Как наказывать и поощрять детей дошкольного возраста
Физические наказания остаются популярными у отдельной части современных родителей, хотя они понимают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребенка. Все по себе знают, что, когда тебя бьют, никакого раскаяния и тем более осознания своего проступка не испытываешь, скорее наоборот, возрастает внутренняя агрессия и желание сделать что-нибудь плохое.
Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорол – и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребенком. И рычаги управления теряются после того как ребенок перестает бояться.
Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как своеобразное словестное битье. Крик взрослого направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясанием воздуха – это по сути битье словами. Не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т.д. Очень важны эти искренние слова от отца дедушки или другого значимого для нее мужчины. Неосторожное слово брошенное значимым мужчиной (отец, дед …) способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам и выражениям любимого мужчины.
|
Автор: Широкова О.В., Педагог-психолог ГБУ ЦСПСД г. Арзамаса
Департамент социальной защиты населения Вологодской области
БУ СО ВО «Шекснинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
«Альтаир»
|
Памятка для родителей
Контактная информация:
162560, Вологодская обл., п. Шексна,
ул. Путейская, д. 42
тел/факс 8(817 51) 2-30-15
тел. 2-47-73, 2-35-10
E-mail: altair-sheksna@mail.ru
Сайт: d28201.edu35.ru
Родительская агрессия бывает разной. С одной стороны это агрессия – как наказание родителями своего ребенка за определенные проступки, с другой стороны есть форма агрессии, которая лишает ребенка любви родителей, т.е. не обоснованная агрессия. Родители, которые испытывают гнев и раздражение к своему ребенку, а тем более не задумываясь наказывают его за самые не значительные шалости, бессознательно (или сознательно) эмоционально отвергают его. Чтобы понять свое истинное отношение родителям необходимо ответить на ряд вопросов: чем вызваны чувства раздражения, на что возникает гнев, что вызывает недовольство?
Негативные чувства родителей к своему ребенку могут возникать по разным причинам. Часто они возникают из-за несоответствия ребенка родительским представлениям и ожиданиям. Такой мотив агрессии – это всегда бессознательное стремление родителей «навязать свою жизнь» ребенку. Это во многом связано с желанием родителей отгородить ребенка от ошибок, которые совершали они в своей молодости. В этом случае родители забывают, что их ребенок – это тоже живой человек, который имеет право на свои ошибки и свои желания.
|
Агрессия может возникнуть от бессилия родителей в воспитании ребенка. В таком случае никогда не стоит забывать, что существует множество выходов из трудной, кажущейся тупиковой ситуации. И необходимо уделить больше внимания и времени на поиски выхода.
Агрессия может возникать и по бессознательным импульсам, которые могут быть способом отыгрывания полученного опыта в собственном детстве родителя и установкой на жесткий стиль воспитания, а могут свидетельствовать о неприятии ребенка или не принятии родительской ответственности.
Причины негативных чувств к своему ребенку могут быть разные. Но по какой бы причине не возникало раздражение родителей на своего ребенка, в этих отношениях должны быть понятные правила, санкции и поощрения, которым необходимо придерживаться регулярно.
Правила наказания:
1. Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2. Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3. Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрые и мягкие родители.
4. За один раз можно наказать только за один проступок.
5. Запоздало е наказывать – за давностью все списывается.
6. Никогда не вспоминайте ребенку прошлые проступки.
7. Наказан – значит, прощен.
8. Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
9. Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделать ребенка, а даже не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
|
10. Нельзя наказывать лишением любви и допускать шантаж на эту тему.
Правила поощрения:
1. По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда нуждаться в ней. Передозировка похвалы вредна.
2. Нельзя хвалить ребенка за то, что достигнуто им не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.).
3. Не хвалите больше двух раз за одно и тоже.
4. Не хвалите из жалости.
5. Не хвалите из желание вызвать расположение и понравится.
6. Человеку в день требуется не менее восьми поглаживаний, выраженных разным способом.
Четкая, понятная, поставленная система правил, санкций и поощрений позволит родителям поддерживать собственный авторитет в глазах ребенка. Если все же возникает сильная злость, подумайте, с чем это может быть связано. Если злость связана с усталостью, необходимо найти время для себя. Сходить в театр, в кино с друзьями, посидеть в кафе, заняться любимым делом. Родители тоже имеют право на отдых и личную жизнь. Нужно находить возможность для этого.
Родители, которые любят своего ребенка, способны получать удовольствие в игре и общении с ним. Отсутствие теплых взаимоотношений со своим ребенком, отстраненность в его воспитании – это всегда признаки внутреннего конфликта родителя. И если вовремя не обратиться к специалисту, отношения могут разорваться.
Автор: Ивакин Андрей Андреевич, Педагог-психолог, ГБУ ЦСПСД г. Арзамаса