Мода и задачи моделирования причесок




ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИЧЕСКАХ

Историческое развитие и совершенствование парикмахерского искусства обусловлены, с одной стороны, общим стилем эпохи, с другой — модой. Основное направление стиля эпохи проявляется в единстве художественных принципов, присущих изобразительному (живопись, графика, скульптура, архитектура) и прикладному искусству.

Стиль в искусстве — это устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловлен29

пая единством идейного содержания искусства. Прическа является видом прикладного искусства, поэтому ее стиль наряду с другими видами прикладного искусства выражает общую направленность стиля той или иной эпохи. Например, в эпоху Возрождения, когда возник интерес к человеку деятельному, энергичному, мыслящему, дамы не только не носили челок, а даже, наоборот, сбривали часть волос, стремясь подчеркнуть высоту лба.

В пределах одного стиля прически появляются различные видоизменения, называемые модой, под которой понимается непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо

сфере жизни или культуры.

В отличие от исторических стилей (барокко, рококо и т.д.),

охватывающих целые эпохи (барокко итальянское, французское

и т.д.) и государства, объединяющих художественные признаки

всех видов искусства этих эпох, мода возникает в определенной

общественной среде и на долгое время.

Внешним проявлением типа модного человека является костюм. Прическа по отношению к нему имеет подчиненный характер, т.е. выбор прически зависит от художественного образа, выявлению которого служит тот или иной костюм. Следовательно, с

изменением одежды видоизменяются и прически.

Как исторический стиль в целом характерен единством художественных признаков, так и любой цикл моды имеет свою собственную систему признаков (строй моды), направленную на выявление эстетического идеала, и с изменением цикла меняется

весь строй моды. Предметы прикладного искусства, входящие в

общий строй моды, характеризуются единством формы и содержания, причем форма зависит от содержания. Под содержанием

понимается назначение, применение, эстетические требования,

предъявляемые к предмету, в данном случае к прическе. Так как

сознание, потребности и культура человека все время меняются,

меняется и использование предметов прикладного искусства, связанных с деятельностью человека, т.е. меняется содержание, а с

изменением содержания неизбежно меняется и форма. Так протекает процесс, воспринимаемый нами как мода. Наиболее полно

выражает моду конкурсная модель прически.

От слова «модель» (т.е. образец) происходит термин «моделирование», который означает процесс создания моделей; по этим

моделям парикмахеры делают прически различного назначения.

На сегодняшний день понятие «моделирование» истолковывается более широко и означает не только процесс создания моделей, но и разработку на основе модели различных ее вариантов с

использованием каких-либо характерных (возможно, особо модных) деталей, а также процесс воссоздания (реконструкции)

модели по рисунку или фотографии (рисунок и фотография всегда являются изображением части прически).

Моделированием причесок решаются следующие задачи:

удовлетворение потребностей населения в разнообразных красивых прическах, разработка новых причесок, отвечающих трудовой и другим видам деятельности человека (спорт, отдых и т.д.);

воспитание и развитие вкуса у людей на основе пропаганды

художественно оформленных моделей причесок; создание демократичной моды;

развитие направлений моды.

Если исторический стиль в какой-то мере сохраняет свою эстетическую ценность, то мода со своим уходом теряет ее полностью.

И когда говорят, что сегодня вернулась мода 50-х, то понимать

это следует условно, т.е. это означает, что в современной моде

используется в качестве основы или силуэт, похожий на модные

силуэты тех лет, или художественный образ, главной чертой напоминающий идеал того времени. Прически же исторических стилей всегда остаются в качестве эталонных образцов и при необходимости почти всегда воссоздаются с максимальной точностью.

Парикмахер-модельер должен постоянно следить за модными

изменениями в одежде, мебели, ювелирных изделиях, предметах

интерьера, т. е. за эволюцией прикладного искусства, да и вообще

всех видов искусства, отражающих процессы развития общества.

Каждая новая мода несет необходимую новизну, иногда полную противоречий по отношению к предыдущей моде. Противоречивость моды является предпосылкой для дальнейшего ее развития.

Парикмахер-модельер должен пытаться выявить определяющую

суть новой моды. Это даст ему возможность работать над новыми

формами причесок в едином ансамбле с костюмом для создания

художественных образов, отвечающих эстетическому идеалу времени.

При индивидуальном моделировании причесок происходит так

называемая интерпретация моды. Модель может претерпеть различные изменения. Во-первых, она, как правило, несколько упрощается, поскольку бытовые условия выдвигают свои требования к прическе, например к ее прочности. Во-вторых, изменение

моды, например, на головные уборы может привести к желанию

людей особо выделить какую-нибудь деталь прически. Следует сказать, что великое множество различных, часто непредсказуемых

факторов влияет на изменение моделей причесок, вследствие чего

возникают новые, иногда довольно оригинальные формы. И эти

факты не должны оказываться вне поля зрения парикмахера-модельера, они-то и становятся источником для дальнейшего развития моды и создания новых моделей причесок.

Таким образом, в основе работы модельера лежит умение видеть в повседневной жизни и отфильтровывать массу мелких изменений, производя своеобразный отбор популярного, нового,умение получать в итоге новый замысел, отвечающий требованиям дня. В результате этого с учетом особенностей волос как материала разрабатывается необходимая технология. Так рождается новая модель. Этот путь постепенного видоизменения моделей называется эволюционным, и он характерен для работы над прической в пределах одного модного цикла. Когда же цикл заканчивается, возникает новая мода, полностью отвергающая предыдущую (такой качественный скачок называется революционным), и в этом случае модельер должен особенно остро чувствовать изменения в общественном сознании.

В процессе создания моделей причесок используется и аналогичный зарубежный опыт. Явление это имеет обратимый характер.

В каждой цивилизованной стране существует интерес к другим

национальным культурам. Длина волос певцов английского ансамбля «Битлз», японское кимоно, русские сарафан, дубленка и

сапоги, например, оказавшись в свое время в центре внимания

интернациональной моды, вызвали пристальный интерес модельеров одежды, обуви, парикмахеров-модельеров и явились основой для появления новых направлений в моделировании. Поэтому выражения «японские мотивы», «русский стиль» и т.п. в

международном моделировании давно стали рабочими терминами. Когда речь заходит, например, о японских прическах, прежде

всего представляется пучок; когда иностранный парикмахер говорит о прическе в русском стиле, всем понятно, что он имеет в

виду прическу, характерной особенностью которой является большая («русская») коса. Иными словами, в международном моделировании использование при создании композиций причесок определенных (национальных) атрибутов давно стало нормой. Мода,

удовлетворяя вкусы разных людей, допускает одновременно существование целого ряда форм и силуэтов (стилевые направления), т.е. мода, несмотря на свой массовый характер, не препятствует проявлению индивидуальных особенностей людей. Наличие стилевых особенностей, разнообразие форм позволяют продлить и расширить влияние моды и таким образом удовлетворить

как можно большее число людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: