Задание для самостоятельного выполнения




Тема: Профессиональное самоопределение и профессиональная мобильность

Цель: закрепить знания о сущности понятия «профессиональная мобильность», ее сторонах и видах, сформировать представление о взаимосвязи профессиональной карьеры и профессиональной мобильности, роли общекультурных и общепрофессиональных компетенций специалиста в реализации профессиональной мобильности.

 

Порядок выполнения работы:

 

1. Изучить теоретические сведения и материалы электронных источников.

2. Решить задания для самостоятельного выполнения.

 

Теоретические сведения

Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре оно определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности Активное рассмотрение указанной проблемы в профессиональной педагогике началась в 70-е годы ХХ века. Профессиональную мобильность в то время определяли преимущественно как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.

Однако такой такая трактовка рассматриваемого понятия достаточно ограничена и отражает особенности технических профессий, оставляя за рамками рассмотрения профессиональную мобильность других классов профессий («человек – человек», «человек – природа» и т. д.). Не совсем правомерно и то, что не учитываются, идущие большими темпами, социальные, культурно-исторические изменения в обществе и глобальные изменения в экологии, природе. Поэтому ученые, говоря о сущности профессиональной мобильности, предлагают не концентрироваться на чисто профессиональных знаниях, умениях и навыках, а заменить их более полной гаммой, включая и компетенции в сфере охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. В такой трактовке профессиональная мобильность предстаёт как многогранное понятие, объединяющее в себе различные отрасли человеческого знания и очень обобщенные умения и навыки.

С данной точки зрения основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессии.

По мнению зарубежных исследователей (Д. Мартенс, А. Шелтон) в основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые компетенции», которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности.

Профессиональная мобильность личности это ещё и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную или профессиональную ситуацию по-новому, не стандартно, иногда выходя за рамки обыденного. Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями. Поэтому, по мнению ряда ученых (З. А. Решетова, А. М. Столяренко) основой профессиональной мобильности в современный период развития общества является развитое творческое мышление будущих специалистов.

В связи с этим, при выборе профессии необходимо учитывать два аспекта. Первый, связан с пониманием того, позволит ли полученная профессия и соответствующие ей профессиональные знания, умения и навыки гибко реагировать на социально-экономические и научно-технические изменения. Второй аспект связан с пониманием молодым человеком собственных пособностей, творческого начала, что позволит находить решения в нестандартных и быстроменяющихся условиях.

Поэтому важно сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности, знаниевую основу этой мобильности, а также готовности профессиональной мобильности и осознания эффективных путей изменения своего первоначального профессионального выбора.

При подготовке специалиста, когда складываются стереотипы учебной и профессиональной деятельности осуществляется активный поиск возможностей развития, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, формирование образа будущей профессии. Именно на этом этапе очень важно сформировать у человека внутреннее осознание многовариантности возможностей развития, умение соотносить личные ценностные ориентации с общечеловеческими, умение воспринимать мир в движении, приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям, необходимо формирование профессиональной мобильности

 

Задание для самостоятельного выполнения

1. Проанализируйте образовательный стандарт подготовки по направлению 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» и выпишите перечень компетенций, необходимых для обеспечения профессиональной мобильности выпускника вуза.

2. Охарактеризуйте виды профессиональной мобильности специалиста.

3. Дайте характеристику видов профессиональной карьеры.

4. Охарактеризуйте взаимосвязь профессиональной карьеры и профессиональной мобильности специалиста.

5. Охарактеризуйте формы проявления профессиональной мобильности.

6. Приведите примеры профессиональной мобильности специалиста по профилю обучения.

7. Приведите примеры профессиональной мобильности педагогического работника.

 

Рекомендованные источники:

1. Зинченко В.О. Современные проблемы профессионального образования: учебно-метод. пособие для магистр. очной и заочной форм обучения по направл. подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». – изд. 2-е доп. и перераб. / В.О. Зинченко; ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко». – Луганск: «Книта», 2017. – 223 с.

2. Понятие, виды и каналы профессиональной мобильности молодых специалистов: Studood [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/630289/sotsiologiya/ponyatie_vidy_kanaly_professionalnoy_mobilnosti_molodyh_spetsialistov

3. Профессиональная мобильность: Studfiles [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/4343110/page:6/

4. Трудовая мобильность работника и формы ее проявления: Инфопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infopedia.su/14x120e7.html

Уважаемые студенты!

Материалы выполненного семинара необходимо выслать до 26.12.2020 на электронный адрес vierinen@ya.ru или в социальной сети Вконтакте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: