Программа
для дошкольников по подготовке к школе
(4-7 лет)
(«Будущий отличник»)
Описание
РЦ ИнПро предлагает детям дошкольного возраста заниматься по специальной программе, которая построена с учетом возрастных возможностей детей. Репетитор не позволит детям утомиться благодаря грамотному подбору занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребенку через игровую деятельность лучше усваивать сложный материал. При этом ведётся серьёзная программа обучения, включающая в себя комплексную подготовку к школьной программе. На данном этапе обучения репетиторы РЦ ИнПро уделяют особое внимание развитию речи, обучению грамоте и чтению, формированию элементарных математических представлений, развитию психических процессов (памяти, внимания, логического мышления и др.), работе по развитию мелкой моторики руки.
Пояснительная записка
Программа включает сочетание занимательных познавательных упражнений и является практическим материалом для увлекательной работы со старшими дошкольниками - будущими первоклассниками. Занятия построены по универсальной системе и готовят детей к школе, работающей по любой программе («Гармония», «Планета знаний», «Школа России», «Классическая начальная школа», «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Перспективная начальная школа», «Перспектива», развивающим системам Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).
Поскольку все познавательные процессы у ребенка лучше развиваются в игровой деятельности, то занятия состоят из игровых упражнений, направленных на формирование математических представлений, навыков чтения, звукобуквенного анализа слов, развития речи, подготовки руки к письму; развития психических процессов. Интегрированные задания, сочетающие в себе различные области знаний: окружающий мир, грамматику, математику, представленные в игровой форме, способствуют расширению кругозора, развитию познавательных способностей, умственных качеств, формированию интеллектуальных умений будущих первоклассников, и в конечном итоге – высокому уровню готовности к школьному обучению.
Программа реализуется в рамках курсов подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе, количество часов рассчитывается индивидуально в зависимости от уровня развития ребенка, частоты посещения занятий. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие дошкольнику решать разнообразные по содержанию и степени сложности творческо-поисковые задачи.
Целью предлагаемой программы является создание условий для формирования интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Задачи программы:
» Развитие познавательных способностей дошкольников: памяти, воображения, мышления, внимания;
» Совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
» Обучение грамоте, навыкам чтения, письма
» Создание условий для развития речевой активности ребенка;
» Формирование элементарных математических представлений
В рамках реализации программы используются различные формы и методы организации занятий, такие как дидактические игры и игровые упражнения, словесные игры, интегрированные задания. На занятиях возможно использование рабочих листов с заданиями, включающих всё необходимое для подготовки ребёнка к школе; предусмотрена работа в тетрадях: графические диктанты, копирование по точкам, письмо печатных букв, цифр, элементов строчных букв и т.д. Занятия построены по принципу усложнения и каждое последующее занятие закрепляет ранее изученный материал, а также продвигает детей в освоении нового материала.
В структуру занятия предложенного курса обязательно входит:
» математический блок;
» обучение чтению;
» работа над слоговой структурой слова;
» звукобуквенный анализ слова;
» подготовка руки к письму;
» графический диктант;
» формирование знаний об окружающем мире;
» развитие речи;
» развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение и мышление).
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 блок | Ознакомление с окружающим (предметное окружение). Явления общественной жизни. | |
Наше окружение. Времена года. Их основные признаки. Живая и неживая природа. Транспорт. Виды транспорта. Наши друзья животные. Моя Родина—Россия. Наш край. | ||
2 блок | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. Обучение чтению. | |
Диагностика готовности к обучению чтению. Развитие устной речи. Предложение, слово, слог. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Чтение. | ||
3 блок | Формирование математических представлений | |
Диагностика математических представлений Доцифровой период Признаки, свойства предметов. Пространственные, временные отношения. Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «равно», «меньше»; «часть», «целое». Геометрические фигуры, тела. | ||
Цифровой период. Число, цифра Сложение и вычитание чисел в пределах 10,20. Составление и решение простых задач. Ориентировка во времени: знакомство с часами, определение времени с точностью до получаса. Монеты | ||
4 блок | Подготовка руки к письму. | |
Выявление уровня готовности руки к письму Ориентация на странице тетради. Графические диктанты Выполнение рисунков. Обводка и штриховка контуров. Написание элементов букв. | ||
5 блок | Развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение и мышление) | |
Логические задания на развитие внимания, воображения. Логические задания на развитие памяти и мышления, восприятия. | ||
Итоговая аттестация воспитанников. | ||
Итого |
Формы оценки и контроля усвоения учебной программы дошкольниками:
Диагностика знаний детей на начальном и завершающем этапе обучения, промежуточная диагностика.
Учебно-методическое сопровождение курса
1. 1000 упражнений для подготовки к школе. Учебное пособие для подготовки детей к школе./Авторы—составители О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.— М.: Астрель, 2007.
2. Азбука для дошкольников «Играем в звуки и слова», «Играем и читаем вместе» (авторы Л.Е.Журова», М.И.Кузнецова).
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М.. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,1989
4. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
5. Жукова О. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. М.: Астрель, СПб: Сова, 2007
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачки для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
7. Петерсон Л.Г., Холина Н.П.. Раз-ступенька, два ступенька. Математика для детей 6-7 лет в 2 частях.
8. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников./ Ярославль: Академия развития, 2007.
- Шумаева Д.Г. как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. — СПб: «Детство-Пресс», 1999.
Интернет-ресурсы
- Детский информационный портал: сборник статей по вопросам воспитания и образования детей https:// www.deti.religiousbook.org.ua
- Издательский дом «Первое сентября» https://1september.ru/
- Электронный журнал для детей и родителей «Дошколёнок» https:// www.kindereducation.com/