Бытие идей в концепции Платона. Онтологическая модель.




Платон задается вопросом Что есть бытие? что есть это? Сверх-бытие это бесконечное. Главным в модели Платона были идеи. Эйдос содержится в уме. Эйдос всех эйдосов принадлежит сверх-бытию. Свербытие это триединство, истины, добра и красоты. Модель Платона представляет собой сферу наделенного умом блага. Самопознание бытия происходит от называния имени к определению сущности. Попытка Платона понять бытие через установление границы бытия и инобытия привела к слиянию и неразличенности посредством отождествления бытия с истиной, то есть полной субъективации бытия. Необходимо чтобы мир невидимый не поглощал мир видимый, иначе смысл существования мира невидимого для объяснения мира видимого исчезает и существование превращается в чудо.

Что есть бытие? Появл граница, определяющая бытие, бытие вещей –прообразы вещей (эйдосы). Инобытие - неполное бытие- нехватка бытия – несовершенство бытия.

Сверх бытиеàсовершенно, абсолютно, истинно божественное бытиеà идеи вещейàкак существует идея?àкак словоàимя вещи.

Бытиеàчто это есть? àбытие вещейà не совершенноà не действительноàиллюзия существованияàвещи как копии идей, варианты инвариантов.

Ино-бытиеàне в-полне-бытиеàне полноеàнехватка бытияàне совершенство.

Процесс динамиса – стремление вещи к совершенству. Идеяàсловоàмолчаниеàотсутствие языкаàотсутствие мышленияàза пределами человеческого мышленияàобъективизация бытия.

10) Аристотель задается вопросом,что есть вещь? Каждая вещь есть овеществленная форма, с причинно-целевым назначением, каждая вещь имеет свое имя, определение вещи задает иерархию, на вершине которой находиться предельно-индивидуальные характеристики вещи. Предельным и единичным является Бог. Всякая вещь стремиться быть собой. Бог свободен от материи, не выразим и неопределим. Все вещи рождены для движения к богу. Бог последняя инстанция существования. Бог является причиной всех вещей, но сам находится вне причинности. Поскольку Бог не мыслит ничего кроме самого себя, он превращается в имя Бог.

Что есть вещь:1)Сущность-существование-во времени и простр-любая вещь конечна, а бытие беск-нужна вещь, где ее сущность бескон-субстанция-определяет себя чз себя саму.2)»чтойность»-смысл-мышление-язык

Субстанция всегда явл причиной своего сущ-ия-протяжение=мышление -бог это простая вещь где сущ-е =чтойность

Вещь-Сложная- любая другая вещь, т к задается сущ-ию через простую вещь (Бога):1)основание- часть простой вещи-форма- Бог-верховная форма- форма всех форм 2)Материя. Бог арист явл причиной всех вещей, но сам нах вне причинности. Он не сводится ни к субъективн ни к объективности. Он= бытию и благу. Бог кроме самого себя никого не мыслит. Бог превращается в имя «Бог»

Вещь:1)форма а) состояние чистой лишенности б) форма всех форм Бог. Отсюда иерархия форм- эволюция животных форм. Понятия рода и вида. От общего к частному. Максим индивид характеристика вещи- стремление к совершенству –динамис. Интелехия- обретение блжественной формы. 2)материя

Хар-ка вещи: крайние точки в иерархии аристотеля это материя и ум. Материя нах-ся в бесконечном динамисе (движении вещи к истиному сущ-ию) каждая вещь обладает этой способностью или энергией. Реализуется динамис вещи как интелехия.

Бог это абсолютная и полная ентилехия(внутрения сила, заключающая в себе цель и конечный результат).Всякая вещь рождена для движения к Богу. Бог это последняя цель сущ-ния. Проблемы Арист: 1Бог оказывается трансцендентным(потустороний не познаный научно) потому выходит за приделы системы становясь непозноваемой сущностью

2 Вопрос «что есть Бытие, как бытие» относящейся к миру вещей превращается в вопрос «что есть бытие как бытие то что относится к богу, как к единств и единичному субьекту, который выносится за пределы системы. Поэтому представление о бытие либо полностью обьективируется в мире вещей либо полностью субьективируется в бытии Бога.

