Папирусы из Самарии в пещерах возле Иерихона




 

Засуха в южных районах Иудейской пустыни заставила знакомое уже нам племя таамире перегнать свой скот на пастбища, расположенные севернее, в окрестности Иерихона (Иордания). Летом 1962 г. в районе Вади-Далне, в одной из пещер, находящейся в 14 км севернее Иерихона и 12 км западнее реки Иордан, бедуины обнаружили множество скелетов и связки папирусов на арамейском языке. Большая часть находки оказалась в весьма плачевном состоянии-папирусы изъедены червями. Некоторые папирусы запечатаны глиняными печатями ("буллы") и на первый взгляд хорошо сохранились, но внутри они тоже попорчены червями.

 

Посредником между бедуинами и Археологическим музеем оказался хорошо нам знакомый Кандо. В конце концов наиденные папирусы перешли в собственность Палестинского Археологического музея. Исключительное право на исследование и издание найденных папирусов приобрела Американская школа восточных исследований на средства специально созданного для этой цели фонда.

 

Последовавшие затем две археологические экспедиции, организованные Археологическим музеем (декабрь 1962 г.) и Американской школой восточных исследований (январь 1963 г.) с участием Юсефа Саада, Ролана де Во и супругов Лэпп, а также первооткрывателя кумранских рукописей Мухаммеда эд-Диба, тщательно обследовали пещеру, в которой бедуины нашли папирусы. В пещере оказалось около 300 людских скелетов, керамика IV в. до н. э., куски одежды, ювелирные изделия, обрывки папирусов, буллы, монеты,

 

В августе 1963 г. Палестинский Археологический музей приобрел у бедуинов еще одну пачку мелких папирусных отрывков, происходящих из той же пещеры. Всего, таким образом, было найдено 40 папирусных фрагментов, 128 булл с оттисками печати по персидскому и аттическому образцам и 3 монеты.

 

Предварительное ознакомление с новым архивом, произведенное Ф. Кроссом и П. Лэппом, показало, что папирусы датируются отрезком времени в сорок лет: 375-335 гг. до н. э., т. е. годами, непосредственно предшествовавшими Восточному походу Александра Македонского. Две из трех монет также бесспорно датируются временем до Александра Македонского (аттическая тетрадрахма времени Филиппа II, отца Александра,.и персидский серебряный статер IV в.). Датировка же третьей монеты – тирского дидрахмона IV в. – проблематична: неясно, отчеканена ли она до или после похода Александра. По своему содержанию папирусы относятся к группе деловых документов – правовых, и административных. Среди них встречаются контракты на куплю-продажу рабов и земли, долговые и бракоразводные документы. Действующие в документах лица обозначены не только иудейскими теофорными именами, но также именами эдомитскими, моавитскими, ханаанскими и вавилонскими. Место составления всех документов – Самария.

 

Как попали самарийские папирусы в пещеру вблизи Иерихона? Комбинируя сообщения античных авторов (Флавий, Курций Руф, Евсевий) и новейшие археологические данные раскопок Самарии, Ф. Кросс гипотетически реконструирует такой ход событий. Когда Александр Македонский был в Египте, самаритяне, ранее вошедшие в доверие к Александру, сожгли Андромаха, наместника Сирии. Разгневанный Александр вернулся и отомстил Самарии и самаритянам. Город был разрушен дотла, затем стал заново отстраиваться и заселяться македонцами. Часть самарийской верхушки, опасаясь репрессий Александра, бежала из Самарии и нашла временное убежище в пещерах Вади-Далие. Там они были застигнуты воинами Александра и перебиты. Значение вновь открытого архива весьма велико. Четвертый век до н. э. едва ли не самый темный в истории Палестины I тысячелетия до н. э. Папирусы из Самарии – первые документальные материалы, освещающие социально-экономические отношения Палестины в период персидского владычества. Папирусы дают также некоторые новые сведения о политической истории этого периода, в частности впервые восстанавливается последовательный список правителей Самарии. Трудно переоценить значение новооткрытых папирусов для истории арамейского языка и его палеографии. Поскольку все найденные папирусы точно датируются IV в., они тем самым дают прочный критерий также для датировки ранних кумранских рукописей. Издание корпуса этих папирусов явится важным событием в науке, а имя будущего издателя этого корпуса проф. Ф. Кросса говорит о том, что это издание будет осуществлено на самом высоком научном уровне [54].

 

Раскопки Масады

 

В 70 г. н. э. антиримское восстание иудеев было потоплено в крови. Сотни тысяч людей погибли. Страна была опустошена, Иерусалим и его знаменитый храм были разрушены, сожжены и разграблены. Десятки тысяч пленных были уведены в рабство. Но Иудейская война на этом еще не окончилась. Сопротивление продолжали немногие храбрецы, укрепившиеся в труднодоступной крепости Масаде.

 

"Скалистый утес огромной высоты окружают со всех сторон обрывистые пропасти непроницаемой глубины, недоступные ни для людей, ни для животных; только в двух местах, и то с трудом, можно приступить к утесу: одна из этих дорог идет с востока, от Асфальтова озера (т. е. Мертвого моря.- И. А.), а другая, более проходимая,-с запада. Первую, вследствие ее узости и извилистости, называют Змеиной тропой. Она пробивается к выступам обрыва, часто возвращается назад, вытягивается опять немного в длину и с трудом достигает цели. Идя по этой тропе, необходимо попеременно твердо упираться то одной, то другой ногой, ибо если поскользнуться, то гибель неизбежна, так.как с обеих сторон зияют глубокие пропасти, способные навести страх и на неустрашимых людей. Пройдя по этой тропинке 30 стадий, достигают вершины, которая не заостряется в узкую верхушку, а, напротив, образует широкую поляну" [55].

 

Так Иосиф Флавий описывает путь к древней Масаде, представлявшей собою, по словам Флавия, "сильнейшую из всех крепостей". Само название "Масада" по-еврейски означает "крепость" ("Мецада"). Она была основана хасмонейским правителем Ионатаном в середине II в. до н. э. Значительно укрепил и благоустроил Масаду царь Ирод (37-4 г. до н. э.), окруживший вершину утеса высокой белокаменной стеной с 37 башнями. Длина крепостной стены составляла 1300 м, высота-7-8 м,толщина-5-6 м. Каждая из башен достигала высоты 30-32 м. Желая подготовить себе неприступное убежище "на черный день", Ирод включил в оборонительный комплекс крепости построенный ям массивный роскошный дворец с колоннадой и четырьмя башнями высотой около 40 м. Дворец славился своей великолепной отделкой, мозаичными полами, ванными комнатами н бассейнами.

 

Жилые помещения для многочисленного гарнизона были пристроены к внутренней стороне крепостной стены. Внутренняя же площадь вершины, представлявшая плодородную землю, осталась незастроенной и предназначалась для возделывания и посевов на случай осады крепости. Подземные водопроводы и вырубленные в скале цистерны и водоемы обеспечивали непрерывное водоснабжение. Обширные складские помещения хранили запасы продовольствия (хлеб, масло, вино, финики, стручковые плоды) и оружие на 10 тыс. человек, а также запасы железа, меди и олова.

 

Однако не Ироду довелось проверить неприступность этой крепости. В 67 г. н. э., на второй год после начала Иудейской войны против римлян, в Масаде обосновались сикарии, наиболее радикальное крыло революционной партии зелотов, возглавившей антиримское восстание. Сикарии, выражавшие интересы обездоленных социальных низов – закабаленной бедноты и рабов, включили в свою программу непримиримую борьбу как с римским господством, так и с собственной имущей верхушкой. Последнее видно из того, что сикарии уничтожали долговые документы и отпускали на волю рабов, которых призывали в свои ряды.

 

При падении Иерусалима в 70 г. н. э. последним оплотом восставших оставалась захваченная сикариями Масада. И, несмотря на ничтожное количество оборонявших крепость, в которой едва насчитывалась тысяча человек, по существу Иудейская война закончилась лишь с падением Масады в 73 г. н. э.

 

Для захвата Масады римскому полководцу Сильве потребовалось три года. Около 9 тыс. рабов проводили дороги и подносили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана. Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоявшую из деревянных балок и земли, участь Масады была решена. Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством, предварительно предав огню все ценности, кроме продовольственных запасов. В речи, вложенной Флавием в уста Элеазара, главы оборонявшихся, говорится: "Но прежде мы истребим огнем наши сокровища и всю крепость… Только съестные припасы мы оставим в целости, ибо это будет свидетельствовать после нашей смерти, что не голод нас принудил, а что мы, как и решились от самого начала, предпочли смерть рабству". Речь Элеазара и описание последовавшего за ней самоубийства 960 человек принадлежат к наиболее впечатляющим страницам сочинения Флавия.

 

Утром следующего дня римляне через пробитую тараном брешь ворвались в пылавшую огнем Масаду. Озадаченные необычайной тишиной, они подняли шум, на который из подземелья вышли укрывавшиеся там две женщины с пятью детьми. Женщины рассказали римлянам обо всем происшедшем. Во внутреннем помещении дворца римляне нашли груды тел женщин, детей и мужчин. Этим завершается описание Флавием трехлетней осады и разрушения Масады 1890 лет назад. Развалины Масады впервые были обнаружены и отождествлены на скалах, называемых ныне Аль-Сабба, еще в прошлом веке английскими учеными Смисом и Робинзоном. Энтузиаст раскрытия тайн Масады Ш. Гутман, начиная с 1932 г., систематически изучает район Масады и его развалины. Интересными и важными результатами увенчались кратковременные пробные археологические экспедиции в 1955-1956 гг. под руководством И. Ахарони и Ш. Гутмана. В крепости были обнаружены большие складские помещения.

 

Складские строения делятся на три крыла и состоят из длинного ряда помещений. В южном крыле на месте арсенала обнаружена хорошо оштукатуренная; стена и обвал крыши, сгоревшей во время большого пожара, описанного Флавием. В северном крыле найдены неоштукатуренные стены и различная посуда из неизвестного сорта глины. Здесь, по-видимому, и были склады пищевых продуктов. В то время как в оружейных и прочих складах видны следы большого пожара, в помещениях, где хранились съестные припасы, никаких признаков пожара нет. Таким образом, археологически подтверждается сообщение Флавия, что повстанцы сожгли все склады в крепости, за исключением продовольственных. На очищенной части южной стеньг "дворца с колоннами" Ирода обнаружены красочные фрески с изображениями геометрических фигур и цветов. По словам руководителей экспедиции, эти рисунки отличаются высокими художественными достоинствами.

 

Большой интерес представляют открытые в подвалах дворца Ирода два письменных памятника – остракон и папирусный отрывок на еврейском языке. Письмо их сходно с письмом кумранских рукописей. Значение этих первых небольших рукописных памятников, найденных в Масаде, в том, что они могут быть привлечены для археологической и палеографической датировки кумранских рукописей, поскольку они прочно датируются временем до 73 г. н. э.

 

В том же дворце Ирода, на полу, под обвалом на месте пожара обнаружены две полосы хорошо сохранившегося пергамента, к сожалению неисписанного. Все это говорит о возможности новых открытий рукописей. A priori ясно, что сотни людей, искавших убежища в неприступной крепости, могли захватить с собой представлявшие для них ценность деловые документы, священные тексты и литературные произведения. И, быть может, пламя пожара и обвалы пощадили не только названные отрывки… Что еще может обнаружиться среди слежавшегося в течение девятнадцати веков мусора и щебня?

 

В октябре 1963 г. начала работу новая комплексная археологическая экспедиция во главе с проф. И. Ядином. Экспедиция, в которой принимают участие 250 человек и вспомогательные армейские подразделения, рассчитана на два раскопочных сезона по шесть месяцев каждый. Задачей раскопок является тщательное и систематическое обследование развалин и выявление всего археологического комплекса, остатков крепостных сооружений, дворцовых строений с их фресками, мозаикой и другими художественными памятниками. В ходе раскопок должны быть установлены планы всех строений, их архитектурные формы и детали; извлечены все памятники материальной культуры (орудия, оружие и предметы быта), погребенные в подвалах строений и в завалах шебня и мусора. Разумеется, заветной мечтой экспедиции являются находки рукописных памятников.

 

Экспедиция обосновалась к западу от скалистого утеса, на том месте, откуда римский полководец Сильва начал штурм Масады. К подножию горы через пустыню проложена 25-километровая дорога, по которой ежедневно доставляются продукты, вода и материалы.

 

Судя по спорадическим сообщениям прессы, в ноябре-декабре 1963 г. сделаны следующие находки. Во дворце Ирода обнаружена комната, отождествляемая с тронной (?), и ванная комната, помещение с обломками музыкальных инструментов, царская кухня и гончарная мастерская. В крепостной стене выявлены следы 200 жилых помещений. Об обитании там людей свидетельствуют остатки пищи, посуды и домашних вещей, вплоть до метлы из пальмовых листьев, перевязанных тонкой веревкой. Одно помещение на вершине отождествляется с древнейшей синагогой.

 

Высота слоя мусора и щебня достигает минимум 1 м. Внутри этого слоя находятся домашняя утварь, орудия труда, оружие; камни, катапультированные римлянами и ими же заброшенные железные и бронзовые наконечники стрел; 400 бронзовых чешуек художественного изготовления, по-видимому, часть бронированной одежды; 40 глиняных кувшинов с пометками их обладателей (?); сандалии; скелеты женщины и мальчика; женские украшения (кольца, серебряные броши, сосуды для благовоний из слоновой кости); остатки посуды из тончайшего стекла и др.

 

О размерах находок говорит тот факт, что к l.V. 1964 г. в Иерусалимский музей перевезено около 30 тонн археологических находок. Раскопки будут продолжены осенью 1964 г. Предполагается реставрация дворца и превращение его в музей.

 

В сообщениях прессы говорится также о находках монет и рукописей. Найден необычайно крупный клад: 2200 бронзовых и серебряных монет; 1400 монет относятся ко времени Иудейской войны и среди них три редчайшие монеты, датируемые 5-м годом восстания, т. е. 70 г. н. э.! Около 780 монет относятся ко времени Янная, Ирода и римских прокураторов. Одна монета чекана Тибериады от 99 г. н. э. свидетельствует о тем, что римский гарнизон, оккупировавший Масаду, находился в ней по крайней мере до 99-100 г. н. э.

 

В предварительном порядке объявлено о находке следующих письменных памятников: папирусы делового содержания на латинском и греческом языках; рукописи библейских книг, в том числе фрагменты книг Левит и Псалмов, совпадающие с масоретским текстом; 7 больших фрагментов апокрифической книги Бен-Сиры, палеографически датируемой началом I в. до н. э. Таким образом, этот текст почти современен тексту греческого перевода, сделанного в Египте внуком Бен-Сиры в 138 г. до н. э. Реставрированный проф. Биберкраутом один из фрагментов содержит главы 41-44 книги Бен-Сиры. Эта находка ставит на новую текстологическую основу изучение рукописи произведения Бен-Сиры, найденной в Каирской генизе. 200 острака с еврейскими именами представляют большой интерес для изучения палеографии и ономастики. Найдены также отрывки кожаных свитков неустановленного еще содержания.

 

Особое знамение имеет находка фрагментов рукописи кумранского происхождения. В 1960 г. Страгнелом были опубликованы найденные в 4-й кумранской пещере два фрагмента литургического сочинения (Sirot 'Olat Hassabbat). Находка в Масаде фрагментов этого же сочинения представляет выдающийся интерес во многих отношениях. Найденные в Масаде фрагменты имеют прежде всего большое датирующее значение, ибо ясно, что эта рукопись была написана до падения Масады в 73 г. н. э. Следовательно, блестяще подтверждается выдвинутая на основании археологических и палеографических данных гипотеза, согласно которой кумранские рукописи были спрятаны в пещерах до 68 г. н. э. – времени захвата римлянами района Кумрана. Но в таком случае дата 68 г. н. э. является одновременно также terminus ad quern их написания. Иными словами, теперь можно считать бесспорно установленным фактом, что спрятанные в кумранских пещерах рукописи написаны до 68 г. н. э.

 

Далее, во фрагментах названного литургического сочинения имеются хронологические указания, которые блестяще подтверждают также правильность составленной учеными таблицы кумранского календаря. Так, в найденном Ядином в конце 1963 г. отрывке говорится: "Песнь субботнего всесожжения, шестой субботы, дня девятого, месяца второго". В отрывке, опубликованном Стратнеллом в 1960 г., говорится о седьмой субботе, падающей на 16-е число второго месяца. Обе эти даты в точности совпадают с разработанной в науке таблицей кумранского календаря [56]. Тем самым подтверждается также принадлежность авторов кумранских рукописей к ессейскому движению.

 

Наконец, находка в Масаде – цитадели сикариев – рукописей кумранского происхождения по-новому ставит чрезвычайно важную проблему взаимоотношений членов кумранской общины с наиболее революционными элементами страны – зелотами и сикариями в ходе антиримского восстания 66-73 гг. и вопрос об участии кумранитов в этом восстании.

 

Разумеется, детальное истолкование найденных в.Масаде рукописных памятников-дело будущего.

 

Одно уже теперь ясно: продолжающиеся раскопки Масады сулят много новых, важных и интересных сведений. Судить о них можно будет после завершения раскопок и опубликования всего найденного материала.

 

Список сокращений

 

1 QS -Устав кумранской общины

 

1QM-Свиток Войны (Война сынов света против сынов тьмы)

 

IQpHab – Комментарии на книгу Хабаккука

 

CD – Дамасский документ

 

4QpNahum – Комментарий на книгу Нахума

 

1Q Myst. – Книга Тайн

 

4QpPs – Комментарий на книгу Псалмов

 

4Q Florilegium – Сборник эсхатологических текстов (‹Флорилегиум›)

 

Mur. – Мураббаат.

 

ВДИ – "Вестник древнего мира"

 

ПС – "Палестинский сборник"

 

СА – "Советская археология

 

Литература на русском языке

 

Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; изд. 2, М., 1961, 271 стр.

Амусин И. Д., Документы из Вади-Мураббаат, – ВДИ, 1958, № 1, стр. 104-124.

Амусин И. Д., Кумранский фрагмент "молитвы" вавилонского царя Набонида. – ВДИ, 1958, № 4, стр. 104-117.

Амусин И. Д., Раскопки Хирбет-Кумрана и Айн-Фешхи, – СА, I960 № 2, стр. 289-300.

Амусин И. Д., К определению идеологической принадлежности кумранской общины, – ВДИ, 1961, № 1, стр. 3-22.

Амусин И. Д., Документы из Вади-Мураббаат, II,-ВДИ, 1961, №4 стр. 136-147.

Амусин И. Д., Арамейский контракт 134 г. н. э. из окрестностей Мертвого моря, Древний мир. Сборник статей, посвященный акад. В. В. Струве, М., 1962, стр. 202-213.

Амусин И. Д., К кумранской библиографии, – Вопросы истории религии и атеизма, X, 1962, стр. 399-403.

Амусин И. Д., Кумранский комментарий на Наума (4 Qp Nahum),- ВДИ, 1962, № 4, стр. 101-110.

Амусин И. Д… Рукописи Мертвого моря и кумранская община,- ‹Наука и техника›, 1963, № 5, стр. 34-36.

Амусин И. Д., Учитель праведности кумранской общины, – Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. VII, 1964, стр. 253-277.

Амусин И. Д., Новые отрывки кумранского комментария на Наума (4 Qp Nahum //-/У),-ВДИ, 1964, № 1, стр. 35-47.

Белов А., Рукописи Мертвого моря, – Альманах Хочу все знать, Л., 1961, стр. 227-235.

Варшавский А., Рукописи Мертвого моря, М., 1960, 111 стр.

Варшавский А., Находки в пустыне,-Знание-сила, 1960, № 5 стр. 28-34.

Вильскер Л. X., О документах, найденных в Нахал-Хевер, – ВДИ 1964,№ 1, стр. 120-130.

Голубцова Н. А., Публикация и переводы кумранских свитков, – Сб. Вопросы истории религии и атеизма, вып. 8, М., I960,, стр. 439-448.

Донини А., Рукописи из окрестностей Мертвого моря и происхождение христианства,- ВДИ, 1958, № 2. стр. 114-131.

Ильинская Л., Документы. Кумрана,-Наука и жизнь, 1959, № 7 стр. 45-51.

Каждан А. П., Новые рукописи, открытые на побережье Мертвого моря, – Сб. Вопросы истории религии и атеизма, вып. 4, М., 1956. стр. 280-313. Каждан А. П., Рукописи рассказывают, – Наука и жизнь, М., 1957, № 3, стр. 41-43.

Кацнельсон И., Новые открытия у Мертвого моря, – Азия и Африка сегодня, 1962, № 5, стр. 44-45.

Кацнельсон И., Загадки Медного свитка, – Азия и Африка сегодня, 1963, № 7, стр. 46-47, 52.

Ковалев С. И. и Кубланов М. М., Находки в Иудейской пустыне, М., 1960, 92 стр. [изд. 2 – М., 1964].

Ковалев С. И., Православное богословие и открытия в районе Мертвого моря, – "Ежегодник Музея истории религии и атеизма", IV, 1960, стр. 3-9.

Кубланов М. М., Открытия в районе Мертвого моря, – "Нева", 1959, № 9, стр. 169-174.

Кубланов М. М., Христос до Христа,-"Наука и религия", 1960, № 1, стр. 38-46.

Кубланов М. М., Кумранские открытия и современное богословие, – "Ежегодник Музея истории религии и атеизма", VI, 1962, стр. 374-397.

Леонидов А., Новые данные о происхождении христианства, – "Современный Восток", 1959, № 11, стр. 56-59.

Лившиц Г. М" Кумранские рукописи и их историческое значение, Минск, 1959, 81 стр.

Мещерский Н. А., Находки и документы Кумрана (новые материалы к вопросу о происхождении раннего христианства),-Ученые записки Карельского педагогического института, т. XII, Петрозаводск, 1961, стр. 39-59.

Мещерский Н. А., Следы памятников Кумрана в старославянской и древнерусской литературе (К изучению славянских версий книги Еноха),-Труды отдела древнерусской литературы, XIX, М., 1963, стр. 130-147.

Мещерский Н. А., К истории текста славянской книги Еноха. (Следы памятников Кумрана в византийской и старославянской литературе), Византийский Временник, т. XXIV, 1964, стр. 91-108.

Немировский А., Свитки Мертвого моря, – Подъем, Воронеж, 1959, № 3, стр. 64-69.

Социально-политические и идеологические течений позднего эллинизма по данным кумранских рукописей и сообщениям античных ав-ров (переводы с прим. И. Д. Амусина, К. Б. Старковой, Л. X. Вильскера и М. М. Елизаровой), в кн. Хрестоматия по истории древней Греции, М., 1964, раздел XIII. Старкова К. Б., Рукописи из окрестностей Мертвого моря, – ВДИ, 1956, № 1, стр. 87-102.

Старкова К. В., Новая литература о рукописях из окрестностей Мертвого моря,- ВДИ, 1958, № 1. стр. 196-211.

Старкова К. Б., Устав для всего общества Израиля в конечные дни, -ПС, вып. 4(67), 1959, стр. 17-72

Старкова К. Б., Дополнения к "Уставу" кумранской общины (перевод текста и примечания),-ПС, вып. 5 (68), 1960, стр. 22-31.

 

 


[1][1] Ф. Энгельс, Бруно Бауэр и первоначальное христианство, – К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 19, стр. 307.

 

[2][2] Эти рукописи получили в науке условное наименование "кумранских" по месту их нахождения в пещерах Вади-Кумрана.

 

[3][3] Ессеи-общественно-релнгиозное течение, возникшее во II в. до н. э. Характеристику ессеев см. ниже: (стр.38-44).

 

[4][4] Арамейский язык принадлежит к группе семитических языков и был широко распространенным разговорным и литературным языком в Передней Азии с I тысячелетия ло н. э.Десять свитков написаны квадратным письмом

 

[5][5] Десять свитков написаны квадратным письмом.

 

[6][6] Слова "эсхатология" и "эсхатологический" происходят от греческого слова "эсхатос", т, е. самый крайний последний

 

[7][7] В синодальном переводе Библии к 151-му псалму имеется следующее примечание: "У Евреев псалма сего нет; он переведен с Греческого".

 

[8][8] Слова "апокалиптический" и "апокалипсис" (т. е. "откровение") происходят от греческого слова "апокалюптейн", т. е. "открывать", "раскрывать". Мистический характер апокалиптическим произведениям придают таинственные "видения", явившиеся авторам этих откровений".

 

[9][9] Слово "мессия" происходит от древнееврейского "машиах", т. е. "помазанник", в произношении греков – "мессиас".

 

[10][10] Ветхозаветными апокрифами называются произведения, не вошедшие в иудейский ветхозаветный канон, а новозаветными апокрифами – произведения, не включенные в новозаветный, евангельский канон.

 

[11][11] Среди них: книги Маккавеев, Премудрости Иисуса, сына Сираха (бен-Сира), Премудрости Соломона, Товит, Иудифь, Юбилеи, Енох, Завещания 12 патриархов и др

 

[12][12] В научной литературе они иногда называются "девтероканоническими".

 

[13][13] Ж. Карминьяк приписывает учителю и авторство Устава

 

[14][14] Фарисеи – общественно-политическое и религиозное течение, возникшее во II в. до н. э. и в основном представлявшее интересы средних слоев населения. Из среды фарисеев вышли наиболее видные законоучители

 

[15][15] Саддукеи – группировка господствующего класса, объединявшая представителей высшей знати – жреческой, военно-аристократической, землевладельческой

 

[16][16] Гениза – хранилище старых, вышедших из употребления книг и рукописей

 

[17][17] В 1963 г. английский ученый Тейхер выступил в журнале "Antiquity" со статьей, в которой он пытается опровергнуть общепринятую теперь в науке интерпретацию археологического комплекса Хирбет-Кумрана. По мнению Тейхера, развалины этого строения представляют собой остатки христианского монастыря ранневизантийского времени (IV в. н. э.), а найденные в пещерах рукописи никакого отношения к этому строению не имеют. Свои воззрения Тейхер обещает развить в специальной книге, которая, разумеется, потребует особого рассмотрения и разбора. Доводы Тейхера не представляются убедительными, особенно в свете раскопок Масады (1963-1964 гг.).

 

[18][18] Цит. по ст.: М. К. Трофимова, Из истории идеологии II века н. э, – ВДИ, 1962, № 4, стр. 82.

 

[19][19] В "Деяниях апостолов" рассказывается о страшном наказании некоего Анания и его жены Сапфиры за утайку от руководителей общины цены проданного имения (V, 1-5).

 

[20][20] Ф. Энгельс, К истории первоначального христианства, – К. Маркс, и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 22, стр. 477

 

[21][21] Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии. – К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 7, стр. 377-378.

 

[22][22] Дошедшее написание bhyrw буквально означает "избранник его". В других случаях контекст указывает на то, что такое написание является неполным (scriptio defectiva) и означает "избранники его". Вообще же для Комментария на Хабаккука, в котором встречается цитируемый текст, характерно, однако, полное написание (scriptio plena).

 

[23][23] Зелоты, или "ревнители", – радикальная ветвь в течении фарисеев, опиравшаяся на социальные низы общества.

 

[24][24] Сикарии, или "кинжальщики", – выразители интересов самых обездоленных социальных низов – закабаленной бедноты и рабов. Наиболее решительные и непримиримые борцы против римского владычества сикарии обращали острие своих кинжалов также против собственных притеснителей

 

[25][25] Плиний имеет в виду находящийся неподалеку от Кумрана район Эйн-Геди, славившийся своими пальмовыми и финиковыми рощами. Археологический материал Хирбет-Кумрана и Айн-Фешхи свидетельствует об использовании кумранитами для строительства пальмовых деревьев и о питании их финиками.

 

[26][26] Плиний Старший, Естественная история, V, 17

 

[27][27] Philo, Quod omnis probus liber sit, § 77-79.

 

[28][28] Ф и а с ы – культовые ассоциации в древней Греции

 

[29][29] Сисситии – общие трапезы, обязательные для граждан древней Спарты и некоторых других государств Греции

 

[30][30] Акме – греческое слово, обозначающее высшую степень, цветущую пору.

 

[31][31] Eusebius, Praeparafio evangelica, VIII, 11.

 

[32][32] Точно такое же выражение встречается в уставе кумранской общины, где говорится о "смешении" (l`rb) имущества новичка (1 QS VI, 22).

 

[33][33] Из других общин

 

[34][34] Имеется в виду трапезная

 

[35][35] Аналогичный топорик был найден при раскопках Хирбет-Кумрана

 

[36][36] По мнению М. Елизаровой, имеются в виду должностные лица общины

 

[37][37] Иосиф Флавий, Иудейская война, II. 8,-цит. по кн.: "Хрестоматия по истории древней Греции", М., 1964, стр. 619-621.

 

[38][38] Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 8, 10 (перевод М. М. Елизаровой).

 

[39][39] См. Приложение. Раскопки Масады

 

[40][40] Сеа – около 15 кг.

 

[41][41] Тефиллин – молитвенные принадлежности иудеев.

 

[42][42] Для удобства читателей приводим перевод без указания многочисленных восстановлении текста, сделанных Ж. Миликом в большинстве случаев на основании сохранившихся параллельных мест. О тождественности этого имени с именем Шимеон Бар-Кохба с.м. ниже.

 

[43][43] Гиллель, сын Гариса, – очевидно, уполномоченный Бар-Кохбы по сдаче земель в аренду в топархии Геродиум

 

[44][44] Всего около. 1714 кг зерна.

 

[45][45] По преданию, рабби Акива сослался на стих из книги Чисел (24, 17): "Восходит звезда от Иакова" – намек на царя-мессию.

 

[46][46] Y. Yadin, The Finds from the Bar-Kokhba Period in the "Cave of Letters", – "Judean Desert Studies", vol. I, Jerusalem, 1963 (иврит)

 

[47][47] И. Ахарони предположил, что в этой пещере мог скрываться Давид во время своего бегства от Саула и что здесь разыгралась та драматическая ситуация, о которой красочно рассказывается в 24 главе I книги Самуила (Давид со своими людьми скрывается в одной из пещер в окрестностях Эйн-Геди. Преследовавший Давида Саул по своей нужде один вошел в эту пещеру, не зная, что там его враг. Давид великодушно не убивает Саула, а лишь отрезает край его одежды, что является заменительным магическим действом, известным в науке под названием "часть вместо целого"). Н. Авигад отвергает предположение И. Ахарони, ибо в пещере нет ни одного свидетельства археологического периода Железа I. И действительно, предположение И. Ахарони не может быть ничем подкреплено. Однако рассказ книги Самуила показывает, что пещеры в окрестностях Эйн-Геди издавна служили убежищем для скрывавшихся от преследования людей.

 

[48][48] Так, проф. Б. Мазар обнаружил такого рода святилище во время недавних раскопок в Эйн-Геди

 

[49][49] В объяснении нуждается находка одной лампы византийского) времени – не ранее V в. н. э.

 

[50][50] Ж. Милик сообшил, что в числе неопубликованных документов "из неустановленных мест нахождения" имеется письмо некоего Шимеона бар-Мататия Шимеону бар-Косиба, в котором он сообщает ведения о расположении римских лагерей!

 

[51][51] По предположению Ядина. общий характер погребения говорит о его вторичном характере. Обреченные обитатели пещеры умерли от жажды и голода. И лишь впоследствии, после снятия осады, родственники или знакомые погибших предали их погребению. Но и при этом предположении остается неясным вопрос о мотиве укладки черепов в корзины. Всего в пещере обнаружено 26 скелетов".

 

[52][52] Текоа-небольшой город или поселение в 18 км юго-восточнее Иерусалима и 7.5 км южнее Бетлехема (Вифлеема) на границе Иудейской пустыни. Текоа славился своими пастбищами (по преданию, пророк Амос был пастухом из Текоа) и овощеводством

 

[53][53] Среди деловых документов из Вади-Мураббаат и Пещеры писем встречаются также документы типа "Гет пашут", т. е. "простой контракт". Документы этого типа не перевязываются, текст приводится только один раз, под ним – подписи контрагентов и свидетелей.

 

[54][54] Первые сообщения о находке Самарийских рукописей были сделаны П. Лэппом и Ф. Кроссом. См. Р. W. Lapp, The Samaria Papyri, -, 16, September 1963, № 3, pp. 204-206; F. М. Cross, The Discovery of the Samaria Papyri, – "The Biblical Archaeologist", XXXVI, December 1963, № 4, pp. 110-121

 

[55][55] Иосиф Флавий, Иудейская война, VII, 8, 3. Перевод Я.Л. Чертка.

 

[56][56] Ср. И. Д. Амусин, Рукописи Мертвого моря, М., 1960, стр. 163

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: