Духовные основы медицины: задание по музеям
Шурыгина Ксения Борисовна
Задание 1. Эрмитаж
ЧАСТЬ 1. Искусство Древнего Египта
Задания:
1)Выясните,когда жил жрец Падиисет и какие экспонаты связаны с его личностью?
Жрец Падиисет жил во второй половине VII в. до н. э. Сего личностью связаны такие экспонаты, как антропоморфные деревянные расписные саркофаги, алебастровыеканопы, деревянный ящик с изображением шакала, мумифицированное тело жреца.
2)Что изображено на поверхностях саркофагов и зачем нужны эти изображения?
На поверхностях саркофагов изображены росписи и погребальные текста – стандартной мертвенной формулой и фрагментами из глав книги мёртвых – ритуальный обычай.
3)Найдите деревянный ящик с изображением шакала. Выясните, почему на нем изображено именно это животное? Зачем ящик использовался? Каково было назначение того, что там хранилось?
Шакал – священное животное бога-бальзамировщика – Анубиса. Ящик служил хранилищем для ушебти (погребальных статуэток). Ушебти служили заменителем усопшего на работах в царстве мёртвых.
ЧАСТЬ 2. Искусство Древней Греции
Отправляйтесь в залы, посвященные искусству Древней Греции.
Задания:
1)В части экспозиции 121.1 найдите и опишитеэкспонат [*], который имеет отношение к медицине.
Экспонат, который имеет отношение к медицине – это скульптура Гигиеи (богиня здоровья, дочь Асклепия).
Время создания: Ⅰ в. н.э.; Материал: мрамор
2)Перейдите в часть экспозиции 113.1, найдите и опишите экспонат, аналогичный предыдущему.
Гигиея. Статуя богини обезглавлена, отсутствуют оба предплечья. По змею, спускающемуся с плеча богини, можно определить, кого изображал автор.
|
3)Перейдите в соседний «зал Геракла», в части экспозиции 114.3 найдите и опишите экспонат, представляющий бога, в жертву которому приносили петуха. Какой символ объединяет три последних экспоната и какой смысл (предположительно) в него вкладывали древние греки?
Асклепий. Статуя создана в I-II вв. римским мастером по греческим образцам V-IV вв. до н. э. «Асклепий изображен в виде зрелого мужа с мощным, атлетическим телом. Его спину прикрывает плащ, спадающий спереди с левого плеча вертикальными складками. Драпируя ноги, он укрепляет нижнюю часть статуи, придавая ей устойчивость. Формы тела трактованы обобщенно, и вся фигура монументальна и несколько статична. Лицо Асклепия с идеально правильными чертами отличается мягким выражением».
Для всех экспонатов характерно присутствие змеи - символа мудрости, чистоты и неприкосновенности.
ЧАСТЬ 3. Итальянское искусство эпохи Возрождения
Задания:
1)Обратите внимание на часть экспозиции 221.2. Найдите и опишите картину, изображающую святого, к которому жители Италии обращались за помощью во время эпидемии чумы. Раны на его теле напоминают чумные язвы. Это одна из последних работ художника, скончавшегося от чумы в 1576 г.
Картина «Святой Себастьян» создана Тицианом около 1576 года в Италии.
Воплощён античный идеал прекрасного молодого атлета. Лицо героя, его глаза, с мольбой обращённые к небесам, и мученически приоткрытый рот выражают страдания.
2)Перейдите в зал 214. Найдите и опишите картину, на которой изображена мадонна, кормящая младенца грудью. Пользуясь любыми интернет источниками, найдите дополнительную информацию об этом произведении и ответьте на вопрос –почему именно это изображениемадонны (среди других, находящихся в зале) можно считать в наибольшей мере выражающей идею материнской любви, доброты и милосердия?
|
«Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») Леонардо да Винчи
Прекрасная женщина, кормящая младенца. Материнская любовь как величайшая человеческая ценность. Над Мадонной и младенцем нет нимбов – Леонардо да Винчи предпочитал писать святых без них. В данном случае, отсутствие нимбов делает героев картины человеческими. Сама фигура Мадонны словно озарена светом, она смотрит на младенца нежно.
ЧАСТЬ 4. Голландское искусство XVII в
Задания:
1)В зале 249.3 найдите и опишите картину с «медицинским сюжетом». Ответьте на вопрос: больна ли «больная» и каким способом врач «привел ее в чувство»?
Картина «Больная и врач». Автор – Ян Стен. Время создания – около 1660 г. Страна – Голландия.
Девушка, изображенная на картине, мало похожа на больную. Румянец на щеках, хорошо сложенное тело не являются характерными для больного человека. Вероятно, девушка только оправилась от небольшого обморока. В чувство её привели запахом сжигаемого шерстяного шнура – проверенного народного средства.
2) В зале 245.4 найдите и опишите картину, изображающую сцену лечения больного знахарем-шарлатаном. Ответьте на вопрос: чем болен «больной»?
«Деревенский шарлатан (Извлечение камня глупости)» Адриан Браувер. Картина написана в 1620-е гг. во Фландрии (средневековом графстве на территории современной Франции).
Больной страдает человеческой глупостью неизлечимой хирургическим путём. Знахарь – шарлатан двух больных уже прооперировал. Третьего пациента, которого крепко держит старуха, шарлатан оперирует.
3)В зале 254 найдите и опишите картину, отражающую христианскую идею всепрощения и милосердия. Ответьте на вопрос: к какому евангельскому сюжету она восходит?
«Возвращение блудного сына» Рембрандт Харменсван Рейн. Произведение создано в Голландии около 1668 г.
Эта картина восходит к притче о блудном сыне. К отцу возвращается домой блудный сын. Он падает на колени перед отцом, который склоняется к нему, полный любви и милосердия. Рядом молча стоят потрясённые свидетели.