Схема графического анализа слова




Графический анализ слова должен включать в себя все характеристики букв, данные в предыдущих параграфах.

Что необходимо сделать для графического анализа слова?

1. Записать слово в транскрипции и графически.

2. Назвать буквы и обозначаемые ими звуки. Определить количество букв и количество звуков. Если имеется расхождение между звуковым и буквенным составом слова, объяснить причину этого расхождения.

3. Определить, как проявляется слоговой принцип графики:

а) в обозначении твердости- мягкости;

б) в обозначении [ј].

4. Выявить отступления от слогового принципа (если имеются). Назвать причины, обусловившие нарушение слогового принципа.

5. Рассмотреть соотношение «буква-фонема /и ее аллофоны)».

а) однозначная или двузначная буква;

б) немногозначная или многозначная буква;

в) в каком значении выступает буква в данном слове (в главном или второстепенном).

 

Образец графического анализа слова.

1. дистанция - [дистанцыјъ]

2. В слове 9 букв и 10 звуков. Йотированная буква я обозначает два звука - [јъ].

Буква «дэ» обозначает [д’] - аллофон /д’/.

Буква «и» обозначает [ј] - аллофон /ј/.

Буква «эс» обозначает [с] - аллофон /с/.

Буква «тэ» обозначает [т] - аллофон /т/.

Буква «а» обозначает [а] - аллофон /а/.

Буква «эн» обозначает [н] - аллофон /н/.

Буква «цэ» обозначает [ц] - аллофон /ц/.

Буква «и» обозначает [ы] - аллофон /и/.

Буква «я» обозначает звуки [јъ] - аллофоны /ј/ и /а/.

3. Слоговой принцип графики проявляется

а/ в обозначении твердости-мягкости согласных на письме:

мягкость [д’] передается графическим слогом «ди», где буква и и указывает на мягкость предшествующего согласного, обозначенного буквой «дэ»;

твердость [т] передается графическим слогом «та», где буква а обозначает [а] и указывает на твердость предшествующего согласного, обозначенного буквой «тэ».

б/ в обозначении на письме [ј]:

буква я в положении «конец слова, после буквы и» обозначает два звука: [јъ].

4. Графический слог «ци» представляет отступление от слогового принципа графики, так как буква и должна указывать на мягкость предшествующего согласного, а [ц] - твердый непарный. Причина отступления – действие правил орфографии современного русского литературного языка.

5. Буква «дэ» имеет два главных значения, так как может обозначать [д] и [д’]: [док] – [д’ук]. Это двузначная буква. Фонема /д/ является парной по глухости-звонкости, поэтому буква «дэ» может иметь второстепенное значение, обозначая [т], [т’]: ло[т]ка, когда-нибу[т’]. Следовательно, буква «тэ» многозначная. В слове она выступает в главном значении.

Буква и имеет два главных значения, так как обозначает [и] и сочетание [ји]: [сълав’ји], т.е. это двузначная буква. Буква и может обозначать на письме [ы]: [цырк], т.е. это многозначная буква. В слоге «ди» она выступает в основном значении, в слоге «ци» - во второстепенном.

Буква «эс» имеет два главных значения, так как может обозначать [с] и [с’]: [сон’]я и [с’эн]о, т.е. это двузначная буква. Фонема /с/ является парной по глухости – звонкости, поэтому буква «эс» может иметь второстепенное значение, обозначая [з] и [з’]: [зб]росил, [з’д’]елал, т.е. это многозначная буква. В данном слове она выступает в основном значении.

Буква «тэ» имеет два главных значения, так как может обозначать [т] и [т’]: [том] – [т’ом]а. Это двузначная буква. Фонема /т/ является парной по глухости – звонкости, поэтому буква «тэ» может иметь второстепенное значение, обозначая [д], [д’]: по[дб’]ить, по[т’с’]елить, т.е. буква «тэ» многозначная. В слове она выступает в главном значении.

Буква а имеет одно главное значение, так как обозначает сильную фонему /а/. Это однозначная буква. Буква а может передавать другие гласные звуки, появляющиеся в результате качественной редукции: сады - [сΛды], садовод - [съдΛвот], т.е. может иметь второстепенное значение. Буква а – многозначная. В слове «дистанция» она выступает в основном значении.

Буква «эн» имеет два главных значения, так как может обозначать /н/ и /н’/: [нос] - [н’ос]. Это двузначная буква. Фонема /н/ - непарная по глухости-звонкости, т.е. «эн» – немногозначная буква. В слове она выступает в главном значении.?????????

Буква «цэ» имеет одно главное значение, так как обозначает сильную фонему /ц/. Это однозначная буква. Фонема /ц/ является непарной по глухости-звонкости, т.е. «цэ» – немногозначная буква. В слове она выступает в главном значении.

