НА ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНЬКЕ «ЛЕСЕНКИ УСПЕХА» ВСЕ ВОСПИТАННИКИ ГРУППЫ ОДНОМОМЕНТНО УЧАСТВУЮТ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ВОСПИТАТЕЛЕМ ФОРМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.




Воспитатель выступает в роли «дирижера» или «режиссера», а дети - «оркестра заботливых исполнителей».

Эта форма коллективного взаимодействия открывает для каждого ребёнка возможность выбора, прогнозирования успеха, применения волевого усилия, переживания радости от сотрудничества. А для взрослого - она выступает и в качестве своеобразной формы диагностики восхождения каждым из детей к уровню самостоятельности*.

Цель воспитателя: содействовать самоутверждению ребёнка в своих
возможностях, в переносе им освоенных умений в коллективную, публичную форму выражения.

В определении «заботливые» подчёркивается нравственная направленность деятельности дошкольника. А для взрослого фронтальная форма становится и формой диагностики овладения программным материалом каждым участником.

Общение на занятиях, как правило, строится с помощью игрового персонажа: в младшей и средней группах с «Мишкой», а в старших - с «Незнайкой или «Недотёпой». Эти персонажи (как объяснил В. В. Столин), выполняют роль внешней формы проявления самосознания дошкольника: ребенок искренне разговаривает с персонажем, который ошибается, отвечает на вопросы воспитателя точно так же, как взрослый разговаривает сам с собой, когда рефлексируя, анализируя событие, строит диалог с предполагаемым собеседником.

Воспитатель играет одновременно две роли: свою роль наставника и роль персонажа. Это требует актёрских умений, богатой интонационной палитры. Каждый участник занятия (не только дети, но и воспитатель вместе с ними) сначала весело смеётся над глупым недотёпой, а потом ребятишки азартно спорят с ним, указывают на ошибки в его ответах. Поэтому ежедневные встречи с персонажем - это форма оптимистичного отношения к жизни, которая благотворно влияет на здоровье воспитанников.

Персонаж выполняет три функции на занятии:

1) меняет позицию воспитанника, превращает его из ученика в учителя недотепы. Обучая другого, ребенок самоутверждается в своих знаниях и умениях, у него развивается адекватная самооценка получаемых результатов;

2) ставит ребёнка в проблемную ситуацию, признаки которой были разработаны психологами и дидактами А. Н. Матюшкиным, М. И. Махмутовым и др.

3) требует от ребенка контекстного речевого высказывания в форме системы высказываний.

Известен афоризм Шопенгауэра: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Благодаря индивидуальному обучению, дошкольники подготавливаются к сложным формам речи. С.Л. Рубинштейн сформулировал ещё одно важное суждение: «Формулируя мысль, мы её формируем». Это подчёркивает позитивное влияние речевого общения с персонажем на ход умственного развития ребенка.

*Такое понимание занятия как формы диагностики овладения материалом, достигнутой в индивидуальном обучении, предложила А. П. Усова.

Игра с куклой-недотёпой - форма и средство обогащения развития самосознания ребёнка, самоутверждения его как индивидуальности.

ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬКА «ЛЕСЕНКИ УСПЕХА» - ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

Воспитатель – «очарованный зритель», а ребёнок теперь «артист», архитектор, художник,исследователь и т.д. Теперь перед нами «театр ребёнка», его творческая мастерская.

По выражению В.С. Мерлина, ребенок создает и сохраняет свою индивидуальность своими действиями. На этом этапе развития деятельность из предмета познания превращается для ребёнка в форму бытия, форму творческого самовыражения своей индивидуальности, самосовершенствования себя как неповторимой индивидуальности.

И уже воспитатель оказывается в роли «очарованного зрителя».

Теперь цель воспитателя - содействовать тому, чтобы каждый воспитанник группы выполнял программную деятельность творчески, обретал собственный неповторимый стиль её выполнения, проявлял свои
особые таланты. Творческий уровень самодеятельности детей становится для педагога средством содействия их разностороннему воспитанию и самовоспитанию.

Овладение «Лесенкой успеха» означает для воспитателя и овладение профессиональной мыследеятельностью.Это позволяет ему овладевать диагностикой уровня развития каждого воспитанника в каждом виде деятельности, и на этой основе самому определять свою роль, которую он должен сыграть для одного ребенка или для детей в данную минуту выступать ли ему сейчас «артистом» или «вкусным собеседником», или «дирижером», или «очарованным зрителем». Поэтому структура (система) его деятельности будет строиться на смене ролевого поведения, а исполнение технологического проекта проявится как импровизационное, творческое.

Каждый этап восхождения ребенком по ступенькам «Лесенки успеха», а особенно четвёртый уровень овладения деятельностью каждым из воспитанников отражает для воспитателя успешность результата эффективность его профессиональной деятельности, показатель сотворчества. и с ребёнком, и с его семьей.

  1. Формулировка замысла, цели, мотива
  2. Выбор предмета или материала для преобразования предмета
  3. Подбор орудий или инструмента
  4. Система поступков, преобразующих материал: что сначала, что потом.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: