Автобиография начинается всегда с фразы: Я, фамилия, имя, отчество. Здесь следует обратить внимание на порядок слов: сначала фамилия, затем имя и (для русских) отчество. Личное местоимение я используется только в стандарти-зированном начале автобиографии, в дальнейшем следует избегать употребления личных местоимений (что обусловлено нормами официально-делового стиля).
В тексте автобиографии часто используются следующие глаголы и глаголь-ные словосочетания:
поступить (куда?) — в школу, университет, на факультет, курсы, работу
учиться (где?) — в школе, лицее, институте, университете, на факультете, курсах (чего?)
окончить, закончить (что?) — школу, лицей, университет, курсы
получить (что?) — диплом, специальность, квалификацию, профессию, ученую степень
работать (где?) — на заводе, фабрике, фирме, кафедре, в университете, агентстве, школе
(кем?) — преподавателем, инженером
в качестве (кого?) — переводчика, профессора
в должности (кого?) — главного инженера
являться (кем?) — студентом, аспирантом, стажером (чего?)
При написании раздела «семейное положение» используются обычно кли-шированные конструкции: женат — не женат, холост; замужем — не замужем; имею (одного) ребенка, двоих детей; детей не имею.
При обозначении определенного временного периода учебы или работы, как правило, используется конструкция: с... по... Например: С 2015 по 2017 год работал (учился)... В заключительной части автобиографии обычно используется конструкция: с (какого?) года по настоящее время + глагол в настоящем времени. Например: С 2016 года по настоящее время являюсь студентом техникума/ работаю переводчиком (где?).
Во временных конструкциях, как правило, используется сокращенное написание слова год — г. или множественное число — г.г.; с.г. — сего года (этого года).
Кроме того, в документах встречаются некоторые другие общепринятые сокращения: строчная буква г с точкой перед названием города обозначает слово город: обл. — область; дер. — деревня; р-н — район. Наименования должностей и званий (стоят непосредственно перед фамилией): проф. — профессор; член- корр. — член-корреспондент; канд. филол. наук — кандидат филологических наук; зав. — заведующий; зам. — заместитель.
Текстовые обозначения: т. д. — так далее; т. п. — тому подобное; см. — смотри; напр. — например; др. — другие; с. — страница; гл. — глава; им. — имени.
Не сокращаются в текстах документов ключевые слова. Сложносокращен-ные слова (образованные из начальных букв) пишутся прописными буквами: МГУ (Московский государственный университет), НИИ (научно-исследователь-ский институт).
В пределах одного документа написание сокращений должно быть единым, т. е. нельзя, например, писать слово город, то гор., то г.
С прописной буквы пишутся все слова, кроме служебных, в названиях выс-ших правительственных, государственных организаций и учреждений республи-ки, а также важнейших международных организаций.
С прописной буквы пишется только первое слово в названиях центральных учреждений, общественных организаций.
С прописной буквы пишется первое слово и собственные имена в названиях научных, учебных заведений, учреждений культуры и промышленных предпри-ятий.
Названия должностей и профессий, относящихся к лицам женского пола, в текстах документов пишутся обычно в форме существительных мужского рода. Например: профессор Иванова, инженер Федотова, работала переводчиком.
Образец документа
Автобиография | |||
Я, Потемкин Анатолий Петрович, родился 07 июня 1984 года в г. Москве. С 1992 по 1999 г. учился в ОШ № 53 в г. Москве. С 1999 по 2002 г. учился в ремесленном училище № 72, где получил про-фессию монтажника. С 2002 года по настоящее время работаю в Московском строительном управ-лении (СМУ) № 6 в качестве монтажника-строителя. С 2004 по 2006 г. учился в Архитектурно-строительном техникуме. С 2008 года по настоящее время учусь в Университете культуры на вечернем отделении. Состав семьи: отец – ___________________________________; мать – ___________________________________; брат – ___________________________________. Домашний адрес: _____________________________________________. | |||
06.03.2017 | (Подпись Потемкина А.П.) | ||
Термин «резюме» позаимствован из практики европейского и американско-го кадрового менеджмента. Резюме — это документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры претендента для найма на работу. Таким образом, резюме представляет собой один из элементов современных правил делового этикета и одновременно — это одно из самых эффективных средств рекламы на рынке труда.
Резюме несет в себе много положительного как для соискателя рабочего места, так и для работодателя. Для соискателя это — идеальный способ предста-вить себя в наиболее выгодном свете, а для работодателя — своеобразный метод отсева неподходящих кандидатов.
Цель резюме (для соискателя) — привлечь внимание работодателя к себе при первом, как правило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечат-ление и побудить работодателя пригласить вас на личную встречу.
Цель резюме (для работодателя) — отбор лучших кандидатов на личное собеседование.
Нужно написать такое резюме, чтобы:
— потенциальный работодатель воспринял такое резюме как источник ваших биографических данных и информации о вашем профессиональном опыте:
— оно давало дополнительные сведения, которые заинтересуют работода-теля и позволят подготовиться к проведению полноценного интервью с вами;
— резюме отвечало на вопрос, соответствуете ли вы требованиям, установ-ленным работодателем для данной вакансии.
По своей форме резюме подразделяются на профессиональные (универ-сальные), хронологические, функциональные, хронологически-функциональные, целевые и академические.
1. Наиболее часто используется профессиональное (или универсальное) резюме, в котором вся информация представляется в блоках. Резюме профессио-нальной формы формируется не в виде таблицы, а в виде текста с заголовками. Информация излагается по разделам, которые могут иметь следующие названия: личные данные, цель, ключевые навыки и компетенция, образование, дополни-тельное образование, профессиональный опыт, награды, дополнительная инфор-мация, личные сведения. По мнению специалистов, эту форму предпочтительнее использовать тем, у кого с послужным списком все в порядке.
2. Функциональное резюме (американский тип резюме) применяется при описании специфического трудового опыта и круга занятий, когда нет необходи-мости располагать в хронологическом порядке процесс накопления этого опыта. В нем внимание акцентируется на образовании и специальных знаниях и навыках, а где и в какой период вы работали либо умалчивается, либо описывается в самых общих чертах: информация подается по тематическим группам (например, лидер-ские качества, руководящие позиции, организаторские способности, профессио-нальные достижения), имеющим непосредственное отношение к работе, которую вы хотите получить; даты обычно исключаются, чтобы подчеркнуть ваш опыт, а не последовательность событий. Рекомендуем использовать этот тип резюме, если:
1) вам практически нечего сказать о предыдущем месте работы и вы претен-дуете на рядовую должность;
2) вы возвращаетесь к данной сфере деятельности и области после длитель-ного перерыва;
3) строго хронологический порядок представления вашего опыта будет ра-ботать против вас (недостаточно опыта);
4) вы работали в различных местах, но эта работа не отражает вашего слу-жебного роста; существует необходимость сменить профессию.
Однако следует учитывать тот факт, что многие работодатели относятся к таким резюме с некоторым подозрением. Конечно, для работодателя очень важны ваши достижения и сильные стороны, но они хотели бы увидеть «процесс в его развитии». Поэтому, функциональное резюме особенно нуждается в сопроводи-тельном письме.
3. Резюме хронологического (европейского) типа составляется по принци-пу «обо всем по порядку». Если ваше главное преимущество — опыт работы, ре-зюме должно быть составлено в хронологическом порядке с перечислением всех мест работы и названий предприятий. Хронологическое или ретроспективное резюме наиболее подходит специалистам, много лет проработавшим в одной и той же области и желающим в ней продолжать свою деятельность. Следует пере-числить места работы и обязанности, которые вы выполняли, указать опыт рабо-ты, образование и пр. в обратном хронологическом порядке (т. е. начиная с пос-леднего места работы); кратко описать опыт, подчеркивая достижения и навыки.
Используйте резюме хронологического типа, если:
1) вы хотите получить должность в той сфере, в которой у вас наблюдается устойчивый и впечатляющий прогресс;
2) последнее место работы — это сильнейшая сторона вашего трудового опыта и вы планируете и в дальнейшем заниматься этой деятельностью.
Не рекомендуем вам составлять хронологическое резюме если:
1) вы собираетесь изменить карьеру и перейти на работу, не связанную с предыдущей деятельностью, в другой отрасли;
2) последнее время вы постоянно заняты поиском работы и на большинстве рабочих мест, которые вы собираетесь пречислить в своем резюме, вы прорабо-тали не больше года.
4. Хронологически-функциональное (комбинированное) резюме исполь-зуется наиболее часто для освещения каких-то особых достижений, в нем в то же время сохраняется хронологическая последовательность изложения трудового стажа и образования. Обычно оно состоит из двух частей: описания опыта по те-матическим группам и краткого описания опыта работы, образования и пр. в хро-нологическом порядке. Такое резюме позволяет вам подчеркнуть опыт, непосред-ственно соответствующий реальной позиции и требованиям реального работода-теля.
Резюме комбинированного типа удобно, если вы относитесь к одной из сле-дующих категорий: стремитесь сменить профессию и хотите подчеркнуть свою общую подготовку и квалификацию, а не указывать какие-то конкретные профес-сиональные обязанности, которыми вам приходилось заниматься на предыдущих местах работы; вам не удавалось пройти через этап начального отбора с помощью резюме хронологического типа, и вы хотите сделать его более «ударным»; вы хо-тите устроиться на работу, с которой, как вам кажется, вы справились бы, но ваша трудовая биография мало связана с этой конкретной работой.
Этот тип резюме позволит вам с самого начала обратить внимание читателя на ваши реальные достижения, а также на профессиональные навыки и опыт, ко-торые вы можете предложить.
5. Целевое резюме заполняется тогда, когда внимание сосредотачивается на соискании определенной должности и запрос подкрепляется изложением знаний и способностей.
6. Академическое резюме используется для поиска профессорско-препода-вательской работы. Самостоятельную часть такого резюме составляет перечень научных работ и публикаций, научных достижений, наград и званий.