Буква я имеет два главных значения, так как может обозначать сильную /а/: мята - [м’ат]а - и сочетание сильных фонем /ј/ + /а/: яма - [ја]ма, т.е это двузначная буква. Помимо основных значений, буква я имеет второстепенные значения, так как может обозначать редуцированные гласные звуки: [ие] (пятак - [п’иетак]); [јие] (объявилась - объ[јиев’]илась); [ь] (пятачок - [п’ьт]ачок); [јь] (заяц - [зајьц). В слове «дистанция» буква я выступает во второстепенном значении.

 

Практические задания

 

Задание 17. «Современное русское письмо» № 7, стр. 40 В дореволюционном школьном учебнике русского языка П.Смирновского (1914 г.) говорится:

 

«Гласные звуки делят на твердые и соответствующие им мягкие:

твердые – а, о, э, у, ы,

мягкие – я, е, ю, и».

 

Докажите ошибочность этих утверждений.

Задание 18. Ветв. Задание 2, стр. 59. Приведите примеры употребления букв в, т, и о в основных и второстепенных звуковых значениях.

 

Задание 19. Ветв Задание 1, стр. 59. Определите звуковые значения букв б, г и а в словах:

1) бор, белка, дуб, дробь;

2) город, гибель, легкий, рог, острого;

3) сам, сама, часы, лошадьми.

 

Задание 20. Ветв Задание 3, стр. 60. Написание следующих слов иллюстрирует нарушения всех четырех требований к идеальной графике. Определите эти нарушения:

 

1) рожь, путь, ель, ночь, вьюга, тень, подъём, солнце, местный;

2) колея, ель, юг;

3) путь, ель, резче, счёт, мужчина;

4) кот, кит, пакет, рюкзак гз, лес – леса, вол – волы.

 

а) Почему некоторые слова оказались сразу в двух или даже трех группах?

б) Почему во многих случаях нельзя правильно прочесть слова без ь и ъ, которые сами по себе звуков не обозначают?

 

Задание 21. Ветв Задание 1, стр. 62. Перепишите слова, подчеркните в них буквы е, ё, и, ю, я одной чертой, если эти буквы обозначают сочетание звуков «[j] + гласный».

 

Лес, ель, мёд, ёлка, маёвка, съемка, льёт, гости, гостьи, вьюга, юг, клюв, мяч, маяк, ясень, скамья, изъян.

 

 

Задания из книги «Лингвистические задачи»

1. Ниже зашифрована фраза на русском языке:

Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг.

З а д а н и е. Расшифруйте эту фразу.

1. ответ: стр.75.Зашифрованы известные строки: Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.. Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие – звонкими (в принципе этот способ кодирования приводит к следующей трудности: у некоторых глухих согласных, например х и ц, парные к ним звонкие в русской речи возникают редко; во всяком случае, для их обозначения нет отдельных букв, но в нашем тексте, подобные согласные не встречаются). Буква л заменяется на р, буква м – на н (и наоборот). Буква й оставляется незамененной. Гласные а, у, о … заменяются на я, ю, ё … (и наоборот).

 

2. Найдите два русских слова, которые различались бы в написании, но не различались бы в произношении. Придумайте несколько таких примеров для каждого языка, который Вы знаете.

ответ:

2. стр.75. Дуло – дула; сома – сама; рок – рог; везти – вести.

Примеры из английского языка meet (встречать) -meat(мясо);tail (хвост) - tale (рассказ);knew (знал) – new (новый);writ (писать) -right (правый) - rite (обряд).

Примеры из немецкого языка: wer (кто) - Wehr (защита); heute - (сегодня) - Haute (кожи); Stadt (город) - statt (вместо); jiel (упал) - viel (много).

Примеры из французского языка: ver (червь) - verre (стекло) – vers (стихи) – vert (зеленый) - vair (беличий мех); pain (хлеб) - pin (сосна); soie (шелк) - soi (себя).

Такого рода слова называются омофонами.

 

 

3.Найдите два русских слова, которые различались бы в произношении, но не различались в написании. Придумайте несколько таких примеров для каждого языка, который Вы знаете.

 

10.Пусть иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том:

1) как читаются русские буквы;

2) как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. (Предполагается, что правила могут затрагивать не только отдельные буквы, но и их окружение, позицию в слове и т.п., т.е. основываться на любых сведениях о слове, которое можно получить, не зная его смысла.)

Даны слова: конь, сел, луч, стол, год, шкура, люк, жен, край, сдал, пух.

З а д а н и е. Определите для каждого из этих слов, сможет ли иностранец (с уверенностью, что он сделает это правильно):

1) прочитать это слово, видя его написание;

2) записать это слово, слыша, как его произносят.

В случаях, когда Вы отвечаете, что не сможете, укажите причину.

У к а з а н и е. Принимать во внимание тот факт, что согласный звук иногда может отражаться на письме удвоенной буквой, не нужно.

 

12. Как с помощью букв русского алфавита записать по-другому слово расчет, чтобы запись читалась так же? (Предполагается, что читать такие записи мы будем с ударением на последнем слоге.)

Докажите, что это можно сделать более чем 150 способами. Подтвердите возможность требуемого чтения каждой буквы или сочетания букв на примере реального написания каких-нибудь русских слов.

 

 

1. стр.75.Зашифрованы известные строки: Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.. Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие – звонкими (в принципе этот способ кодирования приводит к следующей трудности: у некоторых глухих согласных, например х и ц, парные к ним звонкие в русской речи возникают редко; во всяком случае, для их обозначения нет отдельных букв, но в нашем тексте, подобные согласные не встречаются). Буква л заменяется на р, буква м – на н (и наоборот). Буква й оставляется незамененной. Гласные а, у, о … заменяются на я, ю, ё … (и наоборот).

3. стр.75. Дуло – дула; сома – сама; рок – рог; везти – вести.

Примеры из английского языка meet (встречать) -meat(мясо);tail (хвост) - tale (рассказ);knew (знал) – new (новый);writ (писать) -right (правый) - rite (обряд).

Примеры из немецкого языка: wer (кто) - Wehr (защита); heute - (сегодня) - Haute (кожи); Stadt (город) - statt (вместо); jiel (упал) - viel (много).

Примеры из французского языка: ver (червь) - verre (стекло) – vers (стихи) – vert (зеленый) - vair (беличий мех); pain (хлеб) - pin (сосна); soie (шелк) - soi (себя).

Такого рода слова называются омофонами.

 

4. стр. 75. Мука – мука; пили – пили; смело – смело.

Примеры из английского языка: insult (оскорбление) –: insult (оскорблять); use (польза) - use (использовать); read (читать) – read (прочитанный).

Примеры из немецкого языка: ubersetzen (переправлять) – ubersetzen (переводить); modern (гнить) – modern (модный).

Примеры из французского языка: fils (нитки) – fils (сын); os (кость) - os (кости); president (председатель) - president (председательствуют).

Такого рода слова называются омографами.

 

10. стр. 77-78. Представим решение в виде таблицы.

Точки в букве ё в литературе для взрослых обычно опускаются, поэтому, видя в слове букву е перед твердым согласным, иностранец

 

  Прочитать можно Прочитать нельзя
Записать можно конь, край, пух, (сёл) сел
Записать нельзя луч, стол, год, люк, сдал (шкура, жён) жен, шкура (злого, что, модель)

 

не сможет решить, обозначает ли она звук о или э; слов сел и жен иностранец не сможет прочесть с полной уверенностью, что он делает это правильно. Нельзя прочитать однозначно также слово шкура, так как неизвестно, где нужно сделать ударение. Чтобы прочитать остальные слова, достаточно знать некоторые общие правила чтения, например: «буква ь не читается, но предшествующий согласный нужно смягчить», «звонкие на конце слова произносятся как соответствующие им глухие», «буква ю после согласного читается как у, а сам согласный смягчается».

Чтобы выяснить, следует ли писать год или гот, люк или люг, необходимо изменить слово так, чтобы после согласного шел гласный; иными словами, общих правил письма недостаточно, и нужно знать само слово. Чтобы быть уверенным, что в конце слова шкура следует писать букву а, нужно знать, что это слово – существительное (ср. наречия хмуро, скоро, имеющие на конце тот же гласный). Нельзя записать и слова жен, поскольку звук о после шипящего может записываться также как о (например, жом, жор). Для правильной записи слова луч нужно знать, что это существительное мужского рода (ср. ночь), для записи слова сдал – то, что с- - приставка (ср. здесь).

Когда в тексте проставлены ударения и различные буквы е и ё, остается совсем мало факторов, затрудняющих чтение. Назовем три из них. 1. Буква е часто пишется там, где следовало бы писать э – ср. слова дельта, модель (с твердым согласным) и дело, дети (с мягким согласным). 2. Буква ч часто передает звук ш, ср что и чти; иногда два различных прочтения буквы ч соответствуют двум разным значениям одного и того же слова, например в фразах: У него, сердечного, сердечная болезнь и Конечно, это множество конечно (оба раза в первом слове звук ш, а во втором - ч). 3. Принятый способ записи окончания прилагательных –ого, из-за которого, например, форма злого не может быть прочитана (ср. много, строго) и записана (ср. слово) однозначно. Некоторые случаи неоднозначного чтения связаны также с звуками и ж, см. задачу № 4.

 

12, стр. 78-79. Начальный согласный может быть передан на письме единственным способом: р; первый гласный – двумя способами: а и о (ср. просчет); ударный гласный – тремя способами: е, ё, о; конечный согласный – четырьмя: т, д (ход), тт (ватт) и дт (Кронштадт). Уже за счет этого слово может быть записано 2 3 4 = 24 способами. Осталось показать, что срединный мягкий щ можно записать по меньшей мере семью способами (7 24 = 168 150).

Согласный щ можно записать: 1) тривиальным способом: щ (кащей) 2) тем способом, который указан самим словом расчет: сч. Кроме этого, можно поискать другие согласные, которые в сочетании с ч могут произноситься как щ. Это дает нам следующие способы: 3) зч (образчик), 4) шч (веснушчатый) и 5) жч (мужчина, перебежчик). Прибавляя к полученным двубуквенным сочетаниям слева буквы с, з, ш, ж, получаем еще один возможный в русском языке способ записи звука щ: 6) ссч (рассчитать). Еще два способа записи звука щ трехбуквенными сочетаниями – это 7) стч (жестче) и 8) здч (громоздче, бороздчатый, звездчатый), где срединный согласный не произносится. Из двубуквенных сочетаний с конечным щ, звучащих как щ, находим только одно: 9) сщ (расщелина). Это дает нам 24 9 = 216 способов написания слова расчет.

(Разнообразие способов передачи звука щ возникает на стыке приставки и корня или корня и суффикса: заметив это, легче отыскивать нужные сочетания, вместе с тем трудно быть уверенным, что они перебраны все; так, в словарях не зафиксированы слова, содержащие буквосочетание ждч, но они могут легко образоваться путем прибавления к основе на жд, например, суффикса – чат -).

 

Задание 1, стр. 55.

Державин - Derzhavin, Радищев - Radishchev, Пушкин - Pushkin, Васнецов - Vasnetsov, Чехов- Chekhov, Шолохов – Sholokhov, Тынянов - Tynyanov, Василевская - Vasilevskaya, Крючков - Kryuchkov, Яковлев - Jakjvlev.

Почему при передаче на письме русских фамилий средствами русской и английской графики используется различное количество букв? Сравните.

Задание 2, стр. 63.

В сборнике занимательных задач предложена анаграмма:»Переставьте в словах буквы так, чтобы получились названия рек и городов»:

игра (Рига), дно (Дон), остров (Ростов), мир (Рим), рука (Кура), слива (Висла), краса (Аракс), веки (Киев), муар (Амур).

Выпишите попарно только те слова, которые составлены из одинаковых букв, но различаются хотя бы одним звуком, включая парные твердые и мягкие согласные.

О б р а з е ц: игра – Рига.

Задание 11, стр. 65.

Запишите следующие фамилии сначала по-русски, а затем при помощи букв иностранного языка, который вы изучаете.

Тютчев, Языков, Брюсов, Маяковский, Шагинян, Югов, Ажаев.

Подчеркните слова, при написании которых слоговой принцип русской графики позволяет экономно использовать буквы.

Задание 12, стр. 65.

В правописании некоторых заимствованных слов встречаются нарушения слогового принципа русской графики при обозначении й на письме, например: почтальон (следовало бы вместо ьо писать ьё), йоги (следовало бы вместо йо писать ё), майор (следовало бы вместо айо писать аё), проектный (следовало бы вместо ое писать оэ).

Из слов, данных ниже, выпишите только слова, обозначение й на письме в которых нарушает слоговой принцип русской графики.

Военный, фойе, бульон, бельё, ёж, компаньон, район, заём, веер, конвейер, фейерверк, феерический, лояльный (старое написание – лойяльный), проект, проезд, проэкзаменовать, Аня, Майя, Рая.

Задание 4, стр. 68.

1. Прочтите следующий отрывок:

Старую Русь часто обвиняют в том, что она была малограмотна и не любила книги. И совершенно напрасно.

Стоит заглянуть в первый попавшийся под руку сборник, и мы найдём какую-нибудь статью о пользе чтения книг или о том, как должно читать книги (А.И.Соболевский. О чтении книг в древней Руси. – «Русская речь», 1973, № 4, стр. 108).

2. Насколько увеличится объем этого текста, если звук й и мягкость согласных обозначать вместо общепринятых способов (старую, обвиняют) при помощи отдельных букв («старуйу», «обвиньайут»)? Выпишите слова, написание которых должно было бы измениться. Сравните количество букв в двух вариантах записи этих слов. Результаты выразите в процентах.

3. В чем заключается практическое удобство слогового принципа?

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: