Факторы, влияющие на спрос.




Дисциплина «Экономика»

Тема занятия: «Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос»

Тема включает в себя следующие вопросы:

1. Понятие спроса.

2. Закон спроса.

3. Факторы, влияющие на спрос.

4. Эластичность спроса.

 

Понятие спроса.

Каждый человек нуждается в тех или иных благах, т.е. обладает потребностями. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.

Этот термин, а точнее, его полный вариант — «платежеспособный спрос», ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766—1834). И сделал он это для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести.

Спрос – это платежеспособная потребность в определенных товарах или услугах.

Величина спроса отражает количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по конкретной цене в течение определенного времени.

Спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами, называется платежеспособным. Он согласовывает производство и потребление и является объектом маркетинговой деятельности производителя.

Маркетинг – исследование поведения покупателей на рынке с целью произвести и продать как можно больше товаров или услуг.

Закон спроса.

При прочих равных условиях объем спроса на товар увеличивается при снижении цены и уменьшается, когда цена растет. Связь между ценой и объемом спроса на данный товар может быть представлена законом спроса и кривой спроса.

Закон спроса состоит в том, что чем больше количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть устанавливаемая на него цена.

Объем спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара, т. е. снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает спрос.

Почему так происходит? Вероятно, потому, что наши финансовые ресурсы ограничены, а потребности бе зграничны и значит, чем меньше цена блага, тем больше благ мы сможем приобрести.

Эта обратная связь между ценой и спросом может быть выражена графически (см. рисунок выше).

Факторы, влияющие на спрос.

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие факторы. Их называют неценовыми факторами спроса. К основным неценовым факторам можно отнести следующие факторы:

1. Изменение вкусов потребителей. Например, в обществе, ведущим здоровый образ жизни, снижен спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышен спрос на велосипеды и туристское снаряжение.

 

2. Изменение числа покупателей. Например, сокращение рождаемости в стране

снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги.

 

3. Изменение доходов потребителей.

Рост реальных доходов населения означает увеличение спроса на товары высшей категории и снижение спроса на товары низшей категории, т. е. при достижении определенного (высокого) уровня доходов люди могут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя их другими.

Например, хлеб может быть заменен мясом и молочными продуктами, услуги общественного транспорта — поездками на собственном автомобиле и т. п.

Таким образом, спрос на заменяемые товары изменяется в противоположном направлении: с ростом доходов он сокращается, с их уменьшением — растет.

 

4. Изменение цен на сопряженные товары.

Сопряженными называют взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Взаимозаменяемые товары — это группы товаров, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей (чай и кофе, масло и маргарин, авиа- и железнодорожные перевозки, автомобили «Москвич» и «Жигули» и т. п.).

Между ценой на определенный товар и спросом на сопряженные с ним другие товары существует прямая связь. Например, снижение цены на говядину снижает спрос на свинину, телятину, птицу, т.е. начинает действовать так называемый эффект замещения. Спрос на взаимозаменяемые товары называют конкурентным.

 

Взаимодополняющие товары представляют собой «неразлучные» товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно (например, фотоаппараты и фотопленка, автомобили и бензин, кварцевые часы и батарейки к ним и т. п.). В данном случае между ценой на один товар и спросом на другой существует обратная связь. К примеру, если цена на магнитофоны понизится, спрос на кассеты возрастет. Такой спрос на взаимодополняющие товары называют совместным.

 

5. Изменения в ожиданиях потребителей. Их можно свести к двум основным вариантам:

• ожидание повышения цен или доходов, которое может побудить потребителей увеличить свои покупки;

• ожидание снижения цен или доходов, текущий спрос.

(увеличение спроса).

 

6. Степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос. По мнению некоторых экономистов, потребление подчиняется так называемому закону убывающей предельной полезности, суть которого заключается в следующем.

Предельная полезность — это удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товара. Закон убывающей предельной полезности означает, что полезность каждой следующей единицы того или иного продукта уменьшается. Например, первый телевизор, купленный семьей, доставит ей наибольшее удовлетворение. Полезность второго телевизора (для детской комнаты), третьего (для кухни) и четвертого (запасного) соответственно уменьшается с приобретением очередного телевизора. На основании этого можно сделать важный вывод: чтобы побудить потребителя к увеличению покупок данного товара, нужно снижать его цену.

 

Влияние неценовых факторов смещает кривую спроса вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса)

Эластичность спроса.

Итак, спрос зависит от многих факторов. Изменение этих факторов влечет соответствующее изменение спроса. С этим и связано понятие эластичности спроса — способности гибко изменяться (повышаться или понижаться) под влиянием определяющих их факторов.

Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен. Численно степень чувствительности спроса к изменениям цены выражается коэффициентом эластичности спроса (КЭС), определяемым по формуле:

КЭс = (Изменение количества покупок (спроса)) / (Изменение цены)

Например, если при росте цены товара на 10% спрос на него снизился лишь на 2 %, то КЭС = 2:10 = 0,2. Если КЭС < 1, то спрос неэластичный. Если же при том же росте цены (на 10 %) спрос на товар снизился на 25%, то КЭС = 25:10 — 2,5. В этом случае КЭС > 1, т.е. спрос эластичный. Случай, когда изменение цены и последующее изменение спроса оказываются равны ми, называется единичной эластичностью.

Наибольшей неэластичностью отличаются товары первой необходимости (вода, продукты питания, одежда, жилье), поэтому подорожание этих товаров не ведет к существенному сокращению их потребления. Почему, как вы думаете?

С другой стороны, спрос на предметы роскоши напротив, отличается высокой эластичностью, поскольку от их приобретения нетрудно отказаться.

 

Проверочный тест:

Оцените следующие утверждения в терминах «Верно/неверно» (напротив цифры каждого утверждения нужно написать «верно» или «неверно»; «да» или «нет». Ответ должен быть примерно таким: 1. Да, 2. Нет, 3. Да, 4, Нет и т.д.)

 

1. Увеличение цены товара ведет к снижению спроса на него.

2. Комплементами называют товары, заменяющие друг друга.

3. Повышение цены на кофе приведет к увеличению спроса на чай.

4. При увеличении спроса под воздействием неценовых факторов кривая спроса смещается влево.

5. При увеличении доходов населения, спрос на все товары увеличится.

 

Задание:

1. Ознакомиться с лекцией (если возникают вопросы, их можно задать преподавателю в комментариях или личных сообщениях).

2. Письменно ответить на вопросы теста.

3. Фото ответов отправить преподавателю любым удобным способом (в комментариях или на электронный адрес: ira.222888@mail.ru).

4. Законспектировать лекцию (фото конспекта предоставлять не нужно)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: