МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ АРХИВНОГО ДЕЛА
ФАКУЛЬТЕТ АРХИВНОГО ДЕЛА
Тараканова Наталья Юрьевна
Отчёт по Гуманитарным чтениям
Отчёт
студента 4-го курса очной формы обучения
Москва 2014
-2-
ОГЛАВЛЕНИЕ
КОНФЕРЕНЦИЯ……………………………………………………………….3
КРУГЛЫЙ СТОЛ ………………………………………………………………6
-3-
Конференция
Роль гуманитария – профессионала в университете и обществе».
Воробьева О. В., канд. ист. наук, руководитель Центра сравнительной истории и теории цивилизаций ИВИ РАН.
«Модели междисциплинарного взаимодействия в современной системе гуманитарного университетского образования».
В данном докладе рассматривается проблема междисциплинарности, ставится вопрос о самом понятии «междисциплинарность»: что это такое и т.д. Рассматриваемая в докладе проблема достаточно актуальна в наши дни, так как начинает приживаться в науке. Автор доклада Воробьева О. В. говорит о том, что анализ междисциплинарного синтеза способен пробить свет. Упоминает также, что отдельная наука существует, когда есть теория. Также в докладе О. В. Воробьевой говорится, что специфика междисциплинарности усматривалась в методе, в теории.
Указывается, что «междисциплинарность» – то, что должно быть в практике исторического исследования. В данной работе также рассказывается о многостороннем исследовании одного объекта. Автор доклада достаточно подробно рассказывает о мультидисциплинарном подходе, упоминая о том, что формирование постмодернистской парадигмы и информационного общества изменили отношение в междисциплинарности, говорит о таком понятии, как «трансмеждисциплинарность». Воробьева О. В. говорит об изменении мышления человека, о том, что постиндустриальные изменения оказываются изменениями гуманитарными. Упоминает, что мышление предметности не является гуманитарным.
|
В описываемом докладе также идёт речь о переориентации от сверх - предметности мышления к мышлению языка, о том, что студентов надо научить мыслить, и данный метод начинает присутствовать в преподавании. В своем докладе Воробьева говорит о способе организации кафедр, что требует развитой сетевой деятельности между кафедрами и о возможности построения студентами своей личной образовательной программы, а также о том, что не может быть универсального междисциплинарного взаимодействия.
-4-
В. И. Дурновцев, д-р ист. наук, проф., завкафедрой источниковедения Высшей школы ИВСИД РГГУ.
«Экологическая история как проект для гуманитарного университета».
В данном докладе поднимается проблема экологической истории как проекта для гуманитарного университета. Данный вопрос актуален сегодня, поскольку сейчас проект экологической истории начинает обсуждаться, разрабатываться, он может многое рассказать о взаимодействии человека и природы во времени, что также поможет прояснить немало вопросов в истории человечества.
В своем докладе В. И. Дурновцев говорит о том, что рассматриваемое научное направление существует в современной историографии. Впервые данный термин употреблен с 1866 г. В. И. Дурновцев в своей работе определяет следующие вопросы:
|
Первый - Что такое экологическая история.
И второй - Каков ее предмет.
Автор доклада определяет этот термин так: «экологическая история – это взаимодействие человека и природы во времени». История вмещает в себя историю экологической мысли. Докладчик приводит фразу Броделя: «История есть человек, и все остальное». Также определяет такой термин, как «глобальный эколого-исторический анализ – определение места и роли природы в истории жизни людей».
Автор данного доклада, В. И. Дурновцев повествует, что в настоящее время проблема экологической истории активно разрабатывается в США.
Упоминается в докладе и то, что экологическая история предметно насыщена. Делается акцент на том, что реализация такого проекта могла бы объединить гуманитариев – профессионалов. Рассматриваемый проект способствовал бы интеграции общеуниверсальной и межуниверсальной магистерской программы. В конце В. И. Дурновцев сказал об экологическом воспитании деревни, охране природы, экологической политики, государственной политики в области экологии.
-5-
Вишленкова Е. А., д-р. ист. наук, проф., замдиректора Института гуманитарных историко – теоретических исследований им. Полетаева НИУ – ВШЭ.
«Институционализация гуманитарного знания в российских университетах XIX в.»
В данном докладе рассматривается вопрос об институционализации гуманитарного знания в российских университетах XIX в. Рассматриваемый вопрос имеет актуальность и в настоящее время, так как он достаточно важен в сфере гуманитарного знания.
|
Автор доклада Е. А. Вишленкова говорит о том, что данный вопрос начинает обсуждаться к XVII – XVIII вв. Упоминает труды Юма, говорит об обосновании создания новой науки о человеке, о просвещении как попытки найти собственное разделение между разными науками.
Также в данном докладе говорится о том, что каждая страна внесла комплекс идей, о таких понятиях как «наука», «специальность», «кафедра».
Докладчик также говорит о том, что в XIX в. создана сеть университетов в России (С. Петербург, Харьков, Дерпт, Вильно и т. д.). Указывает на то, что ученые сами создавали лицо университета, не было унифицированной системы, каждый профессорский совет вносил свои изменения, открывали кафедры.
Вишленкова Е. А. говорит об использовании региона как исследовательского материала, также упомянула об уставе 1804 г. Университет, по словам докладчицы, – это транслятор определенной суммы знаний.
-6-
Круглый стол.