Задача урока: ф ормирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2.Активизация на познавательную деятельность.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.
3. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
А) Прочитайте название произведения.
- Что можно узнать из заголовка?
|
- Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б) Первая часть (читает учитель).
Словарная работа до чтения.
Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод – рыболовная сеть.
Откуп – плата.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
В) Вторая часть (читают хорошо читающие дети).
Словарная работа до чтения.
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.
(Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).
Дворянка - женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
Работа над текстом.
- Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
- Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
- Как вы думаете, хорошо быть жадной?
- К чему приводит жадность.
-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые».
- Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
- Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
- Объясните, кто такая дворянка.
Работа в паре.
- Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.
- Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
|
- Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
- Пушкин называет ее старухой. Почему старуха.А не старушка.
4.ФИЗМИНУТКА.
Г) Чтение «по цепочке».
Словарная работа.
Чупрун – чуб.
Е) Чтение детьми вполголоса.
Работа над текстом.
Кем теперь захотела быть старуха?
- Как старик пытался усовестить,успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. (Работа в паре).
- Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
- О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
- Кто такая царица?
- Какой должна быть царица?
- Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
- Почему народ над старичком насмеялся?
(Не садись не в свои сани!»
- Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
- Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.
Обоснуйте сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)
Линия сравнения (на что обращаем внимание) | Народная сказка | Литературная (авторская) сказка |
Автор (известен или неизвестен) | Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял) | Автор известен |
Время создания | Раньше, более древнее произведение | Позже, может быть современным произведением |
Язык сказки: слова, выражения... | Старинные слова... | Может быть разным (в том числе и современным) |
Вид сказки | Соответствует одному из трёх видов сказок | Может сочетать признаки нескольких видов |
Композиция | Соответствует виду сказки | Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения |
Смысл сказки (главная мысль) | Добро побеждает зло | Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты. |
|
- Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.
5. Самооценка работы в паре.
6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки, рассмотреть иллюстрации и подобрать слова из текста к иллюстрациям.
УРОК 2.
Тема: «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке».
Задачи урока: формирование умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения% способствовать формированию потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме; способствовать развитию речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного выразительного и осознанного чтения.
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
-Подберите к каждой иллюстрации соответствующие строки из сказки Пушкина и обоснуйте свое мнение.
3. Активизация на познавательную деятельность.
- А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»….
А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждение детей).
- Сегодня на уроке мы проследим за сюжетом и поговорим о главных героях «сказки о рыбаке и рыбке» А, С, Пушкина.
4. Подготовка к разбору сказки.
- Вы дома работали со сказкой.
Что понравилось в сказке? Что не понравилось? Почему?
_ Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведем игру. Все ученики делятся на 3 команды по рядам. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы золотой рыбки.
Вопросы.
1. Где жили старик и старуха? (у самого синего моря).
2. С чем первый раз пришел невод? (с тиной).
3. С чем второй раз пришел невод? (с травой морской).
4. Какая труба была на новой избе старика старухи? (кирпичная, беленная.
5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые).
6. В чем стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона).
7.Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке).
8. Что держит стража царицы на плечах? (топорики).
9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник).
10. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню).
11. как встретила старика старуха-царица? (выгнала).
Проблемный вопрос.
Что общего у сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с другими сказками?
(Обсуждение в парах). (Есть зачин, концовка, волшебство, повторение сюжета, магическое число, добро побеждает зло.)
5.Анализ героев литературного произведения.
- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).
- В чем необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьем голосом, исполняет желания).
-Есть ли повторение сюжет в сказке Пушкина? Прочитайте.
- Чем они похожи? (во всех идет разговор старика и рыбки).
-- Чем они отличаются? (Меняются желания старухи и ее обращение к старику, меняется состояние моря).
- Как просит старуха?
- Меняется ли поведение старика возле моря? (молвит ласково, с поклоном).
- Почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?
_ попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста.
- На доске характеристики героев. Какие черты характера относятся к старику, старухе? Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный. Злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
- Кто из героев вам больше нравится? Почему?
-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?
как была наказана старуха? (она осталась у разбитого корыта, в своей землянке. Кстати сказать, выражение «осталась у разбитого корыта» и сейчас употребляется в речи. Что оно означает?
- Можно ли назвать старика из сказки Пушкина смелым и щедрым? (работа в паре)
- Можно ли утверждать, что старуха изображена ненасытной и властной? (работа в паре)
- Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? (Дети приходят к выводу, что безвольность - отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановит ее жадность. Он слепо подчинялся старухи.
- Случается ли такое в жизни?
Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».
- Какой урок преподал нам А.С.Пушкин?
_ Работа с учебником. Выберите пословицу в которой заключена главная мысль сказки.
- Бывают ли ситуации когда необходимо проявить твердость характера.
5. Составление словесного портрета литературного героя. (Работа в паре)
Алгоритм составление словесного портрета литературного героя.
Для того чтобы представить героя литературного произведения надо
А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)
Б) описать внешность
В) назвать (перечислить) самые яркие черты характера
Г) кратко рассказать о главных поступках героя
- Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нем описан только внешний вид героя? Обоснуй свое мнение.
6 Рефлексия.
7. Дом. Задание. Перечитайте сказку и подумайте, кто еще является действующим лицом в сказке.
УРОК3.
Тема: «Работа над образом моря – как одного из героев сказки»
Задачи урока: проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами. Характерное для сказки: проследить смену эмоциональной окраски повторов, обсудить нравственный вывод сказки, развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного чтения.
1. Орг. момент.
2. Активизация на познавательную деятельность.
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина не просто повествует о жизни старика и его встречи с золотой рыбкой. В ней заложен глубокий смысл.
В конце урока мы должны ответить на вопрос «Чему каждого из нас научила сказка? Определим еще одно действующее лицо в сказке.
3.Анализ героев литературного произведения.
- Что просила старуха в первый раз? (корыто).
- Прочитайте, как автор описывает море, к которому пришел старик. (Море слегка разыгралось. Слайд).
- Что во второй раз захотелось старухе?
Как изменилось море? Прочитайте (Помутилось синее море. Слайд)
-Какими словами обращается старик к рыбке?
-«Смилуйся, государыня рыбка»
- Как отзывается старик о своей старухе в первый раз и во второй?
«Разбранила меня старуха…»
«Избу просит сварливая баба..»
(Чтение отрывка по ролям)
- не успокоилась старуха. Чего теперь ей хочется. (Доказать словами из текста.)
- Как встретило море старика?
(Неспокойно встретило море старик в третий раз, знать, ведало. Что речь пойдет о том, с чем она на сможет согласится.)-
- И море дает старику об этом знак.
- Кем теперь захотела быть старуха? (Вольной царицей)
- Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху? Прочитайте в тексте.
- Как встретило старика море? (почернело Слайд.).
- Все беспокойнее становится синее море, но сама золотая рыбка с неизменным радушием встречает старика, успокаивает.
«Не печалься, ступай себе с богом».
_И вот старуха уже хочет быть вольной царицей.
- Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала быть владычицей морскою, а сама золотая рыбка была бы у нее на посылках (черную бурю. Слайд).
- Спокойное море превратилось в грозную стихию. От которой не будет пощады никому.
- Сдержанная, спокойная рыбка в последний раз:
Ничего не сказала
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
_ Почему рыбка не выполнила просьбу старика? (Потому что милость небезграничная. Ушла. Тем самым положила конец к стремлению страху властвовать не только на земле, но и на море).
- На какой вопрос мы должны были дать ответ сегодня на уроке?
_ Назовите еще одно действующее лицо в сказке. (Море_
- Чему научила вас сказка?
- Можно ли утверждать, что в сказке добро побеждает зло? Обоснуйте свое мнение.
Можно ли сказку назвать волшебной? Обоснуйте свое мнение.
4. Диагностическое задание.
. Определите героя «Сказки о рыбаке и рыбке» по его словам, вставьте ответ в предложение.
А) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто... — слова.................
Б) Добро! Будет старуха царицей! — слова............
В)...Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство — слова ………
2. Восстановите порядок желаний старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».
1) Хочет быть вольною царицей.
2) Хочет иметь новое корыто.
3) Хочет быть столбовою дворянкой.
4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.
5) Требует избу.
6) Хочет быть владычицей морскою..
Ответ: __________________________
5. Самооценка деятельности на уроке.
6. Дом задание. Представь, что ты поймал золотую рыбку, что ты можешь попросить у золотой рыбки (Устно).
-