Соотношение философии и науки (М.Хайдеггер)




В статье проясняется соотношение науки, философии и мировоззрения в свете фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Мировоззрение, согласно Хайдеггеру, представляет собой способ самопонимания и самоистолкования человека в эпоху современной (новоевропейской) науки. И мировоззрению, и частным наукам присущ позитивный характер. Это означает, что мировоззрение, подобно частным наукам, имеет дело с сущим, а не с бытием.

Вопрос о мировоззрении (о соотношении философии и мировоззрения) является решающим для институционального самосознания феноменологической философии как таковой. Показано, что специфика и оригинальность хайдеггеровского философского проекта («фундаментальной онтологии») во многом связана с последовательным и принципиальным различением философии и мировоззрения. Проясняется связь феномена мировоззрения с гуманизмом и антропоцентризмом. Согласно Хайдеггеру, гуманизм и антропоцентризм присущи всякому мировоззрению, мировоззрению как таковому, а не только определённому типу мировоззрения. Выявлено значение проводимого Хайдеггером растождествления понятий «сущее» (Seiende) и «предмет» (Gegenstand) для фундаментальной онтологии в целом и трактовки мировоззрения и науки, в частности. Установлено, что под «наукой» в большинстве случаев Хайдеггер понимает не совокупность позитивных наук (наук о сущем) и не особый тип познания, но измерение бытия сущего и способ данности сущего, утвердившийся и ставший господствующим в европейской культуре нового времени.

4) Объективация субъективности в религиозном дискурсе Маритена. Культура как основание религии (Тиллих)

Существует 3 позиции соотношения философии и религии:

1) Будет рассматривать философию как теологию и разворачивать как дискурс. Здесь теология заимствует философский язык для предъявления собственных имен. Религия начинает претендовать на истинность научного знания.

2) Будет рассматривать взаимодействие между религией и философией как синергию (взаимодействие)священного и пропанного, секулярного и сокренного.

3) Промысливает религию как мыслительный конструкт. Эта позиция предполагает философскую рефлексию.

Маритен (работа «Христианство философии») задается вопросом о существовании христианской философии. Если философия есть предъявление истины и мудрости, то нужно обратиться к христианской вере, т.к. христианство-посланная истина. Но в философии истина-человек, а в христианстве – божественная. Философия человеческая мудрость, поэтому христианство и философия не сравнимы в этом аспекте. Философия обращается к разуму, а христианская религия к вере. Религия чужда интеллектуальности. Если разум принадлежит Богу, а философ природе, то философ становиться вещью среди других вещей. Способ определения философии может быть только трансцендентальной абстракцией.

Тиллих. Бог не может существовать за пределами человеческого бытия, потому что его существование оказывается бессмысленным. Поэтому религия пытается найти и занять свое место в человеческом существовании. Только в отчужденности от человека религия предъявляет себя. Тиллих предлагает первый вариант существования религии со стороны экзистенциального начал, она понимается как вера или состояние захваченности предельным интересом или богом. Захваченность предстает в качестве спасения человечества от отчужденности.

5) С антаяна. Метафизика как диалектическая физика. Природа не существует как таковая. Человек имеет дело не с самими вещами, а с идеями вещей. Религия это всего лишь один из вариантов догматического воображения. Первоначало вещей можно домыслить только с помощью дедукции. Воспринятые вещи порождают догму, которая с течением времени может изменяться. (догма не подвергаемая критике). Догма не может быть отвергнута она может быть только пересмотрена на основании других догм. Для познания нужно верить в свою интеллектуальную проницательность, которой обладает скептик. Основание скептицизма является солипсизм. Задача скептицизма разрушение иллюзорности догмы. Если предположить что существование является иллюзией, тогда подвергается сомнению сам факт существования. Я мыслю значит существую. Когда я полагаю свое существование, я обнаруживаю наличное существование. В интуиции мы не можем познать существование, но она нам необходима чтобы жизнь не была животной. Я это мое физическое тело, мое тело и есть реальное существование. Объект раскрывается через язык. Язык возникает в результате столкновения животных тел. Животная вера в существование этого мира. У человека складывается вера в реальный мир. Так и складываются религиозные верования. Рефлексия отсутствует, и человек становится вещью среди других вещей. Жизнь не была бы сном,а весь мой опыт не был бы иллюзией, если бы я удержался от веры в них. Все изменения представлены только в нашем восприятии. Философия опирается на разум.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: