ЭКСПРЕССИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИКИ




Изучению и освоению письменной (графической) формы речи в начальной школе уделяется достаточно много времени и внимания, что вполне естественно. Вместе с тем нигде в школьной программе мы не найдем даже упоминания о выразительных средствах графики. Между тем графика содержит в себе немалый потенциал, который можно использовать при обучении детей чтению и письму, при обучении русскому языку и чтению - для повышения интереса к занятиям, для развития умения делать выразительной свою письменную речь.

Как известно, графические знаки способны быть не только послушной формой выражения смысла. При определенных условиях они могут выступать также и как выразительные способы и приемы, вносящие в текст дополнительные смыслы или акцентирующие его эмоционально-экспрессивно-оценочные окраски. Арсенал средств паралингвистической графики достаточно широк: это особенности шрифта и набора, различие букв и слов по цвету и по размерам, пространственное расположение знаков, использование элементов иконографии и т.п.

Паралингвистические средства графики способны изобразить содержание знаков, которые обычно воспринимаются в устной речи, но не могут быть выражены обычными графическими средствами; например, интенсивность голоса может быть передана размером шрифтового выделения, слитное написание нескольких слов может указывать на очень быстрый темп устной речи, цвет используется или при выделении наиболее важных слов в тексте, или при необходимости вызвать нужные ассоциации (по окраске предмета, по настроению и т.п.). Буквенные знаки, выражая определенную семантику, вместе с тем могут быть расположены так, что они передают контуры называемых предметов или указывают направление действий, движений:


 

 

 

              це
            ни|  
          лест|    
        по|      
      юсь|        
    ма|          
  ни|            
под |              

 


Возможности использования выразительных средств графики в полной мере еще не изучены, тем не менее они используются в книгопечатании. При этом графический облик текста всегда сигнализирует о его жанровой принадлежности, о его закрепленности за тем или иным видом речевой деятельности. Так пространственное строение текста приобретает своего род нормативный статус. Насыщенность текста разнообразными выразительными средствами графики часто сигнализирует об ориентированности книги на читателя детского возраста. В изданиях для детей мы можем встретить (правда, не слишком часто) примеры использования различных шрифтов, разнообразного пространственного расположения языковых знаков, связанного с особенностью темы изложения:

Т   р   -   а,     а   а   р        
  а   а   р     т   р   -   а,      
                                   
З   п   я   а   а     о   к   р   !
  а   л   с   л     м   ш   а   а  

 

 
 

 


Можно встретить выделение отдельных, наиболее важных частей текста с помощью цвета и размера букв:

«И вдруг перед ним его бешеный враг,

огромный и грозный индюк БРУНДУЛЯК! »

Традиционные школьные учебники, как показывает анализ, даже учебники для детей шестилетнего возраста, не отличаются разнообразием и выразительностью графических средств. Чаще всего в них используется выделение прописными буквами названий глав, жирным шрифтом – правила, курсивом могут быть даны словарные слова. Подобное отсутствие разнообразия в выборе паралингвистических графических средств можно объяснить не бедностью и ограниченными возможностями полиграфической базы, а общей целевой установкой учебников на «серьезность». Однако, как известно, наилучшим образом усваиваются знания, которые воспринимаются с участием эмоциональной сферы, и поэтому красивая, нарядная, интересная с точки зрения оформления текста книга, безусловно, вызовет у школьников большой интерес еще до начала чтения. В этом плане очень показательны такие сравнительно новые учебные пособия для начальной школы, как «Читалочка» Л.Ф.Климановой, «АБВГДейка» Л.Ф.Климановой и С.Г.Матвеевой, «В мире языка и речи» Е.Н.Леоновича, «Моя любимая азбука» Р.Н. и Е.В.Бунеевых и О.В.Прониной, учебник русского языка «Слово» Л.Я.Желтовской и О.В.Прониной и др. Здесь представлен богатый арсенал выразительных средств графики. Это и тексты с использованием элементов иконографии:

Белка прыгала в высоту. поднимал . Бобер плавал на . Волк надел и вышел на ринг. А встала в ворота[31];

- и применение разных по рисунку и цвету букв[32]:

- и пространственное расположение графических знаков в форме изображаемого предмета, указания направления движения[33]:

и выделение крупным шрифтом тех слов, которые должны читаться громче: «Пух устал, сел на ветку и… ТРРАХ!!! – МАМА! – крикнул Пух»; или слов наиболее важных: «Я не хотел вам НИЧЕГО плохого», - пробормотал Винни-Пух»[34].

Можно встретить рисунки, которые выступают в виде своеобразных опорных схем[35]:

и многое, многое другое.

Работая по традиционным учебникам, учитель может, тем не менее, взять на вооружение некоторые из этих приемов и использовать, например, при оформлении заданий на классной доске, в самостоятельно изготовленных наглядных пособиях, карточках с индивидуальными заданиями и т.п.

Значительного успеха в понимании самой технологии использования выразительных средств графики можно добиться, если предложить детям не только анализировать готовые тексты, но и использовать подобные приемы в своих творческих работах (написание сочинений, составление сказок и т.п.). Дети с энтузиазмом выполняют такие задания.

Разнообразие графических средств в учебнике для младших школьников делает его «своим», притягательным, вызывает желание заниматься.

Экспрессивные возможности графических средств могут быть использованы в книгах, адресованных как детям, так и взрослым. Однако для книг, ориентированных на ученика начальной школы, графические средства приобретают специфические, дополнительные функции.

В книгах по обучению детей грамоте для лучшего восприятия и запоминания формы изучаемой буквы можно использовать метод ассоциации, сходства формы буквы с различными предметами. Интересный материал учитель найдет в книгах А.А.Шибаева «Волшебный язык», «Язык родной, дружи со мной», В.В.Волиной «Занимательное азбуковедение». Например:


Мягкий знак живет беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак

Кепку носит только так.


 


 

Буква «Э» на «С» дивится,

Словно в зеркало глядится:

«Сходство есть наверняка,

Только нету языка!»

 


 

Введение подобных материалов в качестве фрагмента урока при первоначальном знакомстве с буквой создаст атмосферу игры, непринужденности и, с другой стороны, поможет благодаря ассоциациям выделить и запомнить основные элементы буквы.

Применение разной формы шрифта (печатного и письменного) или разной жирности шрифта может быть использовано для выделения в слове слогов, что позволяет начинающему самостоятельно читать преодолевать препятствия, возникающие при чтении слов повышенной степени трудности, способствует развитию техники чтения: «Од на жды гна лась Щу ка за пес ка рем -ма лы шом. Пес карь у же из сил вы бил ся, чу ет смерть не ми ну чу ю»[36]; «Вдруг вы ныр нул из во ды не зна ко мец ко лю чий »[37]. Этот прием имеет и свои слабые стороны. Безусловно, дети должны стремиться читать не по слогам, а целыми словами, но на определенном этапе выработки навыка чтения этот метод способен принести пользу.

Сходство формы буквы, обозначающей трудную орфограмму, и предмета, называемого словом, может быть использовано как вспомогательное средство при работе над словарными словами. Возникающие при этом ассоциативные связи позволяют, по мнению психологов, выработать более прочные орфографические навыки. Методика проведения подобной работы описана И.В.Захаровой[38]. Написание, которое никак нельзя проверить или объяснить, становится мотивированным с помощью привлечения рисунка, по форме схожего и с называемым объектом, и с нужной буквой:

рех, р кета, к рзина.

 

Конечно, составить такие примеры достаточно трудно, однако затраченные учителем усилия окупятся успехами его учеников в освоении орфографии.

С.72

1. Выпишите из текста слова, в которых есть нарушение слогового принципа графики. Объясните, в чем состоит нарушение.

2. Выпишите слова с однозначными согласными буквами, подчеркните эти буквы. Почему их называют однозначными?

3. Укажите значение букв е, ё, ю, я в словах, встречающихся в тексте. Сгруппируйте слова в зависимости от значения этих букв. В каких случаях употребления буква и имеет такое же значение, как названные выше буквы? Если в тексте нет нужных примеров, приведите свои.

Вариант 4.

Подошел маленький поезд, весь из пустых товарных вагонов. Мы влезли в вагон, где было побольше народа. Женщины везли кошелки с брусникой и грабами. Два оборванных и небритых охотника сидели, свесив ноги, в открытых дверях вагона и курили.

Сначала женщины разговаривали о своих сельских делах, но вскоре таинственная прелесть лесных сумерек вошла в вагон, и женщины, вздохнув, замолчали.

Поезд вышел в луга, и стал виден во всю ширь тихий закат. Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перепевы в кустах по сторонам полотна.(Паустовский.)

Вариант 5.

Он (Чичиков) вступил в темные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он, наконец, очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул и, рядом с ним, часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. (Гоголь.)

326. Как обозначена мягкость согласных фонем в словах нес, черный, тюль, тихо, раньше, жили, любящую, пятидесяти, стараться?

327. В каких случаях средствами алфавита обозначена мягкость согласных фонем?

Кит, лишь, дочь, рожь, мощь, тюфяк, цифра, широко, колю, мышь, ожег, гиря.

329. В каких случаях ь и ъ показывают мягкость (или твердость) согласных фонем в следующих словах?

Льстить, Сантьяго, адъютант, въявь, шевельнуться, льдоподъемник, объятья, спрячьтесь, съежьтесь, мальчишечьему, фальшь, с фальшью, льдомельчитель, съешьте, отъездишься, убьешь, с семьюстами пятьюдесятью восьмью.

331. Высказано было мнение, что написание тюк (и подобного типа) «искаженно отображением фонемы, входящие в состав этого слова: начальный мягкий согласный оно передает так же, как и соответствующий твердый (ср. так), и иначе, чем такой же согласный в других случаях (ср. хоть

Докажите, что фонемы т и в словах тюк и тук обозначаются по-разному. Подумайте, все ли фонемы обозначены точно в словах тюк (т.е. нет ли смешения фонем, когда разные фонемы изображены одинаково).

332. Иногда говорят: в слове тянет нет точного обозначения фонем, так как буква я обозначает и фонему а, и мягкость предшествующей фонемы. Верно ли такое мнение?

Подумайте:

1) обозначает ли буква я здесь звук или фонему? а или а?

Ср.: тянуть, вытянуть;

2) буква я вместе с предшествующей буквой дает ли достаточные сведения о фонемном составе сочетания тя …;

3) какие сведения о фонемном составе сочетания т а не указаны в буквосочетании тя?

333. Прочтите статью Н.Ф.Яковлева «Математическая формула построения алфавита» (в кн.: Р е ф о р м а т с к и й А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970, с.123-134). Прочитав, подумайте, входит ли в число требований к фонемной графике требование, чтобы каждая буква отвечала точно одной фонеме, или достаточно выполнения какого-то иного требования? Какого именно?

 


Рекомендуемая литература

 

1. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. Факультативный курс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1974. С. 3- 68.

2. Дьяконов И.М. Письмо // БЭС. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 375-379.

3. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. 2-е изд. М., 1976.

4. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

5. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П. и др. Русский язык. Часть 1. М.: Просвещение, 1989. С. 247 –264.

6. Кацпржак Е.И. История письменности и книги. М.: Искусство, 1955.С. 7-31.

7. Кондратов А.М. Книга о букве. М., 1975.

8. Лингвистические задачи. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1983.

9. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. М.: Просвещение, 1978. С.46-51.

10. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова. М.: Гордарики, 2000. С.8-31, 54-61.

11. Современный русский литературный язык / Под ред П.А.Леканта. М.: Высшая школа, 1982. С.128-129.

12. Современный русский язык /Под ред. В.А.Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981, с.115-121.

 


Ключи к заданиям

К заданию 1. Можно заметить, что многие иероглифы объединяются в пары в зависимости от того, какова их форма: более округлая или более прямоугольная, в остальном их начертание сходно. Таковы пары: 1 и 10, 8 и 17, 16 и 5, а также (при некоторых других изменениях в начертании) 2 и 11, 15 и 4. Пользуясь тем, что некоторые иероглифы имеют общий элемент, выделяем такие пары: 18 и 7, 14 и 12. Из оставшихся знаков попарно более похожи 9 и 6, 13 и 3.

Учитывая, что многие пары знаков отчитаются более округлой или более прямоугольной формой, можно предположить, что изменение письменности шло в направлении перехода от одной формы к другой. В большинстве случаев знаки с более округлым начертанием имеют большее сходство с изображаемыми предметами, больше похожи на рисунки, поэтому это скорее древние варианты иероглифов.

В других случаях при определении более древнего варианта основываемся на предположении, что иероглифы, имеющие одинаковые элементы, относятся к одному и тому же периоду.

Остается определить значение иероглифов (исходя из более древнего начертания). По внешнему сходству можно предположить, что 11 – солнце, 3 – глаз, 6 – рыба. Знак 4, состоящий из трех «солнц», может означать «светлый». Знак 10 состоит из трех одинаковых элементов, по форме напоминающих изображение деревьев; можно предположить, что это – роща. Значение «человек» скорее всего имеет знак 14, тогда в знаке 7 изображается человек под деревом, что может быть связано со значением «отдыхать». Остаются знаки 5 и 17 и значения «колесница» и «грохот». Можно предположить, что грохот изображается знаком, состоящим из трех «колесниц».

Ответ:

 

 

Древний вариант Современный вариант Значение
    глаз
    светлый
    колесница
    рыба
    отдыхать
    роща
    солнце
    человек
    грохот

 

К заданию 4.Лингв. зад., с.100, №40. Легко установить взаимооднозначное соответствие между русскими согласными и их обозначениями в глаголице:

 

Выполняя первое задание, получаем слова день, синица, благодаря которым узнаем соответствия для ь и и. Таким образом,

 

 

Для остальных букв глаголицы получаем следующие соответствия:

 

       
о е о е ъ ь
     
когда гласный не является беглым когда гласный беглый (в старой орфографии) на конце слова

 

Знак, которым обозначается беглый гласный, ставится и в тех случаях, когда гласного нет, но он может появиться в других формах слова или в однокоренных словах (сто – сотня, зло – зол).

Во втором задании получаем:

 

К заданию 5. Лингв.зад. 47, стр. 104-106. Большинство букв в старославянском тексте схоже с русскими буквами. Но, кроме того, имеются и особые буквы. Определим, каким русским буквам они соответствуют. Будем пользоваться тем, что старославянский и русский язык родственны (ведь русский относится к славянской группе языков). Благодаря этому можно считать, что сходные корни и другие элементы имеют в старославянском и русском языках одинаковое (или сходное) значение. Иначе говоря, корни и другие элементы в старославянском и русском языках сходны как по форме, так и по значению, причем между ними имеются строгие буквенные соответствия.

Старославянской букве (ять) соответствует русская буква е (ср. слово); буквам, или ничего не соответствует (ср.), или соответствуют е, о (ср.,); буквам соответствует русская и (); букве («юс большой») – у (); букве («юс малый) – я (); букве - н (); буквосочетанию - у (); букве - ю (); букве - я (); сочетанию - ч ().

Теперь для большинства старославянских элементов легко найти соответствующие русские элементы, а затем с помощью контекста уточнить значение старославянских слов. Рассмотрим сначала основы старославянских слов. Значение большинства основ устанавливается очень просто:

- народ, - хлеб и т.д.

Рассмотрим трудные случаи.

 

Из контекста определяем, что это слова означает действие, направленное к кому-то, причем дальнейший контекст подсказывает, что здесь не годится современное значение слова приступить: но корень – ступ - встречается в ряде русских слов (вступить, ступать) со значением движения, а приставка при- означает приближение; поэтому данное старославянское слово можно перевести как прийти, подойти.

 

В этом слове пропущено несколько букв; слово должно начинаться на гл -; кроме того, очевидно, это же слово встречается в форме, которая, как будет ясно из дальнейшего, является глагольной:

 

Как видно из контекста (особенно в случае употребления второй формы после), данное слово должно обозначать действие типа сказать, говорить, отвечать; подыскав подходящий корень на гл - (ср. пушкинское «Глаголом жги сердца людей»), получаем старославянские формы, которые значат говорить:

 

 

Слово связано по корню со словом год, но это слово по смыслу не подходит; контекст подсказывает значение «время, пора»; это подкрепляется редко употребляемыми русскими выражениями типа тяжелая была година, лихая година.

 

Это слово состоит из приставки от - и глагола идти, его можно перевести как уходить.

- здесь; - только; - сюда; - на траве; - посмотрев; - благословил.

Можно догадаться, что это слово, однокоренное со словом кроха; его точное значение в старославянском языке было «ломоть, кусок ».

 

Для точного перевода необходимо знать значение старославянских окончаний.

Сравнив формы и, видим, что это формы от слова ученик; -окончание именительного падежа множественного числа, - дат. пад. множ. ч. Из слова - получаем, что - окончание винит. пад. множ. ч.

Трудной является форма.

Это одно из немногих мест, где нельзя найти точное решение хотя ряд соображений и наталкивает на мысль о том, что это форма вин. пад. множ. ч. от городок.

Трудная форма – их.

Часто встречается глагольное окончание. Оно выражает 3-е лицо множ. числа прошедшего времени, так как явно для настоящего времени употребляются окончания, -.

Анализ употребления форм без особых окончаний,, наталкивает на мысль, что это формы 3-го лица ед. ч. прош. времени.

Формы,, выражают повелительное наклонение.

Выделяются глагольные формы на,.

Их употребление подсказывает, что они имеют значение русских деепричастий прошедшего времени (на самом деле они являются краткими причастиями в мужском роде единственного числа, деепричастий в старославянском языке не было).

Форма соответствует чему-то вроде глаголюче, легко догадаться, что эта форма имеет здесь значение деепричастия.

Итак, переводим текст:

Когда же было поздно, пришли к нему ученики его, говоря: «Пустынное место, и время прошло уже. Отпусти народы. Пусть, пойдя (отправившись) в ближние городки, купят пищи себе». Иисус же сказал им: «Не требуется (не надо) уходить. Дадите им вы есть». Они же говорили ему: «Не имеем здесь. Только пять хлебов и две рыбы». Он же сказал: «Принесите мне их сюда». И повелев народам возлечь на траве и приняв пять хлебов и две рыбы, воззрев (посмотрев) на небо, благословил. И переломив хлебы, дал ученикам, ученики же – народам. И ели все и насытились. И взяли избытки кусков, двенадцать корзин наполнив. Евших же было пять тысяч, кроме жен и детей.

 


 

 


[1] Реформацкий А.А. Введение в языковедение. М., 1967, С.350.

[2] См. об этом: Ветлицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. М.: «Просвещение», 1974; Дьяконов И.М. Письмо // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М., 1998, с.375 –379.

[3] См.: Кондратов А.М. Книга о букве. М., 1975; он же. Пиктография //БЭС. Языкознание. М., 1998, с.374.

[4] Кацпржак Е.И. История письменности и книги.М,: Искусство, 1955, с. 9.

[5] Кацпржак Е.И. История письменности и книги. М.:Искусство, 1955, с.11.

[6] В третьем тысячелетии государство Шумера было завоевано вавилонянами, которые заимствовали у шумеров письменность и внесли в нее некоторые усложнения.

[7] Кацпржак Е.И. Указ соч., с.21-22.

[8] Солнцев В.М. Китайское письмо. – БЭС. с. 226.

[9] См. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976, с.285.

[10] См. об этом: Дьяконов И.СМ. Письмо// Русский язык. Энциклопедия. М., 1997, с.341-342.

[11] Нечаева Н.В., Андрианова Т.М., Остроумова А.В. Букварь.3-е изд. Самара, 1995, часть А, с. 11.

[12] Леонович Е.Н. В мире языка и речи. Пособие для детей младшего школьного возраста /Под ред М.Р.Львова. М., 1993, с.20-21.

[13] Там же.

[14] Желтовская Л.Я., Бокарева Л.Д., Пронина О.В. Слово. Учебник по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. М., 1996, с. 44-45; Нечаева Н.В., Андрианова Т.М., Остроумова А.В. Указ. соч., с. 11.

[15] См., например: Леонович Е.Н. Указ. соч., с. 23; Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. М., 1993, с.112-115.

[16] Князевская О.А. Кириллица. –БЭС. Языкознание, с. 222.

[17] См.: Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963.

[18] Унциальное письмо – письмо крупными большими буквами, оно применялось главныим образом в ранних священных текстах (Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976, с. 45).

[19] Иванова В.Ф. Указ.соч., с.46.

[20] Иногда в научной литературе высказывается мнение о том, что в состав современного русского алфавита входит не 33, а 32 буквы. При этом считается необязательной, факультативной буква Ё (см., например: Русский язык. Энциклопедия. М., 1997, с.128). Однако буквы Е и Ё обозначают разные сильные фонемы, и непонятно почему возникшее употребление только одной из них (Е) приводит к сложностям при чтении текстов. Стихийно сложившуюся факультативность написания двух точек над буквой Ё следует считать скорее досадной помехой, мешающей функционированию языка в его письменной форме и оказывающей отрицательное влияние на устную речь.

[21] Этот текст представляет собой древнейшую дошедшую до нас письменную обработку славянской речи середины 1Х века. Приводимый здесь отрывок взят из так называемого Зографского евангелия, которое относится к 1Х веку. Оно было обнаружено в Зографском монастыре на горе Афон. В настоящее время находится в Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

[22] См. об этом: Журавлев В.К. Графема.// БЭС, Языкознание. – М., 1998, с.117-118.

[23] Там же.

[24] Филиппова И.С. Графика// Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997, с.102.

[25] См., например: Современный русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1981, с. 116.; Касаткин Л.Л., Крысин Л.П. и др. Русский язык. Ч. 1. М., 1989, с.260 и др.

[26] Подобная точка зрения высказывается также многими учеными. См., например: Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии. –М., 1964; Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. М., 1978 и др.

[27] Современный русский литературный язык / Под ред. П.А.Леканта. М.: высшая школа, 1982. С.129.

[28] В теории графики термины «гласные буквы», «согласные буквы» являются общепринятыми. Однако при знакомстве с буквами в начальной школе методисты рекомендуют использовать более точную терминологию: «буквы гласных звуков», «буквы согласных звуков».

[29] Гуркина Р.В. Методические указания к анализу языковых фактов в курсе «Современный русский язык» – Калинин, 1986. С.12.

[30] Гуркина Р.В. Указ.соч. С.9.

[31] Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка. Азбука первоклассника: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1995. С.118.

[32] Желтовская Л.Я., Пронина О.В., Бокарева Л.Д. Слово. Учебник по русскому языку для 1 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1996. С. 28.

[33] Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Указ. соч., с.105.

[34] Там же, с. 126.

[35] Желтовская Л.Я., Бокарева Л.Д., Пронина О.В. Указ. соч., с.79.

[36] Толоконников Н. Я сам читаю по слогам М., 1994, с.3.

[37] Он же. Мы сами по слогам читаем маме. – М., 1994, с.4.

[38] Захарова П.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. 1993. № 11.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: