Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.




Тема: «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

Календари погоды и природы

Одним из направлений познавательного развития детей является ведение календарей природы.

В уголке природы каждой группы детского сада имеются свои календари природы.

Календарь – это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения), т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям и моделирующей деятельности.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из них являются графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в образовательном процессе.

Значение календарей природы

· расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности;

· устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними;

· развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес;

· В плане умственного воспитания: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера.

· красочные картины природы в разное время года становятся средством эстетического воспитания, у детей развивается художественное восприятие действительности.

· приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе.

· Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании: дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.

· обогащается словарный запас;

Словесные игры, активизирующие речевую активность детей:

В работе с календарями природы мы опираемся на рекомендации С.Н. Николаевой.

Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях.

· Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

· Календарь наблюдений за птицами.

· Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Календарь наблюдений за птицами.

Этот календарь, как и другие, является моделью: для младшего и среднего возраста, для старших групп.

Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.

Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц: отыскивая карточки с изображением птиц (с помощью воспитателя), дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений.

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с явлениями природы в младшем дошкольном возрасте – это систематические наблюдения в повседневной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.

Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь набор цветных картинок, однотипных по оформлению. Работа с календарем проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку.

В настоящее время разработана целая система самых разных календарей - плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов и просто украшать помещения.

С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления. Для средней группы количество картинок можно увеличить - добавить изображения новых состояний погоды в разные периоды сезона. Целесообразно также иметь набор картинок, изображающих мальчика и девочку, одетых по сезону. Это поможет показать, тепло или холодно на улице. В те дни, когда наблюдения не проводятся, наглядные пособия должно быть убрано.

Так рекомендует нам С. Николаева, но можно уже в средней группе начинать знакомить детей с условными обозначениями, учить пользоваться ими при заполнении календарей природы.

Это зависит от развития детей группы, их способностей и работы воспитателя в этом направлении.

Календарь старшей и подготовительной группы заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений).

Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: