ПЕРВАЯ, НИЖНЯЯ СТУПЕНЬКА ОБОЗНАЧАЕТ ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.




Индивидуализация в образовании согласно ФГОС ДО

В общих положениях стандарта

Пункт 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и амплификация (обогащение) детского развития, и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Пункт 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.

  • Создание условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных решений детьми;
  • Выражения своих чувств и мыслей.
  • Поддержку детской инициативы и самостоятельности(игровой, проектной, исследовательской, познавательной и т.д.).

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.
Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.

Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании.

Мы не оцениваем ребенка, а содействуем его развитию. Содействуем восхождению ребенка по «Лесенке успеха» до уровня творческого выполнения деятельности, самовыражения своей индивидуальности.

«Лесенка успеха» - это научно-методическое средство, которое вбирает в себя и методы, и формы, и условия, и результаты деятельности педагога и ребенка. Она состоит, образно говоря, из четырех «ступенек», которые «поднимаются снизу-вверх». Каждая «ступенька» надстраивается над нижней, обозначая следующий этап работы воспитателя с одним и тем же ребенком или всей группой воспитанников.

ПЕРВАЯ, НИЖНЯЯ СТУПЕНЬКА ОБОЗНАЧАЕТ ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Это форма общегруппового или индивидуального показа, «театр» взрослого, в котором воспитатель - «артист», «фокусник» («Том Сойер, который красит забор» и т. п.), а ребёнок оказывается в роли «очарованного зрителя». Цель воспитателя - разбудить у ребёнка любопытство к демонстрируемой деятельности и вызвать желание научиться выполнению её.

Если ребенок оказался в роли «очарованного зрителя» и заявляет:
«Научи меня, я тоже так хочу делать, - то, значит, педагогу удалась его роль. Известно высказывание философов о том, что «никого и ничему научить нельзя, пока сам человек не захочет научиться!» Л. С. Выготский эту же мысль сформулировал так: «программа воспитателя только тогда будет усваиваться ребенком, когда она станет программой самого ребёнка»..

Эту форму «спектакля» воспитатель применяет в разных вариантах до тех пор, пока ребенок действительно не будет «очарован и не проявит инициативу учиться, сказав: «Научи меня. Я тоже хочу так делать».

Сообщение взрослому ребенком своего желания научиться - это и есть факт, подтверждающий, что ребёнок принял программу воспитателя», открыл смысл обучения для себя. Его замысел деятельности теперь совпадает с замыслом воспитателя.

В исследованиях известного украинского психолога В. К. Котырло была раскрыта динамика развития познавательной потребности*.

Первая форма выражения этой потребности является «любопытство». Показателем любопытства является вопрос «Что такое?»

То есть для ребенка ситуация вхождения в первый уровень познания должна быть непреднамеренной.

Содействие в возникновении этой эмоции будет заключаться в том, насколько умело специалист возбудит у ребёнка любопытство в условиях, когда педагог с ним играет и общается. Восприятие ребёнком нового познавательного материала должно произойти так, чтобы дошкольник испытал эмоцию радости.

Вторая форма познавательной потребности - «любознательность». Она проявляется в детских вопросах «Почему? Зачем? Для чего? и т.д.».

Третья форма познавательной потребности - «собственно познавательная деятельность». Она протекает в разных видах самодеятельности дошкольника: наблюдение, рассматривание картинки, слушание книги, эксперимент, опробование и др.

_____________________________

См. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, Радяньска школа, 1971.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: