Проповедь в Неделю о Страшном Суде.




Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Помышляю день страшный
и плачу деяний моих лукавых,
како отвещаю Бессмертному Царю»
(Седален покаянен, гл.6. Окт. Понед. Утра)

 Дорогие братья и сестры! Во всем Евангелии нет истины столь страшной, как истина Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Его всемирного Суда.   
Воистину страшен Суд Твой, Господи!   

Когда в мире должно произойти что-нибудь значительное, Бог обыкновенно задолго дает некоторые предуказания о имеющем быть событии. По слову Господа так будет и пред тем великим и страшным днем.  «Дам чудеса на небеси горе и знамения на земли низу» (Деян.2:19, Иоил.2:30) — обещает Он через пророка Своего Иоиля.
Чудеса на небеси: солнце без лучей холодное и темное; луна без сияния — темный кровавый диск.   
Знамения низу: войны людей такие, что лицо земли покроется кровью; и кого не убила война, убьет голод; кто убежит глада, будет погибать от моровой язвы. Море, взволнованное бурями; суша, колеблемая землетрясениями, будут последними предуказаниями конца веков. И когда все обратится в безобразный хаос, послышится последний трубный глас. И это будет миг всеобщего воскресения. Воскреснут все мертвые, кого похоронила под собой земля, кого поглотило море, кого растерзали звери. Все родившиеся до сего времени мужи, жены, дети, юноши, старики, праведные и грешные восстанут в одном возрасте и состоянии, получив одеяние прежней плоти, только с различием собственных дел. И все, все без исключения будут призваны к Страшному и великому Судии.   

Каждый из нас верующих ежедневно исповедует эту великую истину в Символе веры: «Верую в Господа Иисуса Христа грядущего со славою судити живых и мертвых» (7-й член Символа веры).  Иисус Христос, праведный Судия, приидет судить живших на земле людей: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:29). Когда все народы предстанут пред страшным судилищем, тогда в этом сонме будем стоять в трепете и мы, и рукописание наших дел, слов, тайных помышлений и чувств будет отражено на нашем облике, без свидетелей обличая нас. Други мои! Вообразим на минуту, что час этот настал, устремим взор пред собой; Кто нас судит? А затем обратим взгляд на себя; кто же подсудимый? Судящий Бог, а подсудимый — я, грешный человек.

Бог Судия — весь гнев без милости. Подсудимый грешник — виновник без оправдания. Вспомним Христа Бога на вершине Фаворской горы, когда апостолы пали ниц, устрашившись Славы Его, Его Света. А ведь, там на Фаворе, был только луч сияния Божества. Но Бог, явившийся ради правосудия, каков будет Он тогда для нас в Своем естественном Величии, в Своем праведном гневе? И в тот миг все увидят и поймут какое безграничное зло совершали, оскорбляя грехами Владыку. В тот последний и единственный день все мы станем или оправдаными или осужденными. Суд над нами свершится во мгновение. Совестные книги нашей жизни отобразят дела, слова, думы и все то, что мы тщательно хранили от глаз людских и что пытались утаить и от Бога. Тогда взыщет Судия праведный с каждого из нас веру православную, самой жизнью явленную и исповеданную; несокрушимость печати Дара Духа Святого, в крещении нам дарованной; неоскверненного хитона тела и души, обетами сохраненного.


И, освященные светом Евангельских Истин, все увидим деяния свои во всей неприглядности: каждый лукавый наш помысл явится шипом в терновом венце Спасителя, каждое непотребное слово, плюновением на Его Божественный Лик, и каждый смертный грех поставит нас в ряды распинателей пригвоздивших Христа Бога ко Кресту. В миг Суда мы  «воззрим Нань, Его же прободоша» (Ин.19:37). Увидим себя соучастниками человеческого злодеяния против Спасителя — Бога. Тогда страшно станет нам, страшно и горько о жизни безвозвратно погубленной, и позднее раскаяние прожжет души. Но оно будет бесполезно, наш жизненный искус подошел к концу, время милости Божией окончилось. Суд Божий — это тот экзамен, который определит нашу вечную участь.
Так пусть теперь еще мы все это предувидим и устрашимся будущего. Для нас, Слава Богу, время последнего Суда еще не наступило, и в нашей власти повлиять на будущее решение. При жизни мы стоим между раем и адом, между светом и тьмою. Есть еще нам время и возможность оправдаться покаянием и слезами. И вздохом благоразумного разбойника с креста —  «Помяни мя, Господи… во Царствии Твоем» (Лк.23:42); гласом мытаря — «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк.18:13), сокрушением сердечным потщимся снискать милость Спасителя к нам падшим.
   
Но вернемся к размышлению о Страшном Суде. Подсудимому всегда предъявляется обвинение, ждет оно и нас. Все вины, за которые дадим ответ пред Богом, делятся на четыре рода. Напечатлеем же их на скрижалях сердец наших, чтобы по ним самим судить себя еще при жизни. И это будет тот благотворный суд, который породит истинное покаяние, без следа стирающее рукописание грехов наших.   

Первый род зол — это те преступления против Закона Божьего, что мы совершали сами.   
Второй — грехи, соделанные другими из-за нас и ради нас.   
В третьем роде зол — обвинят нас блага и добрые дела, которые мы могли сделать и не сделали.   
Четвертым обвиненителем будут блага, не совершенные другими из-за нас и по нашей вине.   

И сама жизнь наша станет обличать нас в клятвопреступлении, как не выполнивших обетов, данных Богу.   

И дела, слова, помышления предстанут нелицеприятными свидетелями наших зол. И ничего не будет сокрыто, не будет тайн и таинственности. Но, всё увидят все, в том истинном виде, и в той обстановке, в какой это действительно происходило, и сами мы познаем себя.   

Пастырям Церкви явятся их ставленнические грамоты, взятые при рукоположении. И в мгновение во свете обетов озарится жизненный путь — Церковь, паства, семья, собственные дети. И дай Бог, чтобы они не стали нашими обвинителями.   

Обеты монашествующих, данные при постриге; обеты каждого христианина, принятые при крещении; обеты мужа и жены, произнесенные при таинстве венчания — при теперешней бездумной нашей жизни не станут ли бедой, когда все мы будем безответны на Суде.   

А Господь скажет нам: «Я не требовал от вас великих подвигов, их брали на себя добровольно те, кто ощущал в себе силу духа и кто имел в себе великую любовь ко Мне. Я только ждал, что вы будете исполнителями тех Моих Заповедей, которые не только по силам вам, но исполнение которых доставляет человеку истинное счастье. О них сказал Я: «Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф.11:30). Я звал вас: «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд. Любите друг друга. Не судите, да не судимы будете. Блаженны чистые сердцем» (Лк.6:36—37,Ин.15:12, Мф.5:8). Разве трудно исполнять эти Заповеди? Разве не дали бы они, как Я и обещал, покой душам вашим?

Да, не будет у нас оправдания пред Богом! Сколько даров всяческих естественных и духовных получили мы и умножили ли их в жизни своей? Кто-то был даровит и мог стать образцом добродетели и мудрости, но уклонился гордыней в погибель. Кому-то вручено богатство чтобы благотворить нуждающимся — вдовам, сиротам и немощным, но скупость и сребролюбие превозмогли и не в Бога стала богатеть душа. Избранный быть служителем в Церкви Божией, без борьбы победился миром, плотью и диаволом и похоронил данные таланты. Вместо учителя, стал соблазнителем. Не устояли мы в добром произволениии, возлюбив грех, им изгнали божественную благодать, освящающую и помогающую труждающимся на пути спасения. Предали любовь Божию на попрание врагу.   

О Страшный Суд Божий! О страшнейшее его решение!   
И произойдет великое разделение людей по слову Господню: «Приидите, благословеннии Отца Моего» (Мф.25:34), и «идите от Меня, проклятии» (Мф.25:41). «Приидите и отъидите» — все, — решение окончательное. И тотчас станут народы по правую и по левую сторону от судного престола и великая пропасть разделит их на вечность. И великий вопль огласит всю вселенную; последний земной радостотворный плач помилованных и первый — предвозвестник вечного стона, осужденных.

Дорогие мои, други наши, кто из нас может с уверенностью сказать о своей участи в тот поистине страшный день. Живем между надеждой и отчаянием, ин суд Божий, и ин суд человеческий. И нет человека иже жив будет и не согрешит. Но Правда Божия — Правда во век и Слово Его — Истина. Будем же при жизни помнить слова Спасителя, что пришел Он спасать не праведников, а грешников, от них же первый есть я. Отдадим уже с этого момента суд весь Богу, любящему праведников и милующему грешников кающихся.    «Боже, милостив буди мне грешному!» И веру нашу Господь оправдает, надежду не посрамит, милостью покроет нас немощных.

Други наши, услышим к нам обращенные слова св. мужа, делателя истинного покаяния, преподобного Ефрема Сирина, проникшего в тайну будущего: «Именно тех, которые соблюли Заповеди Господни; милосердны, нищелюбивы, сиротолюбивы, странноприимны, одевают нагих, посещают заключенных и больных, заступаются за угнетенных; плачут ныне, обнищали при жизни ради богатства небесного, прощают прегрешения ближних, которые соблюли несокрушимою печать веры и чистоту души и тела — поставит Господь одесную; а тех, которые бесплодны, прогневали Бога высокомерием, гордостью, которые в настоящее время покаяния играют и нежатся в обьядении, пьянстве и жестокосердии подобно тому богачу, который никогда не оказывал милости бедному Лазарю, будут осуждены на вечный стыд и мучение. И горе всем, которым в тот страшный день выпадет решение стоять по левую сторону. Они покроются тьмою и восплачут, когда услышат приговор: «Идите от Меня проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». И каждый грешник сам пойдет в муку вечную, почувствовав, что не место ему между праведниками,. И горькие рыдания и раскаяние о безвозвратно ушедшей возможности получить помилование и прощение, сожаление о утраченной возможности истинного счастья и радости бытия с Богом в Его неизреченной любви, тоска по добру — все эти переживания не изменят решения о вечной судьбе осужденного.»

О, сколько времени погубили мы в нерадении!   
О, как насмеялся над нами суетный мир!   

Почему же, видя, что другие подвизаются, сами мы не внимали ни их примеру, ни гласу Божию в Церкви Христовой звучащему? Что пользы принес нам целый мир? Где друзья, где родные, где богатство? И нет нам от них никакой пользы!   

Но, други наши! Слава Богу! Время Страшного Суда близится, но еще не наступило и Праведный Судия еще ждет нашего покаяния, Его любовь не хочет смерти грешника, но  «еже обратитися… и живу быти ему» (Иез.33:11). Одумаемся, припадая в покаянии к стопам Спасителя в надежде на Его милость. Принесем Ему, если не дела, на которые у многих из нас нет сил, но наше доброе произволение, несомненную веру и надежду на милость к кающимся. Мы немощны, а сила борителя нашего крепка. Апостол Павел взывает к нам: «Наша брань не против крови и плоти, но против… властей… тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6:12—13).

Итак, станем на страже души и сердца своего, вооружившись Верой и Истиною, а наипаче оградимся доверием Слову Божию. «Не судите, да не судимы будете» и «Суд без милости, не сотворшим милости, милость превозносится над Судом» (Иак.2:13). Так можно избежать будущего страшного приговора. Прося к себе милости Владыки, будем милостивы и сами ко всем, чтобы услышать милующий нас приговор: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира» (Мф.25:34).

Аминь

 

 

Во имя отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня вспоминается день Страшного Суда Господня. Что Страшного в этом Суде? Неужели то наказание, которое нас может постигнуть? Нет. В каком-то смысле наказание облегчает тяжесть нашего греха. Наказанный чувствует, что он выплатил свой долг, что теперь он может идти свободно.

Страшное в этом Суде – то, что мы станем перед Живым Богом, когда уже будет поздно что бы то ни было менять в нашей жизни, и обнаружим, что прожили напрасно, что за нами и в нас только пустота, бессмысленность жизни.

Весь смысл жизни был в том, чтобы любить живо, активно; не сентиментально, не чувствами, но делом. Любить, как Христос сказал, тот, кто любит должен свою жизнь положить за тех, кто нуждается в любви. Не за тех, кто мне дорог, а за того ближнего, кому я нужен. Вдруг мы обнаружим, что прошли мимо всего этого.

Мы могли любить Бога, мы могли любить своего ближнего, мы могли бы любить себя, то есть относиться к себе с уважением, видеть в себе все величие образа Божия, все величие нашего призвания, стать причастниками Божественной природы – и мы прошли мимо всего этого. Потому что легче было прозябать, а не жить, легче существовать безжизненно.

Что было бы, если бы кто-либо из нас вернулся домой и увидел, что самый дорогой ему человек лежит убитый? Вот момент ужаса. Вот момент, когда человек понял бы, что такое любовь, и что теперь поздно, что этому человеку любви больше не дать, и у него отнята самая жизнь. Каково было бы нам?

И когда мы станем перед Христом, разве мы не увидим, что мы ответственны за Его распятие всей нашей жизнью, всем тем, как мы свою жизнь прожили, недостойно и себя, и Его, и ближнего нашего. Мы увидим, что убийца – не тот, который сбежал до нашего прихода домой, что убийца – это я. Каково будет тогда стать и стоять перед Христом?

Тут не в наказании дело, а в ужасе о себе. У нас есть время. Христос нам говорит, что Суд будет без милости тому, кто не оказал милости, что напрасно мы говорили бы, что любим Бога, если мы своего ближнего не любим, что это ложь.

И Он говорит нам сегодня, в чем заключается любовь к ближнему, которая переносится на Него, потому что служить любимому человеку, другому человеку – это Его радовать, это Ему служить.

Подумаем. У нас есть покаяние, то есть обращение от земли на небо, обращение сердца и ума, поворот. И этот поворот зависит от нашей воли и от нашей решимости. Святой Серафим Саровский говорил, что между погибающим грешником и спасающимся святым разница только в одном – в решимости. Есть ли у нас таковая? Готовы ли мы с решимостью действовать?

И еще. Через неделю мы здесь соберемся на службу Прощения. Мы будем просить прощения и давать прощение. Но просить прощения без того, чтобы принести плоды покаяния бессмысленно. Оставаясь такими, какие мы есть сегодня, просить прощения за то, какими мы были вчера, нет смысла. Нам надо продумать свою жизнь, себя, в чем мы виноваты перед каждым отдельным человеком и решить это менять. И просить прощения не с тем, чтобы чувствовать, что мы теперь свободны от прошлого, а с тем, чтобы взяться за новое, по-новому начать жить в новом соотношении с теми людьми, которых мы унижали, обижали, обирали духовно и всячески. И когда мы будем давать прощение, мы должны это делать ответственно.

Давайте продумаем нашу жизнь, поставим вопрос, что было бы, если бы вот теперь, сегодня нам пришлось встать перед Богом и увидеть, что мы – пустота, что мы прожили бессмысленно и напрасно? И что было бы, если бы теперь, стоя перед Богом в этой пустоте, мы посмотрели бы вокруг и увидели, что наше спасение зависит от тех, которые готовы нас простить, и от того, способны ли мы простить; и что ни они, ни мы на это неспособны.

Давайте подумаем. Потому что это дело не проповеди, не чтения евангельского, это дело жизни и смерти. Выберем же путь жизни. Аминь

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: