тсай-Тулоси» в 64 томах, где были собраны и систематизированы все применявшиеся в то время приемы массажа: растирание, разминание, вибрация, поколачивание, описаны различные оздоровительные движения и техника их выполнения.

Параллельно с Китаем массаж развивался и в Индии. В древнейших трактатах о медицине, объединенных общим названием «Аюрведа» (1800 лет до н.э.), ему отводилась далеко не последняя роль, и так же подробно излагались приемы массажа и способы их применения на той или иной части тела. Далеко за пределами Индии были известны и широко применялись труды Сушруты, основоположника индийской хирургии, в которых подробно рассказывалось о том, как применять трение (растирание), давление (по-видимому, разминание), и приводились показания к применению того или иного приема массажа при различных патологических состояниях организма. А в специальных (методических) указаниях, адресованных медицинским сестрам, содержалось требование уметь делать массаж.

Массаж в Индии применялся при болезнях и при укусах змей, при усталости и особенно при травмах (ушибах, вывихах, переломах, растяжениях). В 1553 г. испанец Франсиско Лопес де Гомара при описании Вест-Индии высказал предположение о том, что массаж там является панацеей от всех болезней.

Еще до нашей эры искусство массажа распространилось и на соседние с Индией Непал и Цейлон. В цейлонской летописи «Махавамса», в которой повествуется об истории страны начиная с VI в. до н. э., упоминается массаж, применяемый с целью избавления от различных недугов. Дошедшие до нас древние письмена рассказывают, что в 1000 г. до н. э. на территории Непала существовали медицинские школы, в которых обучали массажу. Да и сейчас на улицах Катманду и других городов Непала можно видеть, как родители или бабушки делают детям массаж с применением различных масел.

В Египте, Ливии, Нубии и других странах Африки массаж был известен еще в XV-XII вв. до н. э. Так, записи, сделанные в «Книге приготовления лекарств для всех частей тела», изучались в XIX в. немецким ученым Георгом Эберсом. Этот уникальный древнегреческий трактат, названный впоследствии «Папирус Эберса», содержал около 900 рецептов лекарств для излечения от различных заболеваний, а также рекомендации по применению масел и бальзамов при массаже.

Из Египта применение массажа в сочетании с умащением тела маслами и мазями, а также широким использованием бани пришло в Древнюю Грецию. У греков под термином «апитерапия» понимался не только лечебный и гигиенический массаж, но и спортивный. Ему обучали в гимназиях наряду с физическими упражнениями. Именно в Греции, которой принадлежит почетная роль в истории физического воспитания, начали применять массаж до и после различных видов физических упражнений.

Первым пропагандистом массажа для здоровых и больных людей в Греции стал Геродикос (484-425 гг. до н. э.), который активно занимался самомассажем. Он одним из первых пытался выявить влияние массажа на ряд заболеваний. Тем не менее основоположником применения массажа как лечебного метода принято считать Гиппократа, величайшего врача Древней Греции (459-377 гг. до н. э.), который заявлял, что «врач должен быть опытен во многих вещах и, между прочим, в массаже». В сборнике «Кодекс Гиппократа», описывая влияние на больного приемов массажа, он объяснял их лечебное действие с точки зрения стимуляции физиологических процессов. Центральное место он отводил разминанию, благодаря которому «расслабленное сочленение крепнет, а тугое делается подвижным».

Врачи Древнего Рима заимствовали достижения теории и практики массажа у китайцев, индусов, египтян, греков и способствовали его дальнейшему развитию. Широкое применение в системе физического воспитания и медицине массаж получил благодаря древнеримскому врачу Асклепию (128-56 гг. до н. э.). Другой известный римский врач, один из последователей Асклепия, Авл Корнелий Цельс, также считал, что массаж «особенно благотворно действует на организм». А первым медиком древнего мира, заинтересовавшимся физиологией, стал Клавдий Гален, который считается основоположником экспериментальной медицины. Он подробно описал способы поглаживания, растирания, разминания, пассивных и активных маскирующих движений и одним из первых использовал массаж, следуя определенной методике.

Широко практиковали массаж и в римских банях в эпоху императора Каракаллы. Однако позднее в связи с распространением в Европе христианства, провозгласившего превосходство духа над плотью, массаж как оздоровительное и лечебное средство надолго исчез из жизни европейцев. Но народы, исповедовавшие другие религии, продолжали применять его в медицине и в быту.

В X-XI вв. отмечен рассвет арабской медицины. Известные ее представители Абу Бакр, Абу Али Ибн Сина (Авиценна) разработали новые методы лечения и предупреждения различных заболеваний, получившие название «восточный массаж». В своих трудах «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления» Авиценна дал подробное описание приемов массажа.

Его делали не только руками, но и ногами, стараясь «выдавить» из мышц венозную кровь (причем зачастую движения были направлены против тока крови) и придать гибкость суставам. Массаж ногами, или педиальный, применяется и сейчас, чаще всего в спортивной практике, когда у пациента большие и мощные мышцы и руками промассиро-вать их трудно.

Издревле славяне при лечении болезней использовали растирание - делали массаж тела с мазями, натирались они также тертой редькой, дегтем, са­лом и т.д. В состав мазей входили полынь, крапива, багульник, зверобой, бо­дяга, а также мед, скипидар, масло, медвежий жир и жир других животных. Больной ложился на горячую печь животом, накрывшись с головой всем, что находилось под рукой теплого и овчинного; натирался тертой редькой, дег­тем, салом, скипидаром и т.д. В случае, когда объявлялись боли в крестце или «ломило» в пояснице, так что не продохнешь, человека клали на живот и «тупым кесарем» насекали ему спину. Так элементы массажа вплетались в народную медицину То, что известно сегодня как русская баня, по свидетельству Геродота, использовалось скифо-сарматским племенем в V в. до н.э. В начале нашей эры банные сооружения стали строить восточные славяне, фин­ны и карелы. В Центральной Европе (Польше, Чехии и Словакии) бани воз­никли только в V - VII вв., с приходом с севера и северо-востока славянских племен, которые уже пользовались баней. Массаж в то время был неотъемлемой частью банной процедуры, цель которой - не только уход за телом, но и лечение от многих недугов.

В XI в. для русского князя Святослава Мудрого был переведен с грече­ского языка один из самых первых памятников древнерусской медицинской литературы - «Изборник Святослава». В нем содержались подробные описа­ния способов лечения при помощи трав, мазей, омовений и растираний.

В XII в. в славянской литературе стали появляться сведения о бабках- костоправах, искусно проводивших массаж. Так, в 30-е годы XII столетия внучкой князя Владимира Мономаха, Евпраксией, было написано сочинение под названием «Мази», в котором пристальное внимание уделялось описанию массажных приемов.

Если на Востоке массаж чаше всего проводили ногами, то древние сла­вянские племена, приспосабливаясь к суровым условиям своего климата, моясь и парясь в банях, широко использовали не только массаж, но и самомассаж с похлестыванием веником по телу.

Этот вид массажа назывался «хвощеванием». Такое похлестывание есть не что иное, как энергичное растирание, повышающее тонус тела. Данный способ массажа был не просто развлечением, а насущной потребностью и необходимым условием жизни у древнерусских племен, о чем свидетельствует тот факт, что часто одно племя платило другому дань березовыми вениками. «Веничный» массаж бытовал также у финнов и карелов.

Хотя обычай париться с березовыми вениками уходит корнями в далекие времена, нельзя сказать, что он принадлежит только прошлому. Наоборот. Загляните в любую баню, и вы увидите, с каким азартом хлещут себя в парилке, где от жара трудно дышать, сегодняшние любители березового массажа. Причина живучести древнего обычая очевидна: простая гигиеническая процедура доставляет море удовольствия, да к тому же еще и для здоровья пользу приносит.

Однако в Древней Руси не ограничивались хвощеванием: при лечении ревматических болей или травм с успехом применяли растирание суставов и разминание мышц, при этом пользовались мазями, жирами и сваренными из трав и листьев специальными снадобьями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: