Вклад Ф. Бэкона в формирование мировоззрения XVII в.




Тема 4. Философско-психологическая мысль Нового времени в контексте научной революции (XVII)

Вопросы:

1. Основные тенденции развития философии и психологии Нового времени. 1

2. Вклад Ф. Бэкона в формирование мировоззрения XVII в. 2

3. Философско-психологическая система Рене Декарта. 3

4. Детерминистское учение о психике Бенедикта Спинозы.. 5

 

 

Основные тенденции развития философии и психологии Нового времени.

 

Интенсивное промышленное развитие в XVI – XVII вв. повлекло за собой бурный рост наук – философии, медицины, естествознания, но, прежде всего – ― механических искусств.

Успехи в развитии естествознания способствовали формированию нового взгляда на природу в целом и место человека в ней. На смену средневековой схоластике приходит представление о природном происхождении человека, о его могуществе и возможностях познания и покорения природы.

В ученой среде выделяются два основных направления познания: эмпиризм и рационализм.

Основатели эмпиризма (например, Ф. Бэкон, Т. Гоббс) полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта (всё, что можно увидеть, услышать, почувствовать и осмыслить), либо сведено к нему.

Представители рационалистического течения считали, что источник знаний заключен в разуме, т.е. главным средством постижения истины является интеллект. Рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение.

Противоборство рационалистического и эмпирического направлений составило общую тенденцию в развитии философии и психологии Нового времени. Главными аргументами рационалистов в этом споре были следующие:

• сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

• разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

 

Существовали также разногласия в решении вопроса о природе познавательных способностей человека, их отношения к внешнему физическому миру, с одной стороны, и к телесному организму, с другой. Споры, возникавшие вокруг этого вопроса, породили т.наз. психофизическую проблему, в зависимости от способа решения которой мыслители разделились на два лагеря – материалистов и идеалистов.

Вместе с тем, мыслителей Нового времени объединяли многие общие черты, связанные с состоянием и уровнем науки в целом.

Во–первых, развитие механики породило тенденцию все явления живой и неживой природы трактовать и объяснять в терминах механики (механицизм), т.е. все психические явления, поведение и сознание человека трактуется и описывается по образу механических процессов.

Во-вторых, учения Нового времени, будучи механистическими по форме, были метафизическими по содержанию, что предполагало расчленение сложных природных явлений на различные классы и элементы, с последующим рассмотрением их вневременной связи и развития.

Метафизика — все то, что человек не в состоянии постигнуть с помощью органов чувств, что лежит за пределами его практики, наблюдений, эмпирики, но может постигаться с помощью больших обобщений

 

Взгляды мыслителей Нового времени имели исключительное значение для последующего развития психологии, поскольку именно в этот период были сформированы основные теоретико-методологические принципы, на основе которых будет происходить развитие экспериментальной психологии во второй половине XIX вв.

 

Вклад Ф. Бэкона в формирование мировоззрения XVII в.

 

Одним из первых английских философов, обобщивших успехи естествознания, был Френсис Бэкон (1561–1626).

Ф. Бэкон считал, что человек наделен двумя душами – чувствующей и разумной. Первая из них по своей природе телесна и должна изучаться философией. Вторая имеет божественное происхождение и должна оставаться в ведении теологии.

Чувствующая душа представлялась Ф. Бэкону как невидимое глазу телесное вещество, родственное воздуху и огню, движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях тела. Душа проявляет себя в ощущениях и восприятиях, модальность и качество которых определяются природой физического раздражителя. Различая ощущения и восприятия, Бэкон указывает, что более важной формой чувствительности является восприятие.

Чувственный материал, доставляемый человеку органами чувств, подвергается обработке со стороны разумной души, деятельность которой заключается в памяти, воображении и мышлении. Бэкон полагал, что данные три способности разумной души даны людям в разной степени, и в зависимости от того, какая из этих способностей доминирует, должен определяться род занятий человека: преобладание памяти способствует занятиям историей, воображения – поэзией, живописью и прочими видами искусства. Люди с ярко выраженной способностью мышления должны, по мнению Бэкона, заниматься наукой.

Основным методом постижения истины Ф. Бэкон считал опыт. Он одним из первых последовательно проводил мысль о применении управляемого эксперимента для получения научных знаний. В учении Ф. Бэкона выражен призыв к переходу от общих рассуждений о природе души к изучению отдельных психических явлений с опорой на опыт и наблюдение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: