Управление в области культуры и массовых коммуникаций




 

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Под культурой в широком смысле слова принято понимать социаль­но-культурный облик общества — состояние в нем науки, искусства, обра­зования, просветительской работы и т.д. Содержание культуры составляют культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и об­разцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др.

При организации государственного управления в понятие «культу­ра» вкладывается более узкий смысл, означающий одну из отраслей соци­ально-культурного строительства. Значение последней заключается в том, что, как свидетельствует мировой опыт, не может быть сильного государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного на­следия, поощрения и развития искусства, свободы творческой деятельно­сти, без обеспечения возможностей для граждан широко пользоваться культурными благами.

Государственная культурная политика (политика в области куль­турного развития) представляет собой совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также собственно деятельность государства в области культуры.

Управление культурой — это исполнительная и распорядительная деятельность компетентных государственных органов в целях реализации политики государства в области культурного развития, практического осуществления культурно-воспитательной функции государства.

Его содержание охватывает: организацию создания и популяризации высокохудожественных произведений искусства, подготовку и обеспече­ние распространения информации и пропаганды, организацию охраны произведений искусства, памятников истории и культуры, а также иную деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распростра­няются и осваиваются культурные ценности.

Задачами законодательства РФ о культуре являются:

1. Обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на культурную деятельность;

2. Создание правовых гарантий для свободной культурной деятель­ности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Рос­сийской Федерации;

3. Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

4. Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невме­шательства государства в творческие процессы.

Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Законы РФ «Основы законодательства РФ о культуре» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», указы Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ», «О Феде­ральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере мас­совых коммуникаций и охране культурного наследия», «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям», «О Федеральном агентстве по культуре и кинематографии», «О Федеральном архивном агентстве», законодательные акты РФ и ее субъектов, иные акты государ­ственных органов, принятые по вопросам управления культурой.

Предметы ведения Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ включают, помимо собственно культуры, искусство, историко-культурное наследие и кинематографию, средства массовой информации и массовых коммуникаций (телерадиовещание и др.), архивное дело. Этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет в указанной сфере ведения выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального архивного агентства, а также федеральных агентств по культуре и кинематографии, по печати и массовым коммуникациям. Министерство уполномочено устанавливать своими нормативными актами:

ü перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и вывозу из Российской Федерации;

ü положение о национальном фильме;

ü положение о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию;

ü порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда, а также деятельности музеев в Российской Федерации;

ü правила и условия деятельности государственных, муниципальных и других архивов Российской Федерации;

ü перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел и др. в установленной сфере согласно Положению о Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ, утвержденного Правительством РФ 17 июня 2004 г.

Федеральное архивное агентство, оказывая государственные услуги в архивном деле, организует:

ü исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства;

ü информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, а также публикацию и экспертизу документов Архивного фонда.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению госимуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования, в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности. Оно ведет также единые общероссийские реестры средств массовой информации и массовых коммуникаций.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии. Оно организует:

ü сохранение и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, находящихся в федеральной собственности библиотечных фондов и фильмофонда;

ü хранение исходных материалов национальных фильмов, осуществляет ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, Государственного каталога Музейного фонда РФ, Государственного регистра фильмов;

ü проводит экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности.

Надведомственный надзор в данной отрасли осуществляется Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия, которая в последнее время была выведена из системы Министерства и теперь подчиняется непосредственно Правительству РФ.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной контрольной работе мы выявили, что административно-правовое регулирование социальной сферы включает управление образованием, наукой, культурой, в сфере труда и социальной защиты граждан. Каждая отрасль социальной сферы имеет свое содержание, функции, нормативно-правовые основы и государственный контроль.

За последнее время органы государственного управления в нашей стране претерпели многочисленные реорганизации. В настоящее время идет поиск оптимального соотношения отраслевых, межотраслевых и региональных начал в управлении. Основными управленческими звеньями выступают: федеральные министерства и Государственные комитеты Российской Федерации.

Основы конституционного статуса территориальных министерств и ведомств закреплены в части 1 статьи 78 Конституции РФ, в соответствии с которой они создаются в субъектах федерации по инициативе соответствующего федерального органа исполнительной власти. Однако в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов федерации нет общих подходов к пониманию юридической природы их деятельности. Не урегулирована проблема компетенции территориальных органов, их взаимоотношений с властями субъектов федерации, порядок их создания и ликвидации, назначения и освобождения от должности руководителей.

Договорная форма взаимоотношений центра и регионов является в настоящее время доминирующей в урегулировании существующих проблем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: