ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
"ВНЕДРЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА"
Методические основы формирования машиностроительного кластера в регионе
Для обоснования формирования регионального кластера необходимо выявить потенциал кластеризации, т.е. наличие конкурентных преимуществ предприятий по видам экономической деятельности и инфраструктурных организаций, находящихся на территории региона, возможность их объединения. Выявление возможности создания регионального кластера предлагается проводить по следующей методике:
1. Коэффициент локализации производства по видам экономической деятельности на территории региона:
, (1)
где Vо – производство валового регионального продукта по видам экономической деятельности, тыс. руб.;
Vр – производство валового регионального продукта, тыс. руб.
Коэффициент локализации показывает уровень развития видов экономической деятельности в регионе и их значение для экономики.
2. Коэффициент оборота по видам экономической деятельности:
, (2)
где Vоб – оборот организаций по видам экономической деятельности;
Vоб.р – оборот в регионе по всем видам экономической деятельности.
Коэффициент показывает долю оборота вида экономической деятельности региона в общем обороте региона.
3. Коэффициент душевого производства продукции:
(3)
где Qр – среднегодовая численность занятого населения по видам экономической деятельности.
Коэффициент душевого производства продукции показывает объемы производства валового регионального продукта, приходящегося на одного проживающего в регионе.
4. Коэффициент количества предприятий:
|
, (4)
где Qo – количество предприятий по видам экономической деятельности;
Qп – количество предприятий в регионе.
Данный коэффициент показывает долю предприятий, приходящихся на данный вид экономической деятельности.
5. Интегральный коэффициент
(5)
Эти коэффициенты в совокупности позволяют определить вид экономической деятельности региона, имеющий наибольший потенциал кластеризации.
Следующие расчеты позволят выявить направление внутри вида экономической деятельности, в частности среди обрабатывающих производств.
6. Коэффициент численности:
, (6)
где Qз.о. – численность, занятых на предприятиях определенного вида экономической деятельности, чел.;
Qз.п. – численность, занятых на предприятиях обрабатывающего производства, чел.;
Показывает удельный вес занятых определенным видом экономической деятельности в общем объеме, занятых в обрабатывающем производстве.
7. Коэффициент отгруженных товаров собственного производства:
, (7)
где Vт – объем отгруженной продукции собственного производства предприятиями конкретного вида экономической деятельности, тыс. руб.;
Vт.п. – объем отгруженной продукции собственного производства предприятиями обрабатывающего производства, тыс. руб.
7. Коэффициент инновационности:
, (8)
где Vи.о. – количество поданных заявок на изобретения на образцы, свидетельства на полезные модели предприятиями определенного вида обрабатывающего производства;
Vи.п. – количество поданных заявок на изобретения на образцы, свидетельства на полезные модели предприятиями обрабатывающего производства.
|
Коэффициент характеризует долю инноваций, приходящихся на предприятия определенного вида обрабатывающего производства, в общем объеме инноваций в обрабатывающем производстве региона.
8. Коэффициент инвестиций:
, (9)
где Io – объем инвестиций предприятий определенного вида обрабатывающего производства, тыс. руб.;
Iп – объем инвестиций в обрабатывающем производстве, тыс. руб.;
Коэффициент характеризует долю инвестиций, приходящихся на предприятия определенного вида обрабатывающего производства, в общем объеме инвестиций в обрабатывающем производстве региона.
9. Интегральный коэффициент:
(10)
Интегральный коэффициент стремится к единице. Чем ближе полученное значение, тем выше потенциал кластеризации определенного вида экономической деятельности в регионе.
Проведенные расчеты по данной методике позволили определить потенциал кластеризации машиностроения как обрабатывающего вида экономической деятельности Воронежской области (результаты расчетов приведены ниже).
кластер машиностроительный инвестирование экономический
Таблица 1. Оценка выбора вида экономической деятельности для формирования регионально-отраслевого кластера
Вид экономической деятельности | К1 | К2 | К3 | К4 | К |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 0,16 | 0,023 | 0,068 | 0,079 | 0,258 |
Рыболовство, рыбоводство | 0,000 | 0,000 | 0,052 | 0,001 | |
Добыча полезных ископаемых | 0,034 | 0,032 | 3,64 | 0,005 | 0,258 |
Обрабатывающие производства | 0,177 | 0,26 | 0,072 | 0,09 | 0,369 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 0,081 | 0,129 | 1,44 | 0,008 | 0,323 |
Строительство | 0,062 | 0,056 | 3,594 | 0,083 | 0,424 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 0,138 | 0,322 | 0,82 | 0,272 | 0,561 |
Гостиницы и рестораны | 0,008 | 0,004 | 1,27 | 0,016 | 0,167 |
Транспорт и связь | 0,127 | 0,122 | 0,57 | 0,062 | 0,391 |
Финансовая деятельность | 0,001 | 0,000 | 0,000 | 0,022 | |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 0,072 | 0,036 | 0,308 | 0,17 | 0,133 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение | 0,018 | 0,001 | 0,015 | 0,033 | |
Образование | 0,042 | 0,006 | 0,255 | 0,058 | 0,209 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 0,038 | 0,004 | 0,028 | 0,016 | |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 0,012 | 0,005 | 0,066 | 0,09 | 0,023 |
|
Как видно из табл. 1, наиболее предпочтительным является выбор оптовой торговли (0,561), строительства (0,424), транспорт и связь (0,391) и обрабатывающего производства (0,36), имеющие соответствующие интегральные показатели. В соответствии с темой диссертационного исследования рассмотрим наиболее предпочтительный вид экономической деятельности внутри обрабатывающего производства (предварительно проведя укрупненную группировку), рассчитав остальные (табл. 2).
Таблица 2. Оценка выбора вида экономической деятельности обрабатывающего производства для формирования регионально-отраслевого кластера
Вид экономической деятельности обрабатывающего производства | К5 | К6 | К7 | К8 | К |
Машиностроение | 0,442 | 0,254 | 0,933 | 0,183 | 0,61 |
Пищевая промышленность | 0,143 | 0,245 | 0,81 | 0,176 | 0,51 |
Химическая промышленность | 0,129 | 0,289 | 0,95 | 0,179 | 0,53 |
Нефтехимическая промышленность | 0,086 | 0,061 | 0,79 | 0,18 | 0,41 |
Металлургическое производство | 0,06 | 0,052 | 0,84 | 0,12 | 0,36 |
Таким образом, проведенный анализ позволил установить целесообразно вести речь о формировании регионального инновационного машиностроительного кластера. Региональный инновационный машиностроительный кластер представляет собой объединение предприятий машиностроения, предприятий-поставщиков, организаций, специализирующихся на оказании производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, находящихся в функциональной зависимости и территориальной близости, а также организаций, занимающихся коммерциализацией результатов инновационной деятельности вузов, исследовательских организаций.
На наш взгляд, на основе общей схемы формирования регионального инновационного машиностроительного кластера на базе национальных исследовательских университетов, таким центром может выступать Воронежский государственный технический университет (ВГТУ), имеющий достаточно высокий инновационный потенциал по проведению инновационных разработок для предприятий машиностроения. В ВГТУ действуют технопарки, имеющие постоянные устойчивые связи с предприятиями машиностроения Воронежской области. В соответствии со сформированной структурой, с учетом потенциала кластеризации, региональный машиностроительный кластер с центром национальный исследовательский университет может иметь следующую структуру (рис. 1).
Формирование РМК основано на использовании комплексного подхода, ориентированного на взаимосвязанное развитие разных групп условий научно-технической и инновационной деятельности. РМК позволит улучшить инвестиционный климат в регионе путем создания структурных элементов инновационной экономики на основе интеграции предпринимательских организаций реального и финансового секторов экономики, с одной стороны, и научно-исследовательских и образовательных структур высшей школы, с другой; путем укрепления связей между исследованиями и технико-технологическим развитием через упрощение процедур передачи и коммерциализации технологий посредством создания соответствующей инфраструктуры, объединяющей ресурсы машиностроения, науки и органов власти.
ВГТУ как центр РМК должен обеспечить:
– высокую степень интеграции вуза с академическими научными институтами, предприятиями машиностроения и бизнес-сообществом;
– создание бизнес-инкубаторов, малых инновационных компаний, внедряющих научные разработки, и развитие технопарковых структур на базе вуза;
– создание и внедрение кластерной технологии в научно-образовательную и инновационную сферы деятельности вуза, основанной на интеграции и координации деятельности вуза с предприятиями машиностроения с целью осуществления совместной деятельности по развитию профессиональных компетенций выпускников и построению эффективного механизма взаимодействия вузовской науки, машиностроения и бизнеса;
– внедрение инноваций в организацию научной и образовательной деятельности на основе эффективного взаимодействия с региональным сообществом и потенциальными работодателями;
– создание механизма управления, способного организационно обеспечить успешное позиционирование и коммерциализацию создаваемых вузом объектов интеллектуальной собственности на рынках образовательных и научных услуг, и широкомасштабное привлечение внебюджетных источников финансирования вузов;
– формирование у профессорско-преподавательского состава вуза новаторских качеств и повышение их инновационной активности;
– открытие корпоративных факультетов и филиалов, создание совместной с научными учреждениями и предприятиями машиностроения инновационной инфраструктуры;
– формирование сети стратегических партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки кадров, модернизации машиностроительного производства и выпускаемой продукции, развитие государственно-частного партнерства.
В настоящее время для ВГТУ характерны:
1. Традиционно прочные связи с промышленностью. Создана и функционирует цепочка «фундаментальное исследование – прикладное научно-техническое исследование, разработка, опытно-конструкторские работы – мелкосерийное производство – промышленное производство, рынок востребованной продукции»;
2. Интеграция обучения, фундаментальных исследований, внедренческих навыков на всех ступенях образовательного процесса; широкий спектр специальностей и специализаций, включая естественные, социальные и гуманитарные науки;
3. Высокий процент обучающихся по программам специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук;
4. Ориентация на организацию ротации кадров, охватывающая сферы образования, науки, промышленности и бизнеса.
5. Активное участие в дополнительном послевузовском образовании;
6. Множественность источников финансирования: федеральный и местный бюджеты, гранты, благотворительные и попечительские фонды, бизнес, доходы от учебной, исследовательской, производственной и консультационной деятельности.
7. Тесная связь с бизнесом и хорошо поставленная коммерциализация результатов научных исследований;
8. Интеграция ВГТУ с международными научно-исследовательскими образовательными и инновационными центрами, восприимчивость к мировому опыту и гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания.
9. Многоуровневые программы повышения квалификации и переподготовки, основывающиеся на междисциплинарном подходе; специальные программы послевузовской подготовки.
Сегодня университетский комплекс ВГТУ представляет собой широкомасштабную развитую структуру, включающую в себя следующие основные блоки:
– образовательно-воспитательный;
– научный;
– инновационно-производственный;
– административно-управленческий, хозяйственный и социальный.
В ВГТУ открыты и успешно работают 38 филиалов кафедр с выделением площадей для различных видов учебных занятий (около 3800 м2). Университет обеспечивает возможность получения непрерывного образования по 150 образовательным программам высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования.
Реализуемые университетом образовательные программы соответствуют 6 из 8 приоритетных направлений науки, технологий и техники и 25 из 34 критических технологий, утвержденных Постановлением Правительства РФ №Пр-843 от 21.05.2006 г. [16].
Образовательная подсистема ВГТУ призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, способных осуществлять инновационную деятельность в области машиностроения. В этой связи выпускающие кафедры должны организовать и осуществлять профильный инновационный цикл в рамках образовательной, научной и производственной деятельности. В состав кафедры, кроме бюджетных подразделений, должны входить коммерческие и, возможно, производственные подразделения, осуществляющие инновационный цикл. Чтобы коммерческие и производственные подразделения не отрывались от образовательных и научных подразделений, руководителем всего инновационного цикла должен быть один человек – заведующий кафедрой. В случае комбинированных-интегрированных инновационных циклов (участие нескольких кафедр) руководителями могут быть, например, деканы. Научная интеграция позволит ориентироваться на предприятия, производящие конечный продукт, что предполагает возможность равняться на мировой уровень инновационной деятельности.
Развитие научной базы кафедры предполагает создание лаборатории фундаментальных исследований с бюджетным финансированием как структурного элемента инновационного комплекса кафедры. Основная задача лаборатории – анализ мировых тенденций и концентрация фундаментального современного знания в конкретной области.
К традиционным областям планирования относятся:
1. Модернизация лекционных курсов и практических занятий, использование мультимедийных средств на занятиях и при аттестации студентов.
2. Разработка учебно-методической документации.
3. Повышение квалификации.
4. Работа со студентами а) научная; б) воспитательная.
5. Научная работа: участие в фундаментальных исследованиях; участие в научных конференциях и их организация; научные публикации; работа над грантами; хоздоговорные НИР.
6. Создание своей сферы практики на коммерческой основе в рамках Технопарка.
7. Общественная работа в органах власти и общественных организациях.
8. Разработка и реализация программ совместной деятельности с другими кафедрами.
9. Разработка и реализация мероприятий по формированию положительного имиджа кафедры на уровнях ВГТУ, Воронежского и других регионов, РФ в целом.
Региональная система подготовки кадров в области высоких технологий должна базироваться на создании на базе вузов учебно-научно-производственных центров. Кафедры и факультеты вузов должны создать учебно-производственные центры на основе материально-технической базы машиностроительных предприятий, научно-исследовательских учреждений области, технопарков и других инновационных структур.
Решение указанной задачи обеспечивают условия для использования инноваций на основе единого учебно-научно-инновационного процесса, начинающегося с фундаментальных и прикладных исследований на профильных кафедрах, и заканчивающегося производством и реализацией наукоемкой продукции.
Необходимо создать систему переподготовки и повышения «квалификации в области высоких технологий. Переподготовка и повышение квалификации кадров должна основываться на новейших методах обучения с активным использованием телекоммуникационных и информационных систем, дистанционного обучения. Это потребует проведения разработки новых форм образовательной деятельности, подготовки и оптимизации образовательных стандартов, учебных программ, создания современных учебных пособий.
Развитию высоких технологий будут способствовать различные мероприятия по обмену опытом, информированию научной общественности и широких масс новыми научными и техническими достижениями, семинары, конференции, школы.
Формирование кадрового потенциала, в условиях инновационной экономики – сложный процесс, определяющими факторами которого являются: создание системы непрерывной подготовки кадров инновационной сферы, переподготовка, повышение квалификации кадров. Проблема состоит в острой нехватке руководителей малых инновационных предприятий, имеющих профессиональное образование в области инновационного менеджмента, обладающих соответствующим мышлением и способных управлять в рыночных условиях. Основными принципами кадровой политики являются:
– ориентация на получение профессионального образования в области инновационного менеджмента соответствующего международному уровню и формирующего потребность в постоянном развитии;
– доступность профессиональной переподготовки для инновационных менеджеров всех предприятий без отрыва от работы;
– процессинговое консультирование по освоению прикладных инструментов современного инновационного менеджмента;
– поддержка образовательных и консалтинговых программ, обеспечивающих соответствие профессиональной подготовки управленческого персонала международным стандартам и стимулирующих одновременно создание современных систем управления;
– привлечение к обучению инновационных менеджеров образовательных учреждений и консалтинговых фирм, использующих современные эффективные образовательные технологии;
– анализ востребованных выпускаемых специалистов;
– разработка перспективных образовательных программ в соответствии с динамикой требований к специалисту;
– подготовка и издание учебных программ, методических пособий, курсов лекций для повышения квалификации административно-управленческого персонала промышленных предприятий с учетом отраслевых особенностей по направлениям финансово-кредитной и инвестиционной деятельности, инновационного менеджмента, маркетинга, организации информационно-аналитической службы, сертификации продукции и системы контроля качества, аудита, анализа хозяйственной деятельности и т.д.;
– формирование банка данных о потребностях области в подготовке и повышении квалификации кадров для инновационной сферы, существующих учебных курсах, программах и т.п.;
– привлечение иностранных специалистов для консультаций и обучения руководителей и управленческого состава малых инвестиционных предприятий.
– расширение работы по интеграции образования и научно-инновационной деятельности научных лабораторий, структурных подразделений технопарков и предприятий области;
– широкое внедрение научных достижений в учебный процесс;
– активное привлечение студентов к фундаментальным и прикладным исследованиям, участию в научных конференциях и выставках, к подготовке публикаций и подаче заявок на патенты;
– осуществление подготовки специалистов для инновационной сферы в форме магистратуры с отбором для поступления в нее бакалавров с профильных инженерных факультетов.
Образовательный процесс тесно увязан с деятельностью инновационной научно-производственной подсистемы, включающей в себя инновационные фирмы, научно-исследовательских лаборатории; инновационные технологические центры «ВГТУ – промышленные предприятия» и др.
В 2008 году получено 16 патентов, число заявок на объекты промышленной собственности составило 39. Университет поддерживает 41 патент.
Создан малый инновационный пояс вокруг университета. Эти предприятия образуют «среду поддержки» для инновационных структур ВГТУ, призванную обеспечить их комплексом услуг, необходимых для скорейшего прохождения продукции от стадии разработки до производственного освоения и сбыта.
Важным этапом формирования РМК является разработка нормативно-правовой базы его деятельности. В частности, необходимо осуществить разработку законов, постановлений, направленных на:
– предоставления дополнительных преференций для инвесторов, реализующих инновационные проекты;
– создания новых элементов инновационной инфраструктуры;
– формирования правовой базы и документации для конкурсов, проводимых в рамках развития инновационной инфраструктуры, поддержки малого инновационного предпринимательства и реализации инновационных проектов стратегических инноваторов;
– развития правовой базы в сфере образования региональных инновационных кластеров (концепция кластерной политики, области и областной закон о региональных инновационных кластерах);
– развития правовой базы в сфере патентоведения и интеллектуальной собственности для осуществления эффективной коммерциализации технологий.
Правовые акты должны охватывать всю цепочку инновационного процесса: генерирование новых знаний, технико-технологические разработки, производство и трансфер технологий.
Второй составляющей механизма формирования РМК является система ресурсного обеспечения. Для этого необходимо осуществить концентрацию средств областного бюджета, привлечение внебюджетных средств, участие в реализации соответствующих федеральных целевых программах.
Учитывая ведущую роль государства в вопросах материально-технического обеспечения научных исследований и их финансовую емкость, система финансового обеспечения инновационной деятельности РМК должна строиться, на наш взгляд, на основе государственной поддержки его деятельности на всех стадиях инновационного цикла, а также широкое использование механизма частно-государственного партнерства принципа софинансирования, консолидации ресурсов в целях коммерциализации научно-технических разработок и реализации инновационных проектов. Для обеспечения эффективной деятельности РМК необходимо привлечение различных источников:
– средства федерального бюджета: участие Воронежской области в реализации федеральных целевых программ и проектов поддержки инновационной деятельности, в т.ч., федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы», развитие кластеров, парка высоких технологий;
– средства областного бюджета: деятельность вновь созданных финансовых институтов, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области и Венчурного фонда, Гарантийного фонда, поддержка научных исследований и разработок, использование различных форм поддержки, предусмотренных законодательством Воронежской области. Предоставление средств на софинансирование формирования и обеспечение деятельности РМК, налоговых льгот, налоговых кредитов, бюджетных кредитов;
– внебюджетные средства: средства организаций, входящих в РМК, международных программ, проектов, фондов и других государственных и негосударственных институтов.
Формирование Воронежского РМК позволит, на наш взгляд, создать в Саратовской области эффективно действующую региональную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую формирование непрерывной «цепочки»: идея – опытный образец – инвестиционный проект – внедрение – коммерциализация; обеспечить концентрацию интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов на повышении конкурентоспособность машиностроительной продукции; содействовать развитию сектора исследований и разработок, укреплению материально-технической базы научных и образовательный организаций; повысить экономическую эффективность финансирования инновационной деятельности за счет создания условий качественной подготовки, отбора и сопровождения; развивать научно-технологическую базу предприятий машиностроения, их поставщиков и обслуживающих предприятий; обеспечить экономику области квалифицированными специалистами в сфере инновационного бизнеса.