Очень активный ребенок.
Консультация психолога
Очень активное двигательное поведение ребенка часто захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех составляющих: избытка двигательной активности с нарушением координации движения – (ребенок часто ударяется, промахивается, падает, стукается; в мелкой моторике сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, выполнении точных движений); в эмоциональном поведении - быстрая смена настроения; в сфере внимания отмечается недостаточная концентрация, устойчивость, переключаемость (трудно удержать внимание на деталях, легко отвлекается на посторонние стимулы, забывчивость, трудно следовать предлагаемой инструкции, трудно закончить предыдущее занятие и преступить к новому). Беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость - часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счёт, письмо), что так же может вести к дезадаптации.
Умение строить умозаключения, способность к применению социальных правил и норм, самостоятельность, долговременная слухо-речевая память у таких детей, как правило, ниже нормы. Эти дети испытывают трудности с выработкой стратегии поведения, хуже усваивают инструкции и алгоритмы действий, у них повышено число импульсивных ответов и персевераций (навязчивых повторов) предыдущих действий, их деятельность неустойчива к побочным влияниям. Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие всё делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях (например, выкрикивание с места, неспособность дождаться своей очереди), в неумении проигрывать, излишней настойчивости и отстаивания своих интересов (невзирая на требования взрослого). У гиперактивных детей часто отсутствие чувства безопасности, они могут быть склонны к агрессии, неустойчивость к стрессу. На запрет или резкое замечание, дети быстро реагируют, отвечая резкостью, непослушанием. Коррекция гиперактивного ребенка должна проводиться в тесном сотрудничестве (регулярные консультации) с врачом неврологом. В педагогической работе с гиперактивным ребенком трудно переоценить постоянное включенное участие значимого взрослого человека, который помогает ребенку сформировать структуру многошаговых действий и умозаключений, произвольную регуляцию. Учитывая, что у этих детей тактильное восприятие в большинстве случаев наиболее сохранно, стоит опираться на тактильную сторону и на зрение, рассматривая, ощупывая предметы, в сопровождении коротких, ярких, завершенных комментариев взрослого. Любойопыт ребенка должен быть многократно прокоментирован значимым взрослым, сохраняя доброжелательное, участливое отношение к ребенку.
Для снятия импульсивности — упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания. Для развитие устойчивости внимания: сортировка и нанизывание бусинок; развитие способности к произвольному переключению внимания — чтение алфавита, перемежающегося со счетом. Коррекционный процесс должны включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Такому ребенку полезными будут следующие занятия 1.ритмика, хореография, лыжи, теннис, верховая езда 2.плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика. 3.восточные единоборства, кинезиологические упражнения, вязание.
Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса - одна из важных задач коррекции. Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить от головы и шеи к нижним конечностям от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполу-шарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Наиболее эффективной подобная коррекционная работа бывает в возрасте от 5 до 8 лет.
Более младшим деткам полезными будут следующие занятия:
Игра «Да Нет» - направлена на развитие – произвольного внимания:
ребенку предлагается поиграть в игру, где взрослый буду задавать вопросы, а ребенок отвечая на них, не должен произносить слова «ДА» или «НЕТ». Какие слова нельзя будет произносить, повтори, пожалуйста. (Ребенок повторяет). Теперь будь внимателен, я буду задавать вопросы (у взрослого заранее подготовленный список из 10 -15 вопросов)
Игра «Вежливость» -направлена на развитие произвольной двигательной активности.
ребенку предлагается выполнять те команды, в которых взрослый, говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физическими упражнениями.
«Обведение контура »- обеспечивает моторно-двигательное развитие, концентрацию внимания и моторно-двигательное развития ребенка. Ребенку предлагается рисунки с изображением геометрических фигур, и предметы, наложенные друг на друга. Необходимо найти и обвести каждую фигуру цветным карандашом.
«Штриховка» Цель: развитие зрительно-двигательной координации, внимания.1.ребенку предлагается выполнить разные виды штриховки, используя при этом карандаши разного цвета. 2. используя трафареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклонные, волнистые. «Тряпичная кукла и солдат» Цель — оптимизация мышечного тонуса.
Инструкция:Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)
А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...
Теперь снова покажите солдата, по10 сек. 3-4 раза. Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...
Адаптируйте учебный план и инструкции.
Обеспечивайте гиперактивному ребенку наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции. Придавайте инструкциям направляющий характер. Приучайте к организованности в каждой сфере деятельности, тренируйте навыки организованности. Поменьше читайте нотаций. Планируйте уроки так, чтобы дети могли активно в них участвовать и реагировать, в том числе вставать, перемещаться по классу, выходить к доске, двигаться на своих местах. Составляйте образовательные планы так, чтобы занятия были интересными и содержательными, при этом обеспечьте различные возможности для поддержания активности на месте и движений. Используйте различные формы и приемы обучения. Разрабатывайте задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении. Применяйте интерактивные способы обучения..
Спорьте, но не подавляйте. Варьируйте способы оценки успешности обучения в соответствии с учебным стилем ребенка и его сильными качествами.