11) Субъективация бытия в онтологии Сократа. Проблематика философского суждения и диалога Сократ. Бытие нельзя помыслить если оно полностью закрыто. Он предлагает следующее решение, познай себя и ты познаешь весь мир. Я и мир, граница между ними. Граница познания,если мы уйдем в познание себя это будет антропология, если в мир то натурфилософия, мы должны быть на границе познания. Внешний мир не познаваем и можно познать только душу человека, его дела,- это и есть философия. Познать себя как нравственное существо. Творение происходит в беседе. Маевтика – искусство, ведения беседы. Истина достигается только при помощи беседы и споров. (вопросно-ответная форма). Только философы имеют право вести беседу. Истину познать невозможно. Единственная реальность это я знаю, что ничего не знаю. Знание не может быть ограниченным. Модель бытия Сократа можно представить в виде самоопределяющего и самопонимающего бытия, которое в поисках собственного смысла устремляется к самому себе, и обнаруживает себя как цель. Отказавшись от каких-либо космологических моделей мира Сократ избежал возможной объективации мира. Полная закрытость бытия приводит к невозможности его помыслить, то есть у Парменида произошла Объективация бытия. Скорат предлагает «Познай себя и ты познаешь весь мир». Я(антропология) =\=(тождество в познании-->дискурс) мир (натурфилософия). Сократ открыл совершенно новую проблематику. Сократ утверждал, что внешний мир не познаваем, познать можно только душу человека и его дела. Этический антропологизм - философия Сократа. Самопознание является основной категорией философии Сократа. Самое важное в процессе познания оставаться на границе. Познание процессуально и совпадает с существованием. В процессе философствования самые очевидные понятия и рассуждения становятся не очевидными. Вскрываются новые смыслы, этот процесс подобен творению бытия, он происходит в беседе. «неправильное» творение понятие порождает «плохое» бытие или зло/несправедливость. Отсюда возникает необходимость следовать системе правил, рождающих истину. Искусство ведения правильной беседы Сократ назвал Майевтикой. Этот метод помогает рождению человеческой мысли. Сократ прославился, как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи беседы и спора. Метод диалектики споров заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника. Только философы имеют право вести беседу и творить бытие как благо. (каждый имеет своё мнение-— doxa---мнение-----SВ---представлено другому----ОВ---это то что представляется другому); (Мнения Я(часть истины---прооратор---человек есть мера всех вещей) =\=истина о мире(каждый не может претендовать на истину---мир-это множество людей и множество мнений)общество у С. Это сообщество где каждый может высказаться и он должен быть услышан —-2 способа говорения-— человек имеющий мнение это человек 2 в1.изначальное условие мышления-диалог с самим собой. Если человек умеет жить с самим собой, то сможет жить с другими. «Нельзя совершить убийство наедине с самим собой, ты все равно находишься в компании убийцы, убийца живет в мире потенциальных убийц, т. к. Я тождественно другому, то я тождественно всему миру. Поскольку неопределенность всех понятий указывает на бесконечность смыслов всех понятий, то познать истину невозможно. «Я знаю, что ничего не знаю» Познание неограниченно и бесконечно. То есть бытие тоже бесконечно и раскрывается в реализации возможности познания. Итак, модель бытия Сократа можно представить в виде самоопред. Бытия, которое в поисках собственного смысла устремляется к самому себе и обнаруживает себя как цель этого стремления в образе творца или мастера, который творит смыслы, проявляя их в процессе творческого диалога. Самоосознающее Бытие существует в форме понятия или сознания саморефлекторного "Я". Я это способ бытия и третья реальность. Является границей между природой и человеком. Здесь достигается субъектно-объектно тождественно, где субъект выступает в качестве объекта познания для самого себя. Сократ избежал возможной объективации бытия.

12) Темпоральность внутреннего бытия в онтологии Святого Августина. Внутр времени:Прошлое(память)— настоящее— будущее(воображение, фантазия) Наст—забвение мышление (язык-процесс-глагол часть речи указывающая на прошл время-форма-начало..) – Бог существовал но мы об этом забыли-забвение-— вос-поминание- сопротивление- время—усилие чтобы преодолеть временную дистанцию.. (время пространство) Будущее совпадает с прошлым—все уже было.Забвение значит за пределами существования. Бог живет в нашей памяти. Мышление – язык – процесс – начало – глагол формы. «Бог существовал. Но мы об этом забыли»./ Забыли – вспоминаем (мешает время). Будущее совпадает с прошлым. Мы всё о себе знаем, просто забыли. Ставит вопрос Что есть бог? Мышление –процесс – движение-поток внутреннего времени-движение от прошлого к наст и буд. Мы забыли, как существовал бог. Пытаемся вспомнить, но нам сопротивляется время. Нужно сделать усилие, чтобы преодолеть дистанцию-пространство. Время опространствливается-время фиксируется. Мы в забвении, т е настоящее-это прошлое, повторяющееся из раза в раз. Забвение значит за пределами. Бог живет в памяти. Будущее совпадает с прошлым, значит все уже было, просто мы забыли. "Исповедь" «Что есть Бог?»Мышление=язык Процесс- речь- подвижность- начало- конец- за счет глагольных форм - они имеют время. Прошлое Настоящее будущее(уже было мы его забыли,дежавю) (Бог уже существовал, Уже есть- забыли об этом- состояние забвения- Он существует в памяти). воспоминания-обращаемся к памяти- усилие- преодолеть дистанцию времени-сопротивление времени- апространственное время- которое предъявляется как "апространственный ОВ"- след- объективация времени в пространстве Настоящее промысливается через прошлое. Смерти нет, она нужна чтобы определить жизнь(вечность). Смерть -это понятие. Сейчас момент проживается как прошлое. Св. Августин первый объясняет смерть через вечность(это всё уйдёт к И.Канту).

13) 3 способа существования сущности в субстанции: 1. Бог, где сущность и бытие совпадают. Бытие целостно и неразличимо. 2. Сотворённая субстанция, способная к разумному познанию. У интеллигенции чтойность. 3. Субстанция, состоящая из материи и формы. Бытие ограниченно, т.к. получено от другого. Эти субстанции ограничены и сверху и снизу. Акциденция - существует как дополнительная сущность. Акциденцией сопровождается материя. Это и есть суть акциденции индивида, по которой индивиды различаются. Аквинский выстраивает такую модель, в основе которой лежит иерархический принцип построения системы. На вершине такой системы находится бог. Бог как сущность всего сущего является предикатом существования. Сущееàсуществованиеàсуществование вещиàматерия(животное состояние). формаàопределенияàграницаàвещь образует сущность?-->»чтойность»àсуществует в мышлении. Сущееàсутьàистинаàаксиомаàто, что не требует доказательствàне верифицируетсяàлюбое б. сущ-ие становится. истинным. Не сущее=сущее-> логич противореч. Таким образом вещь становится индивидуальна по сути материя-есть принцип индивидуализации, тогда можно предположить, что сущность есть нечто особенное, однако сущность больше чем просто материя, сущность=материя + форма. Род, вид, индивид. Родàматерияàприродное, животноеàтелесноеàтело рода. Родàформаàчеловеческàсущностьà»форма»à»сущность»àбытие Бога=душаàформа рода.Вид разумное, чел. Существованиеàиндивид, имяàСущность=чтойность-предиакт-индивид существ.Сущность –бытие бога-абстрактное универс понятие-принимает от бога-направлена на обьекты мира. Сущность - есть что-то особенное, как существование больше чем просто материя. С одной стороны, сущность есть нечто, существующее вне единичного, это как нечто целое. С другой стороны, сущность является сост частью и рода и вида, и индивида. Если предположить, что сущность едина, то вещи перестанут различаться. Однако, в человеке нет общего у него всё индивидуально. Таким образом, через бытие разума предъявляется человеческая природа. Чел. Бытие сущ как разум, кот явл предиакцией рода. Предицируемость есть акт разума. «Форма» распознаётся субстанцией. Любая познающая субстанция свободна от материи и форм. «Форма» не зависит от материи. Здесь материя отделена от чистого первого акта. Форма первого начала, не нуждающаяся в материи, есть интеллигенция. Составная или сложная вещь есть составная материя. В интеллигенциях помимо формы присутствует и бытие. Свое бытие интеллигенция получает от первого сущего. Сущее есть всецело бытие и первая причина, т.е. бог. Потенция и обнаруживает его множественность.Существует 3 способа существования сущности в субстанции:1. Бог, где сущность = бытие. Бытие целостно и неразличимо.2. Сотворённая субстанция, способная к разумному познанию. У интеллигенции абсолютная чтойность. Интел не огр сверху, но снизу огр бытием-душа>тела. После смерти душа остается. 3. Субстанция, состоящая из материи и формы. Бытие ограниченно, т.к. получено от другого. Эти субстанции ограничены и сверху и снизу. Акциденция - существует как дополнительная сущность. Акциденцией сопровождается материя. Это и есть суть акциденции индивида, по которой индивиды различаются.Аквинский выстраивает такую онтолог модель, в основе которой лежит иерархический принцип построения системы. На вершине такой системы находится бог. Бог как сущность всего сущего является предикатом существования.

14) Апофатический путь познания у Экхарта - теология, которая стремиться последовательно отрицать все понятия, атрибуты связанные с Богом, доказать абсолютную трансцендентность (существование по ту сторону бытия). Бог нужен чтобы он родился в нашей душе, а душа родилась в Боге. Бог существует вне времени и пространства, где мгновение и вечность совпадают. Бог един нечто единое, нечто целое. Существование Бога подчинено цели, предъявить себя. Бог как сила природы производит свое подобие, рождение совершается не единожды, потому что Бог это все. Бог изрекает свое слово и себя самого, Бог действует без средств и образов. Слово Бога не совпадает с человеческим словом. Бог сотворил мир, направив свою любовь на себя. Человек есть Бог, но он не является Богом, потому что Бог больше, чем человек. Человек движется к Богу, и стремится к совершенству. Если человек освобождается от своей телесной оболочки, то наступает конец существования, который совпадает с концом предъявления божественного. Переход от объективности к субъективности. Форма перехода душа. Человек принимает божественную сущность, когда осознает присутствие Бога. Чтобы познать Бога человек должен отречься от себя. Человек должен отказаться от всего. От воли, затем от знания и от своих целей. Когда человек нищ последней нищетой, то его душа становиться обителью Бога. В этой точке предела бытие начинает разворачиваться как божественное бытие. Человек не знает, что Бог есть, но он не знает что он не есть.

15) Способы разворачивания и сворачивания бытия в онтологии Н. Кузанского.Бытие есть во всем существующем, а существующее существует в бытие, т.е. бытие = существованию. Бытие есть прообраз всего сущ-го-это абсолют.или творящ.бытие. Бытие есть некий экземпляр, он ни меньше ни больше того, что во всем и в чем все.этот единий прообраз разворачивается во множ. Сущ-х вещей, причем прообраз сущ-т в каждой вещи при всем многообразии прообраз един. Здесь целое определяет части, а не наоборот. Бытие можно определить в виде округлости. Окр-ть – это точка, которая разворачивается из самой себя. Точка – это ноль. Ноль или ничто разворачивается во множество вещей, а вещи - это нечто, нечто – это 1. Нечто сворачивается в ничто, в ноль, т. Е. то, что мы видим – иллюзия. Центр округлости прообраз бытия, единое раньше любого множества, множ возник только из единства, т к связь раньше разделения. (Рисунок сприали, смыкающ в круг. Из точек) Множество есть размноженность, кот явл залогом различенности. Из центра любая точка совпад с другой. Точка свертыв в себе всякую различенность, а множество – есть развертывание ее единства. Бог – это свернутость свернутости. Округлость мира неделима и неповторима. Из точек ничего не составляется. Прибавить точку к точке – это прибавить ничто к ничто. Т е оконченность мира-это округлость, заключающаяся в точке. Отсюда, если оказ вне мира, то мы его не увидим, т к мир это лишь точка. Но отсутствие формы не явл отсутствием существ-я. Мир это не сама округлость, а ее образ. Вечность мира раньше самого мира. А вечным может быть только мышление и разум т е мир всегда уже есть. А поск есть мышл то сразу возникает время. А раз есть время, то есть и движение. Оно интеллектуально и даже без тела мысль в движении сохран. Как возникает материя, вещь? Материя не возникает из своей противополож-ти – духа. Вещь, предъявляемая как материя лишь возможность сущ-я вещи. Материя уже есть, она сразу должна быть, т к ей негде развернуться, кроме как в самой себе.Материя – форма пребывания мысли. Что есть человек? Это есть свернутость свернутости, кот разворач из себя мир. Все, что произвел человек – произведение его разума. Каждый чел свободен в своем разуме и имеет свободный дух.Животные подчиняются природе. Но она не может навязать челу необходимость.Субстанция животного гибнет с гибелью тела, а у чел. никогда.Человек – микрокосмос, кот просвечивает макрокосм и чел стан совершенным. Он изнач соверш. Проблема – а к о возник. Матер. Мир?

16) Джордано Бруно (1548-1600), итальянский философ, противник схоластики, Высказывал материалистические взгляды, критиковал религиозные догматы (о непорочном зачатии).Осужден церковью. 8 лет в заключении. Отказался отречься от своих взглядов. Сожжен в Риме на костре как еретик. «Вы вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю». Онтология Бруно Сторонник пантеизма. Природа неуничтожима, бесконечна. В бесконечной Вселенной существует множество миров со своими центрами (в виде звезды). Поэтому Бог не может быть чем-то изолированным. Он мировое целое, которое везде. Бог в самой природе как ее внутреннее деятельное начало (это пантеизм) и вне ее не мыслим. Был также сторонником гилозоизма – во всем, в каждом предмете (или в его частице) есть одушевленное начало, и хотя бы в зародышевой форме потенциальная жизнь.«И камень мыслит!».

17). Проблема тотальной бессубъектности в онтологии Р. Декарта. Принципы доказательства «Ego cogito ergo sum». Декарт задается вопросом, может ли какое-нибудь знание быть достоверным. Нет. На один и тот же вопрос может быть множество точек зрения. Истина только одна, поэтому остальные точки зрения ложные. Его метод отрицание всех мнений. Нам нужно какое-нибудь основание которое не вызовет сомнений. Я сомневаюсь, значит существую. Сомнение мнение,язык мышление. Cogito Ergo Sum если я мыслю вещь,то она существует. Тогда я могу помыслить Бога, и он будет существовать. Существование Бога есть предикат мысли. Но помыслить бытие и вещь не одно и тоже. Бытие это категория мышления. Я, т.е. субъект, представленный самому себе, не просто мыслит самого себя, а мысль мыслит себя, в том числе эта мысль мыслит и Я. Под субъектом (sub-rectum) изначально понимается все пред-лежащее-это и есть сущее. Декарт понимает cogito не просто как некий факт мышления, он понимает cogito как gogito me cogitare (мыслю себя мыслящего). Cogitare понимается Декартом как percipere (схватить что-то, овладеть какой-то вещью). Овладеть вещью через восприятие можно только посредством представления. В этом случае вещь становится идеей, представленной в представлениях. Человек конечное существо, и не может претендовать на истинное знание, истинным знанием обладает только Бог. Эмпирическое Я Декарта познает лишь интеллектуальное представление о самом себе. Я конечное существо во времени и пространстве, поэтому возникает возможность неполного или ложного знания. Бог бесконечной и бестелесной субстанцией. Божественное существование это полное мышление. Эта истина неоспорима. В системе Декарта, происходит забвение человека. Забвение Я превращает Я-объект просто в объект.

18) Субстанциализация субъект-объектных отношений в концепции Б. Спинозы. Спинозовские концепты человека, Бога, познания. Бог существует. Существует ∞ множество познаваемых вещей. Конечный ум не может познать этого ∞ множества. Конечный ум может познать только в том случае, если он определяется чем то извне. Божественный S ≡ Бог. Существует идея, которая имеет →сущность и → сущестование. Бог - субстанция → она вечная ∞, абсолютная. Доказательства: 1. Всякая субстанция ∞ и совершенна и не одна др. не м.б. совершеннее. 2. Существует 2 субстанции → тогда они ограничивают др.др. → теряют свойства субстанции. 3. Ни одна субстанция не может произвести др., иначе возникнет дурная причинная ∞. Бог - субстанция → имеет свои атрибуты: → мышление и протяжение. (Бог в своих атрибутах не делим, он есть целое). Мышление → ряд идей→ ∞ и вечен → это природа творящая. Протяжение → ряд вещей → ∞ и вечен → это природа сотворенная. Мышление ≡ Протяжение. «Природа состоит из ∞ атрибутов, из которых каждый в своем роде совершенен». Все творения Бога есть в его ∞ разуме. Сущность Бога ∞ → атрибуты этой сущности тоже ∞. ≡ природы и мышления обретает единство или целое. Единство - возможность сосуществования всех произведенных вещей. «Часть и целое не истинные или действительные существа, а просто мыслимые существа, и потому в природе нет ни целого ни частей». Если протяженность - делима, она не ∞. → начало протяженности не субстанциально. Деление всегда в модусе. «Бог есть существо, о котором высказываются все его атрибуты». → все вещи совершенны (т.к. божественны по природе). Существование вещи предопределено → изменения указывают на несовершенство Бога (величайшее – небытие). Вещь не может существовать случайно (мы просто не знаем причины). Мышление и протяжение доступны познанию. → мышление ≡ протяжению. «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей». Бог в каждой вещи. Модус протяжённости позволяет познавать атрибуты божественной субстанции, саму субстанцию или природу творящую. Единство субстанции из-за единого универсального принципа познания. Правила природы = правила мышления → Ошибки в познании невозможны. → Ультрарационализм Спинозы → 1 все познаваемо, 2 можно познать абсолютно все, 3 ошибки невозможны. Способ познания: Должна возникнуть Вещь –не вполне вещь и не вполне идея → «Вечная Вещь» → универсалии (похожи на математические понятия). Вечная Вещь обладает величайшей мощью или потенцией. Источником существования – Бог (причина самого себя). Части субстанции различаются модально, а не реально. Мы сами задаем эти различия. Бытие природно и объективно. Оно ограничено своей вечностью и протяженностью. Попытка введения универсальных вещей, попытка субстанциализации м/у S и О оказывается излишней, потому что бытие Бога совершенно и самодостаточно. Мир на матем. законах – математический (геометрический). Сомнения – разрушение целостного мира. Сомнение указывает на несовершенство познания. Человек = телом (сложное, состоит из частей) и мышлением → есть некая субстанция. Мир – движение тел, определяемых законам механики, связанных с геометрическими фигурами. Человек – тело, сталкивается с другими → импульс → бесконечное движение. Закон импульса, закон целостности. Типы общества: 1.гражданское; 2.разумное; 3.естественное. Гражданское общество: закона, власти, морали. Проблемы: 1. Если мир представляет собой геом. (конструированное) целое, то почему Спиноза претендует на создание физики, объясняющей законы действительно существующих тел. 2. Каким образом существование развития тел определяют вещи к существованию. 3. Каким образом гомогенная, существующая сама в себе субстанция начинает изменяться в самой себе, если степень её совершенства абсолютна и нет необходимости в к-л изменении в дальнейшем существовании.

19) Бесконечная трансцендентность в системе И. Канта. Источники метафизического познания не могут быть эмпирическими. Понятие метафизики предполагает выход за пределы физического мира. Вся метафизическая философия строится на априорных основаниях. Пространство и время – это формальное условия существования чувственного опыта, они не существуют вне человека. И не имеют смысла. Ноумен – это граница между внешним и внутренним миром. Через чувства и восприятие даются вещи. Благодаря рассудку они трансформируются в понятия. Теоретические принципы трансцендентальны или априорны. Постулат Декарта «Я мыслю, а следовательно существую». В системе Канта теряет сущность и бытие человека отныне не гарантированно. Кант приводит к разрушению тезиса «Я существую». Если исходно, человек хотя бы условно между природой и Богом, то эта условность была разрушена. Субъективность человеческого мышления ограниченна объективностью, что приводит к наличию высшей трансцендентальности философии Канта, существование за пределами любой объяснительности. Продолжает работу с тезисом Декарта я мыслю я существую. Я разбивает на Я телесн и Я мыслящ. Кант подчеркивает, что Я телесн дается нам только через Я мыслящее. У Канта бытие разбивается на бытие эмпирического, теоретического сознания и бытие вещей. Основной вопрос Канта: Возможна ли вообще метафизика? Если ориентир на философию Юма, то ее не может быть, так как все мыслится как материя и законы материального мира. Речь же должна идти о том, что их производит – о рассудке. Для ответа нужно произвести Критику чистого разума. Метафизика есть познание априори основа которого чистый разум или рассудок. Априорные формы есть суждение, они мб аналитическими и синтетическими(все тела протяжены). Иногда суждения мб апостериорными т е их происхождение мб империческим. Но в любом случае все суждения прежде всего априорны. Пространство и время – формальные условия существования чувств опыта, независящие от него. Или это чистые формы. Они неопытны и априорны. Это субъективный способ упорядочивать то многообразие что происходит снаружи – пространство и изнутри – время. Они логически предшествует опыту и делают его возможным. Пространство и время не существует вне человека. Все преобладает начинания, когда чел мышление претендует на объяснение того, что находится за пределами его разума. Кант ограничивает мышление. Кант преодолевает дуализм Декарта, но присутствие трансцендентной необъясненности адекватно существованию бога. Наряду с бытием природы сущность которой недоступна чел разуму выдел сфера высшей трансцендентсности тоже закрытой для нашего мышления. Рациональность у Канта выражена способом восхождения от низшего к высшему. Это движение форм от чистого рассудка к разуму. Наличие объяснит. Принципов тоже требуют объяснений и система оказывается нецелостной. Разомкнутой, имеющей не менее 2-х исходных принципов. Природа как объект не может выговариваться на языке человеческого мышления след не существует. Бог как сверхбытие объективируется и по сути ничем не отличается от природы как объекта. Субъективность человеческого мышления ограничивается объективностью, что приводит к наличию высшей трансцендентности философии Канта, существующей за пределами любой объяснительности.

20) Политическая философия И. Канта в современном философском дискурсе Х. Арендт.Работа Арендт «лекции по полит. Фил Канта». Работа Канта «К вечному миру». Кант ставит вопросы:1.Что я могу знать? 2.Что я должен знать?3.На что я смею надеяться?4.Что есть чел-к? Люди -чел-во – чел род –природное сущ-е-животное сущ-е- осн. цель воспроиз-во рода-для этого нужен акт зачатия – одномоментный акт-он не предполагает дальнейшее совместное сущ-е- индивид актуализирует в себе то общее, что есть в роде- это эволюцияпрогрессотсутствует-индивид больше чел рода. Человек отлич от животного, но чем? Отличает будущее время. Все смыслы чел сущ-я вынесены в будущее. История-как история чел рода-смена событий-прогресс-история суждения об этих событиях(Сократ)-каждое суждение выносится на суд других-ответственность-д.б. услышано и увидено-оно д.б. понято-суждение=акт «действия в одиночку»-д. обладать «всеобщей сообщаемостью»-есть вкус. История-спектакль-в нем есть актеры(действующие лица- наст. Время) и зрители(те, кто выносит суждение об этих лицах-будущее время). Суждение-это непракт.разум. Оно возникает из бездеятельного, из удовольствия.-возникает множество суждений- способств. разворачиванию мира – публичное пр-во или полит. пр-во, полис-множ-во т.зр.-свобода высказывания-каждый имеет право на зак. обществосообщество-ком-ция-здравый смысл+jenius-зритель мира становится гражданином мираcommunis- это и есть вечный мир. Вопрос: почему люди сущ-ют? Нет ответа, т.к. ценность их сущ-я обнаруживается только в целом. Смыслы сущ-я для отд.человека скрыты, т.к. сам истор процесс бесконечен. Человек-участник всемирного сообщества. Это и есть всемирно гражданское сущ-е человека. Это отказ человека от суждения (вынесения)

21) Субъект-объектное тождество в онтологической модели Ф. Шеллинга. Критика кантовского дуализма. Одновременно присутствие 2х исходных принципов в теоретической системе. Заставляет философов выстраивать огромные нежизнеспособные системы. Теоретическая философия должна разворачиваться последовательно из одного принципа «Я существую». Кантовский принцип «вещи существуют вне нас» обусловлен своей недостаточностью. Т.к существование вещей определяется не ими самими, а нашим существованием. Я-существую это основной исходный принцип системы. Задает исходную целостность, т.е здесь часть определяется из целого или целое определяет части. Целое может существовать только в своем самоопределении, т.е определяться из самого себя, чтоб быть логически полным и безусловным. Разворачивание принципа «Я существую» трансформируется в бытие теоретической системы. «Я существую» самоопределяется так, что при этом вся система разворачивается в «я существую» Вещь конструируемая или мыслимая вещь, а не существующая реальна. Когда мы осознаем мысленную реальность вещи, мы рефлексируем и в этот момент возникает субъект-объектные тождества когда «Я осознает конструированное существование вещей осуществляется целостность бытия. Ее неразделенность на субъект и объект.

22) Отчаяние как способ самоидентификации Я в онтологии С. Кьеркегора Христианство через отношение «Я» к Богу. Выделяет 2 понятия: беспокойство и отчаяние. Я это всегда отношение 2 элементов (я к самому себе через другого). Если понимает себя как я, оно перестаёт различаться в себе. Чтоб сохранить различие, возникает отношение я как к другому. Если это различие сохраняется, то тогда возникает угроза возникновения собственного я в своей конкретности и именно здесь возникает отчаяние. Но человек отчаянно стремится быть самим собой. Вопросы: Как обрести собственное я? «Оно возвышается над животным». Блаженство заключается в отчаянии, т.е уже есть изначально. Задаёт бинарную оппозицию → различение. Необходимо: «Подцепить отчаяние, это божественный шанс» чтобы сохранить свою идентичность. Отчаяние - смертельная болезнь, которая не может привести к смерти. Я положительное и определяется из вне или я другим. Чем больше человек пытается освободиться от отношения к самому себе, тем больше оно возникает. Отчаяние – движение я к самому себе. Опасно в этом движении - удаление воображения я и погружение в фихтовские состояние рефлексии, тогда я становлюсь абстракцией в возможном (возможное я тождественно воображаемому). Другое направление движения - к конечному я (недостаток бесконечного, полное отсутствие духовности). Чтоб спастись от отчаяния, человек отождествляется с другим, направляет себя в сторону прошлого или будущего. Эти иллюзии не имеют отношения к реальности и подлинному я. Как преодолеть отчаяние? Рефлексия отчаяния – не избавление от него. Человек конечен – отчаяние. Не рефлексирует, что бесконечность и вечность – понятия. Я как я мыслящее можно спастись от отчаяния, поскольку при трансформации я непосредственно в я мыслящем, я сталкивается с требованием бесконечного я. Ввиду того, бесконечность и вечность субъектом является Бог, т.е я является частью божественной субстанции или Бога. Очевидно один выход из отчаяния - обращение к Богу.

23) Проблема соотношения философии и жизни. Концепт Ницше «воля к власти» как способ осуществления мышления "По ту сторону добра и зла". Чел-к уже есть. Безусловное и очевидное основание. Человек не может избежать факта своего существования, он в мире, где жизнь уже есть "как она есть" (естественная). Естественное сущ-е чел-ка = животное, природное, абсолютного счастья. Животное не обладает рефлексией, т.к. не знает времени, существование не исторично. → Чел-к не животное. Чтоб стать чел-ком он должен отрицать животное, дойти до Ничто. Чтобы получить собственное человеческое существование нужно включить время. → поток → направление → от чего-то к чему-то → прошл, наст, и буд-е. → история (объективированное время). Здесь возможно 3 варианта. Монументальная история (процесс, вынесенный за пределы чел-го существования в прошлое. Больше. Чем чел-к, он функция истор процесса. Цель – движение к светлому будущему = концу света. Чел-к обречён. Чел-к – объективация истории. Если чел-к откажется от цели – бессмысленное существование. Чел-к застывает в прошлом.) антикварная (индивид существование растворяется в коллективном, не избыточно, не недостаточно, не рефлексивное существование, чел-к сливается с соц. структурой. Нет будущего), и критическая (критика всего свершившегося, осуждение прошлого → отрицание настоящего и будущего. Нет начала, нет продолжения. Чел-к не принадлежит ни чел-му, ни истор существованию). Воля жизни это всегда воля к власти человечества над природным. Мораль выше воли к власти, где появляется человеческое. Мораль – догма, истина, конец мышления. Возращение от будущего к прошлому. Чтоб остаться в пространстве чел-го существования, необходим переход к мышлению. Через понятие несуществования или ничто. Опровержение это точка поворота. Каким образом поток разворачивается вспять. Если перестанет существовать как естественный. И поскольку жизнь уже есть и предъявляется так как она есть. То поиск причины не имеет никакого смысла. То есть причина является мыслительным конструктом, мифологическим. Человек изначально обладает реальностью инстинкта. Миром вожделения. Мышление не является инстинктом, оно находится на поверхности, оно "взаимоотношение этих инстинктов". На пределе инстинктов физиология бессмысленна и оборачивается волей к мышлению. Воля – причина мышления, совпадает с ним. "Воля может действовать только на "волю." а не на вещества."Мышление связано с реальностью через интерпритацию с толкованием. Истина невозможна – множественность интерпретаций. Движение воли – мышление (предъявляет себя через суждение (несёт в себе свободную волю мышления)). Должно бесконечно определяться и самоопределяться. Возможность такого суждения определяется инверсией смысла, которая возможна только в результате столкновения двух равнодействующих сил или в результате столкновения двух суждений. Таким образом иное мнение или мнение другого или другое мнение это залог бесконечно текучести мыслительного потока.

24) Экзистенциализм как гуманизм (Ж-П.Сартр) Тезисы: 1) сущ-ние предшествует сущности, тут нужно исходить из Sb-человек сам себя лепит. 2) Человек это тревога (Человек который на что-то решается и сознает что выбирать не только свое бытие,а он законодатель выбирающий всё человечество не может избежать чувство полной и глубокой ответственности). 3) Бога нет и необходимо сделать все выводы. Мы сохраним те же нормы честности прогресса гуманности только бог превратится устаревшую гипотезу который сама собой отомрет. 4) Если бога нет то всё дозволено – исходный пункт экзистенциализма. Бог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: