ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИЧЕСКАХ
Историческое развитие и совершенствование парикмахерского искусства обусловлены, с одной стороны, общим стилем эпохи, с другой — модой. Основное направление стиля эпохи проявляется в единстве художественных принципов, присущих изобразительному (живопись, графика, скульптура, архитектура) и прикладному искусству.
Стиль в искусстве — это устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловлен29
пая единством идейного содержания искусства. Прическа является видом прикладного искусства, поэтому ее стиль наряду с другими видами прикладного искусства выражает общую направленность стиля той или иной эпохи. Например, в эпоху Возрождения, когда возник интерес к человеку деятельному, энергичному, мыслящему, дамы не только не носили челок, а даже, наоборот, сбривали часть волос, стремясь подчеркнуть высоту лба.
В пределах одного стиля прически появляются различные видоизменения, называемые модой, под которой понимается непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо
сфере жизни или культуры.
В отличие от исторических стилей (барокко, рококо и т.д.),
охватывающих целые эпохи (барокко итальянское, французское
и т.д.) и государства, объединяющих художественные признаки
всех видов искусства этих эпох, мода возникает в определенной
общественной среде и на долгое время.
Внешним проявлением типа модного человека является костюм. Прическа по отношению к нему имеет подчиненный характер, т.е. выбор прически зависит от художественного образа, выявлению которого служит тот или иной костюм. Следовательно, с
изменением одежды видоизменяются и прически.
Как исторический стиль в целом характерен единством художественных признаков, так и любой цикл моды имеет свою собственную систему признаков (строй моды), направленную на выявление эстетического идеала, и с изменением цикла меняется
весь строй моды. Предметы прикладного искусства, входящие в
общий строй моды, характеризуются единством формы и содержания, причем форма зависит от содержания. Под содержанием
понимается назначение, применение, эстетические требования,
предъявляемые к предмету, в данном случае к прическе. Так как
сознание, потребности и культура человека все время меняются,
меняется и использование предметов прикладного искусства, связанных с деятельностью человека, т.е. меняется содержание, а с
изменением содержания неизбежно меняется и форма. Так протекает процесс, воспринимаемый нами как мода. Наиболее полно
выражает моду конкурсная модель прически.
От слова «модель» (т.е. образец) происходит термин «моделирование», который означает процесс создания моделей; по этим
моделям парикмахеры делают прически различного назначения.
На сегодняшний день понятие «моделирование» истолковывается более широко и означает не только процесс создания моделей, но и разработку на основе модели различных ее вариантов с
использованием каких-либо характерных (возможно, особо модных) деталей, а также процесс воссоздания (реконструкции)
модели по рисунку или фотографии (рисунок и фотография всегда являются изображением части прически).
Моделированием причесок решаются следующие задачи:
удовлетворение потребностей населения в разнообразных красивых прическах, разработка новых причесок, отвечающих трудовой и другим видам деятельности человека (спорт, отдых и т.д.);
воспитание и развитие вкуса у людей на основе пропаганды
художественно оформленных моделей причесок; создание демократичной моды;
развитие направлений моды.
Если исторический стиль в какой-то мере сохраняет свою эстетическую ценность, то мода со своим уходом теряет ее полностью.
И когда говорят, что сегодня вернулась мода 50-х, то понимать
это следует условно, т.е. это означает, что в современной моде
используется в качестве основы или силуэт, похожий на модные
силуэты тех лет, или художественный образ, главной чертой напоминающий идеал того времени. Прически же исторических стилей всегда остаются в качестве эталонных образцов и при необходимости почти всегда воссоздаются с максимальной точностью.
Парикмахер-модельер должен постоянно следить за модными
изменениями в одежде, мебели, ювелирных изделиях, предметах
интерьера, т. е. за эволюцией прикладного искусства, да и вообще
всех видов искусства, отражающих процессы развития общества.
Каждая новая мода несет необходимую новизну, иногда полную противоречий по отношению к предыдущей моде. Противоречивость моды является предпосылкой для дальнейшего ее развития.
Парикмахер-модельер должен пытаться выявить определяющую
суть новой моды. Это даст ему возможность работать над новыми
формами причесок в едином ансамбле с костюмом для создания
художественных образов, отвечающих эстетическому идеалу времени.
При индивидуальном моделировании причесок происходит так
называемая интерпретация моды. Модель может претерпеть различные изменения. Во-первых, она, как правило, несколько упрощается, поскольку бытовые условия выдвигают свои требования к прическе, например к ее прочности. Во-вторых, изменение
моды, например, на головные уборы может привести к желанию
людей особо выделить какую-нибудь деталь прически. Следует сказать, что великое множество различных, часто непредсказуемых
факторов влияет на изменение моделей причесок, вследствие чего
возникают новые, иногда довольно оригинальные формы. И эти
факты не должны оказываться вне поля зрения парикмахера-модельера, они-то и становятся источником для дальнейшего развития моды и создания новых моделей причесок.
Таким образом, в основе работы модельера лежит умение видеть в повседневной жизни и отфильтровывать массу мелких изменений, производя своеобразный отбор популярного, нового,умение получать в итоге новый замысел, отвечающий требованиям дня. В результате этого с учетом особенностей волос как материала разрабатывается необходимая технология. Так рождается новая модель. Этот путь постепенного видоизменения моделей называется эволюционным, и он характерен для работы над прической в пределах одного модного цикла. Когда же цикл заканчивается, возникает новая мода, полностью отвергающая предыдущую (такой качественный скачок называется революционным), и в этом случае модельер должен особенно остро чувствовать изменения в общественном сознании.
В процессе создания моделей причесок используется и аналогичный зарубежный опыт. Явление это имеет обратимый характер.
В каждой цивилизованной стране существует интерес к другим
национальным культурам. Длина волос певцов английского ансамбля «Битлз», японское кимоно, русские сарафан, дубленка и
сапоги, например, оказавшись в свое время в центре внимания
интернациональной моды, вызвали пристальный интерес модельеров одежды, обуви, парикмахеров-модельеров и явились основой для появления новых направлений в моделировании. Поэтому выражения «японские мотивы», «русский стиль» и т.п. в
международном моделировании давно стали рабочими терминами. Когда речь заходит, например, о японских прическах, прежде
всего представляется пучок; когда иностранный парикмахер говорит о прическе в русском стиле, всем понятно, что он имеет в
виду прическу, характерной особенностью которой является большая («русская») коса. Иными словами, в международном моделировании использование при создании композиций причесок определенных (национальных) атрибутов давно стало нормой. Мода,
удовлетворяя вкусы разных людей, допускает одновременно существование целого ряда форм и силуэтов (стилевые направления), т.е. мода, несмотря на свой массовый характер, не препятствует проявлению индивидуальных особенностей людей. Наличие стилевых особенностей, разнообразие форм позволяют продлить и расширить влияние моды и таким образом удовлетворить
как можно большее число людей.