Детерминистское учение о психике Бенедикта Спинозы




 

Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632— 1677).

В отличие от Декарта, Спиноза разработал монистическое учение. Есть одна субстанция, существующая объективно, независимо от какого-либо внешнего побудителя или творца. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве, а также едина.

Сущность единой субстанции выражается и раскрывается в ее коренных свойствах, называемых атрибутами. Человеку доступны всего два атрибута – мышления и протяженности, которые не могут производить или определять друг друга, поэтому тело и душа рассматриваются как две стороны одной субстанции. Эту точку зрения, выдвинутую Спинозой, принято называть психофизическим монизмом.

Душевная жизнь индивидуума определяется единством души и тела. Различные движения и действия, производимые человеком при взаимодействии с различными материальными телами, приводят к внутренним изменениям телесных структур. Эти изменения фиксируются в определенных душевных состояниях. Чем в большей мере человеческое тело испытывает влияние других тел или само оказывает воздействие на другие вещи, тем более способной становится душа к восприятию мира.

Первоначальными формами душевных состояний являются ощущения и восприятия, представляющие собой осознание внешних воздействий и состояний тела. Но человеческая душа также воспринимает и образы или идеи этих состояний, т.е. способна на самосознание. Самосознание основывается на основе восприятий собственного тела, а поскольку последние определяются внешними воздействиями, то и самосознание имеет природную детерминацию. Врожденных идей не существует.

Познание у Спинозы проходит ряд уровней – чувственное познание, демонстративное познание и интуитивное познание.

Чувственное познание или мнение приобретается посредством опыта. Оно зависит от природы познаваемых вещей и природы человеческого тела, поэтому неточно и неадекватно. Адекватное знание субстанции и ее атрибутов достигается на более высоких уровнях познания.

Демонстративное знание связано с образованием понятий и логических связей. Его возможности ограничены изучением свойств субстанции. Сущность же самой субстанции доступна лишь на высшем уровне познания – рациональной интуиции.

Интуиция представляет собой состояние углубленности, сосредоточенности и интенсивности самосознания, порождающим понимание высших законов природы.

Большое внимание Спиноза уделяет в своем творчестве страстям или аффектам. Базовым в его теории аффектов является положение о самосохранении, согласно которому все живые существа, в том числе и человек, стремятся сохранить свою жизнь. Для того чтобы сохранить свою жизнь человек должен от природы обладать способностью к действию. Состояния, побуждающие тело к действию, были названы Спинозой аффектами. Среди которых основными являются влечение (желание), удовольствие (радость) и неудовольствие (печаль).

Аффекты нельзя уничтожить, поскольку они есть проявления законов природы. Однако идти на поводу у своих эмоций – верный путь к разрушению своего благосостояния и всей жизни. Поэтому из аффективных состояний надо уметь выходить. Спиноза предлагает несколько путей выхода из аффективных состояний. Один из них заключается в том, чтобы подавлять страсть другой, противоположной по знаку страстью. Другой путь преодоления аффектов – путь их познания. Аффект теряет свою силу и перестает им быть, как только человек образует о нем ясное и отчетливое понятие.

Само познание есть высший аффект, который отличается от остальных большей включенностью в него рациональных компонентов. С этой точки зрения воля (как высшая форма влечения, относящаяся к душе) ничем принципиально не отличается от разума. Воля есть высший аффект, ведущий к отказу от одних идей и утверждению других. Она (воля) определяется степенью осознания человеком своих страстей и мерой познания законов природы. В этом смысле воля выступает как осознанная необходимость, которая субъективно воспринимается как внутренняя свобода.

Мировоззрение и учение Б.Спинозы о психической деятельности оказало значительное влияние на развитие психологических идей, изменив понимание объекта и метода психологических исследований.

По оценке A.C. Выготского: «Именно Спиноза боролся за естественное детерминистическое материалистическое причинное объяснение человеческих страстей. Именно он явился тем мыслителем, который впервые философски обосновал самую возможность объяснительной психологии человека как науки в истинном смысле этого слова и начертал пути ее дальнейшего развития»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: