Самоподобие — принцип управления гештальт-системами




Как осуществляется управление гештальт-системами? Наука стремится не только описывать, но и совершенствовать. Каковы же критерии, обеспечивающие возможность принимать оптимальные решения — отказаться от чего-то одного и делать что-то другое? Эти критерии предоставляет принцип самоподобия. Что под ним подразумевается? Процессы жизни характеризуются взаимодействием повторения и варьирования. Кровяная клетка живет от шестидесяти до ста двадцати дней. Это приводит к тому, что весь объем нашей крови замещается на новую за три-четыре месяца. За год полностью обновляются кости, ткани и даже эмаль наших зубов. Так мы всегда оказываемся новым организмом.

И все-таки тем же прежним Адамом, то есть, взаимосвязанным телом именно этой личности. Все время, пока протекают эти процессы, мы, тем не менее, без помех пользуемся нашими руками, сердце не прекращает биться, а кровь выполняет свои разнообразные задачи. Обновление отдельных клеток происходит согласовано по времени и гарантирует бесперебойное функционирование частей тела. Система знает, когда и сколько ее клеток должно умереть и когда и сколько новых клеток она должна создать. Творческая игра обновления и устойчивости не мешает жизни — она и есть жизнь. Она регенерирует себя по собственному подобию.

Понятие «самоподобие» заимствовано из фрактальной геометрии, разрабатывавшейся с начала 60-х годов прошлого столетия Б. Мандельбротом. Мандельброт констатировал отсутствие математики, с помощью которой могли бы быть описаны неправильные формы, явно доминирующие в природе над четкими евклидовыми формами. Чтобы восполнить этот пробел, он разработал фрактальную геометрию. В ней самоподобие обозначает качество, которым обладают многие фракталы: они подобны сами себе. Это значит, что общий гештальт фрактальной структуры воспроизводится в ее фрагментах. Самоподобие оказывается особой формой симметрии, для этой формы характерно то, что фрагметны ее целостности, из которой они происходят, являются струтктурно подобными.

«Самоподобно» не значит «идентично». Идентичность в смысле а=а можно представить себе только мысленно, когда же обе «а» написаны на доске, они уже (только еще) самоподобны. Как таковые они, однако, весьма продуктивны. Хотя все листья одного дуба дубовые, но мы не найдем среди них и двух, которые были бы идентичны друг другу. Уже Лейбниц в монадологии использовал самоподобие как принцип: гештальт-системы живут по своему внутреннему принципу, они, как позднее отметил Гете в своей морфологии, находятся «в постоянном движении», они обновляются в рамках закона гештальта.

Созданные культурой гештальт-системы должны управляться также самоподобно. Что довольно сложно, поскольку они состоят из элементов, обладающих собственной интерпретирующей волей. Эта воля следует эстетическому суждению. Благодаря ему люди достаточно своевольны, хотя экзистенциально они прочно включены в коллективно-исторические гештальт-системы. Хотя такого рода гипер-организмы предоставляют человечеству в качестве материала все исторические феномены, отдельные человеческие экземпляры постоянно готовы к отклонениям. Поскольку им что-то нравится, а что-то нет. Из этого образуется история.

В отличие от инстинктивно управляемых гештальт-систем, культурные гештальт-системы должны сами интуитивно создавать или рефлексивно-аналитически находить алгоритм своего успеха. Когда те, кто принимает решения, понимают и соотносят реалии и их структуру, они знают, какие компоненты нельзя изменять и следует постоянно воспроизводить, а какие можно, вероятно, эволюционно развить, чтобы передать успех гештальт-системы — объединения, фирмы, театра, религии — в наследство следующему поколению. Ибо самоподобные гештальт-системы необходимо постоянно развивать.

Можно сформулировать пять рекомендаций:

Создавать привлекательность с помощью самоподобия

Чем более закрыто и согласовано организована некая гештальт-система, тем более активно преобразует она человеческую толпу в гомогенную массу. Свидетельство тому — любой архитектурный или музыкальный стиль. Порождаемая энергия состоит из добровольной приверженности. Гештальт порождает доверие. Он должен управляться с помощью самоподобия, так как люди оказывают доверие только близкому, хорошо знакомому. Задача управления состоит в том, чтобы создать правильное соотношение подтверждения и новизны. Как правило, таковым оказывается соотношение 80 к 20. Таким способом можно привязать душевную энергию публики к нужному феномену и мобилизовать ее через поколения.

Уменьшать степень свободы принимающих рещение

Относительно менеджмента в биографии какой-либо гештальт-системы можно наблюдать весьма своеобразное изменение степени свободы. В момент ее изобретения и первой реализации создатель гештальта представляется самым свободным человеком, какого только можно себе представить. Ибо он подчиняется лишь своему собственному закону.Однако как только его детище вызывает резонанс на рынке, как только он находит приверженцев и вокруг его продукта образуется клиентура, его свобода действий все более ограничивается. Он становится слугой своего собственного создания. Он более не имеет права заново изобретать свой гештальт, должен следовать уже имеющемуся, заданному гештальту и заботиться о том, что может этот гештальт укрепить. Чем с большим энтузиазмом массы толпятся вокруг гештальта и присягают ему на верность, тем с более рабским усердием должен его создатель постоянно беспокоиться о том, чтобы актуальный гештальт его гештальта по всем релевантным параметрам соответствовал тем массово-душевным представлениям, которые он сам же и породил.

Управлять с помощью гештальт-дисциплины

Тем не менее, поддержание самоподобия гештальт-системы есть важнейшая задача ее менеджера. Здесь требуется управление с помощью гештальт-дисциплины. Гешталь и стиль сильнее, чем слова убеждения. Гештальт — это «hard fact» на рынке борьбы гештальтов. Индивидуумы, действующие в рамках и для системы, должны быть клятвенно верны надиндивидуальной системе. Их внешность, их поведение, их действия должны во всех деталях соответствовать ее правилам и тем самым подкреплять гештальт. И напротив, отклонения следует считать экономическим ослаблением системы. Необходимо нормативными мерами, диахронно и синхронно, добиваться плотности гештальта. Верность гештальту начинается с тех, кто принимает решения. Культурные гештальт-системы всегда разрушаются изнутри, из-за ослабления дисциплины. Однако к дисциплине следует принуждать с помощью не физического насилия, а тихого насилия стиля. Ибо настоящая энергия жизни — это эстетическое суждение.

Отклонения следует сразу же пресекать

Это положение подтверждает народная мудрость «пресекать в зародыше»: когда детали остаются без контроля, ослабляется вся гештальт-система. Недавно американские социологи доказали это в теории «разбитых окон». В упрощенном изложении теория гласит, что на улице, где одно разбитое оконное стекло заменяют не сразу, на следующий день будут разбиты три окна, а если и дальше ничего не будет предпринято, на стенах появятся первые граффити, и через полгода весь квартал будет оккупирован нежелательными личностями. Динамические системы, а именно таковыми являются культурные гештальт-системы, могут развивать динамику в том числе и в неправильном направлении. Укротить ее можно только неотложным пресечением любого негативного отклонения. В Нью-Йорке такой принцип управления называется «нулевой толерантностью». С такой точки зрения подавление симптомов представляется подавлением причин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: