VIII. Философия общественной жизни. Философия общества
48. Объективный идеализм, религия, субъективный идеализм об истории
49. Материалистическое, формационное понимание истории
50. Философия постиндустриального будущего человечества
51. Теории культурно-исторических типов о судьбе человечества
52. Общество и природа. Проблема постчеловека
53. Основы и перспективы сциентизма, технократии и антисциентизма
54. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
55. Прогресс. Глобальные проблемы
VIII. Философия общественной жизни. Философия общества
48. Объективный идеализм, религия, субъективный идеализм об истории
Для объективного идеализма и религии жизнь общества обусловлена внеземными причинами, как в происхождении, так и в главных ценностях и итоговых целях (провиденциализм). Первое в западной традиции подобное учение находим у Платона: философы, правящие в идеальном государстве должны «настраивать» жизнь в лад божественной, космической гармонии. Августин в труде «О граде Божьем» рассматривает историю как результат борьбы двух божественно-человеческих институтов – божьего и земного царства. Жители первого – праведники, «которые свою любовь к Богу доводят до презрения к себе»; жители второго в своем эгоистическом ослеплении забывают о Боге. Их борьба эсхатологически разрешается после второго пришествия Христа. Вехой объективно идеалистических взглядов на историю является творчество Гегеля, показавшего мировую историю в ее взаимосвязи и тысячелетнем развитии к поставленной духовным началом цели. На базе нового исторического и научного материала с акцентом на рост истинной, христианской любви о подобном учили В. Соловьев, Т. де Шарден (движении в сторону «точки Омеги»). Вообще, сегодня это характерно для данной традиции. Сторонники объективного идеализма традиционно мыслят в рамках единого человечества, единого духовного начала. Но не являются ли их неустранимые конфессиональные представления о своем боге препятствием к единению людей?
|
Возможная безбрежность субъективного идеализма (в сути, нет истины), все-таки тяготеет к двум идеалам, целям. Одна из них предельно бескомпромиссна и эгоистична: каждый должен максимально прожить свою уникальную жизнь (другое дело, что, наверное, это возможно только в виртуальной реальности). Другая цель соответствует нормальным ценностям большинства людей буржуазного общества, в котором возник субъективный идеализм. Ригоризм этики долга Канта слишком холоден и требователен, но вполне понятен утилитаризм (польза – основа нравственности). Например, по И. Бентаму (1748-1832), критерий морали – достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья»; разумный эгоизм; умеренный гедонизм. Из этого и цель истории: достижение «наибольшего счастья наибольшим числом людей» (И. Бентам). У Ф. Фукуямы в работе «Конец истории» (1989) заявляется: «западные, развитые страны вышли из истории», поскольку главная цель – «удовлетворение растущих, утончающихся потребностей» – уже не будет качественно меняться. Сторонники подобных взглядов не считают западное общество беспроблемным, но не видят реальной силы, особенно после краха социализма, готовой его изменять и предложить реальную альтернативу. Кроме того, весь мир «голосует за него ногами», стремясь перебраться для жизни и работы в развитые страны. Основа этого общества частная собственность («взращенные» ей люди), рыночная экономика, конкуренция и либеральная демократия – все это нужно защищать, «не щадя живота своего». Так следует понимать мысли К. Поппера в книге «Открытое общество и его враги».
|
49. Материалистическое, формационное понимание истории
К материалистическим подходам к пониманию истории относят: сторонников популярного в XVIII в. географического детерминизма (история зависит от климата, близости к морю и т.п.); Фрейда, по которому первый акт социальный жизни – запрет на отцеубийство («Тотем и табу»); Фейербаха, выдвигавшего идею объединяющей человечество любви и т.д. Появившийся марксизм пытается представить себя аутентичным материализмом и в этой сфере, критикуя всех других за умозрительность, биологизм, идеализм (первичность чувств у Фейербаха делает его идеалистом в понимании общественной жизни).
Согласно марксизму, основа общества в сфере материального производства. Оно не просто удовлетворяет основополагающие потребности в пище одежде, жилище, инфраструктуре. На основе производительных сил (трудящиеся и средства производства: орудия труда, предметы труда, инфраструктура) вырастают производственные отношения (к средствам производства, в процессе производства, в ходе обмена и потребления), оказывающие решающее влияние на общество, т.е. их нужно рассматривать как базис общества. На нем возвышается соответствующая ему надстройка (идеологические отношения, выраженные в формах общественного сознания, т.е. в религиозных, правовых и других взглядах, закрепляющие экономические и идеологические отношения организации и учреждения – государство, СМИ и т.д.), формируется определенная социально-классовая структура общества и образ жизни людей.
|
Динамика общества связана с развитием производительных сил, периодически порождающих новые социальные силы, которые вступают в борьбу со старым. Общество закономерно проходит ряд этапов, общественно-эконо-мических формаций, и все должно закончиться преодолением капитализма коммунизмом, которым, по К. Марксу, «завершается предистория человечества». К коммунизму ведут объективные потребности общественного производства: смена частной собственности общественной, замена стихии рынка планом становится экономически выгодной; высокие профессионально-личностные характеристики трудящихся уже не допустят капиталистическую эксплуатацию и послужат основой справедливого политического самоуправления; рост производительности труда снизит рабочее время до минимума, уберет разницу между городом и деревней, столицей и провинцией, позволит осуществиться великому принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Почему до сих пор существует капитализм? Он существует за счет обычного временного зигзага истории, приведшего к развалу СССР и краху социализма; ограбления слаборазвитых стран (навязывание «ножек Буша»); превращения западного общества, трудящихся в тупое общество потребления; частичного введения социалистических элементов (планирования).
Социал-демократы (их истоки тоже в марксизме) считают, что советский социализм и ожидание коммунизма преждевременны. Мир еще долгое время будет развиваться в капиталистических рамках, где будут постепенно созревать социалистические/коллективистские элементы (Швеция и др.). И никаких революций: «движение – все, конечна цель – ничто» (Э. Бернштейн).
50. Философия постиндустриального будущего человечества
Теория постиндустриального общества – самая известная общесоциологическая теория Запада, поскольку полнее всех включает новые черты и учитывает специфику других современных теорий общественного развития (теории информационного, постмодернистского общества). Подобно марксизму, за основу берется материальное производство. Но постиндустриальная теория считает, что полемика капитализма и социализма устарела, поскольку ведется с опорой на старую технику, экономику, идеалы. Классиком этих взглядов считается Э. Тоффлер с его постиндустриальной трилогией «Футурошок», «Третья волна», «Метаморфозы власти».
Постиндустриальное общество идет на смену индустриальному, заменившему в XVII-XVIII вв. аграрное. Сущностные черты индустриальной эпохи: опора на невозобновляемые источники энергии (газ); машинное, конвейерное производство, промышленно-финансовые корпорации, рынок, общие ценности и образы (юбочка Монро), общенародная власть. В целом, согласно обобщению Тоффлера, ее пронизывают такие черты, как стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация, централизация.
Основа постиндустриального общества – возобновляемые источники энергии (солнечная) и новые, наукоемкие технологи (биотехнологии, нанотехнологии, информационно-компьютерные технологии). Базовые индустриальные отрасли (тяжелая, угольная, станкостроительная, автомобильная, текстильная, химическая) перестают быть экономически выгодными. Происходит бурное развитие индустрии образования, обслуживающей постоянную потребность в получении новых знаний. Говорят о переходе от товарной к сервисной экономике (число людей, занятых в сфере услуг превысило занятых в производстве; главное не произвести, а продать; увеличиваются траты на рекламу и продвижение товаров). Развивается индустрия развлечений (Голливуд дает США больше денег, чем автопром). Все больше продукции выпускается малыми, специфическими партиями на заказ. Крупные корпорации перестают успевать за потребностями такого рынка, они разукрупняются или уступают рынок более мобильным и мелким компаниям, которые нередко состоят из родственников. Большое распространение получает гибкое рабочее время (самостоятельный выбор времени отработки положенных часов). Часы пик начинают исчезать, время занятости более-менее равномерно охватывает целые сутки. Все больше работ можно сделать на дому (электронные деревни), связываясь с работой по интеренту. Вообще, происходит массовая демассификация (от роста числа специализированных газет, кабельных каналов до желания политической самостоятельности, например, Шотландией). Фиксируется изменение мотивации работников – за пределами известного достатка их интересуют не деньги, а самореализация. Работники отказываются быть простыми исполнителями, стремясь так или иначе влиять на производство, участвовать в управлении или нести ответственность за самостоятельное решение производственных проблем. Расширяется внерыночная экономика (домашний ремонт своими руками; взаимопомощь в рамках, например, общества анонимных алкоголиков).
51. Теории культурно-исторических типов о судьбе человечества
С XIX в. взгляд на единство и прогрессивное развитие человечества становится преобладающим. Впервые в развернутой теоретической форме этот подход начал критиковать Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» (1869), став родоначальником теорий культурно-исторических типов (теорий исторического круговорота, цивилизационных теорий). Суть их: единство человечества и прогресс – это попытка Запада представить свою судьбу как всеобщую; западная культура является одной из многих культур; культуры, как любые живые организмы, рождаются, расцветают, умирают; культуры либо выражают свою самобытность, либо служат материалом для других культур.
Данилевский творил в русле славянофилов (соборность России против индивидуализм Запада), учил о необходимости объединения славян в государство со столицей в Константинополе. Его книга была холодно принята в России и осталась неизвестной на Западе. Мировым событием цивилизационные теории стали через книгу О. Шпенглера «Закат Европы» (1918), появившуюся в конце первой мировой войны, ужаснувшей все человечество.
Шпенглер насчитал в истории восемь культур (время их жизни – 1200-1500 лет), среди которых: египетская, аполлоновская (греко-римская), фаустовская (западно-европейская). Основаны культуры на своеобразном восприятии пространства. Это прасимвол любой культуры, лежащий в основе всего дальнейшего мировоззрения. Например, для античной – это отдельное материальное тело. Эта культура не знала отдаленного пространства, истории, сумерек, детства, старости, отрицательных и иррациональных чисел. История любой культуры заканчивается этапом умирания – цивилизацией (интеллектуализация жизни, скепсис, безразличие к духовным ценностям, переход от творчества к спорту, от героев к инженерам, развитие и желание техники). Запад вступил в эпоху цивилизации в XIX в. (ср. «загнивающий Запад»).
Сегодня цивилизационные теории популярны (среди известных их теоретиков А. Тойнби, Л.Н. Гумилев). Очевидно, что они отражают реальные факты: рост национального, этнического, культурного самосознания в мире, включая множество связанных с этим конфликтов (распад Югославии), феминистское движение, постмодернистскую критику любой истины. В конце ХХ в. широкий резонанс на Западе имели идеи книги С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций»: этническая принадлежность становится смыслообразующей (богатый может стать бедным, но русский не будет латышом), нас ждет борьба этно-культурных цивилизаций (западная, конфуцианская, японская, индуистская, исламская, славянско-православная, латиноамериканская, африканская), особенно в местах территориальных встреч, «цивилизационных разломах»; Запад вряд ли останется лидером мира («закат белой интермедии»).
В мире присутствуют тенденции к общемировому единению (глобализации) и к культурной автономии. Можно ли говорить о диалектическом единстве этих тендеций? Что следует приветствовать и от чего надо отказываться: гегемония США, этнические чистки, демократия, утечка мозгов, мировая экономика, информационная связь, признание дипломов о высшем образовании …?
52. Общество и природа. Проблема постчеловека
Уже первые действия человека могут оцениваться как шаги «универсального убийцы». Но, сравнительно с днем сегодняшним человек присваивающего хозяйства и даже аграрной цивилизации особо не влиял на природу; и в идеологической сфере господствовали идеи гармонии, преклонения перед природой (тотемизм; учение о космосе Платона). Индустриальное, буржуазное общество с его идеологией покорителя и потребителя, в котором природа понималась бездонной кладовой (что некоторые связывают с христианским возвышением «образа и подобия Бога» над природой), вызвало экологические проблемы: загрязнение и разрушение природы, сокращение биологического разнообразия, парниковый эффект и т.д. могут привести к качественным изменениям в биосфере. Внимание человечества к экологическим проблемам привлек А. Печчеи, основатель «Римского клуба». Этот клуб с 1970-х годов составляет доклады по экологическому состоянию Земли.
Крайние предложения решения экологических проблем (избавление от людей, патогенных существ и современной науки и техники) вряд ли пройдут, хотя разрабатываемые в их рамках идеи нового, гармоничного с природой спиритуализма и создаваемые альтернативные буржуазному обществу коммуны – интересны. Сегодня теоретическая мысль тяготеет к двум сценариям. Согласно пессимистичному – нельзя обойтись без кардинальных мер (отказ от идеалов потребительского общества, ограничение рождаемости; возможное снижение уровня жизни в развитых странах). Согласно более-менее оптимистическому – человечество уже напугано, уже решает и, вероятно, снимет остроту экологической проблемы (минимальное потребление энергии современных ЭВМ, безотходное производство, замкнутые производственные циклы, повторная переработка, ужесточение экологических стандартов и т.д.). Конференция 1992 г. в Рио-де-Жанейро – факт осознание реальными политиками опасности экологических проблем. Был поставлен вопрос о мировой борьбе с парниковым эффектом (Киотский протокол), обсуждались отношения бедных и богатых стран (несправедливые экологические требования могут законсервировать бедность слаборазвитых стран). Была принята Концепция устойчивого развития, нацеленная на всемерный учет взаимоотношений с природой.
Проблематичность решения экологических проблем; зависимость от света Солнца; открытость к смерти, болезни, увечьям; тенденция эволюционных процессов на Земле, ведущая к появлению организмов все более независимых от среды – основа для отказа от неизменности известной биосоциальной природы человека в пользу научно-технического творения нового человека. Общемировым достоянием эти мысли стали в «русском космизме» (Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский и др.). Сейчас постчеловеческие идеи разрабатываются в возникшем в конце ХХ в. трансгуманизме. Для нижегородского философа В.А. Кутырева – «Естественное и искусственное: борьба миров» – борьба за естественного человека (рождено-смертного, гетеротрофного, определенного по полу…) – судьбоносная борьба за наше существование: стремление и появление постчеловека всегда разрушительно для человека. Вы с ним?
53. Основы и перспективы сциентизма, технократии и антисциентизма
Огромный вклад науки и техники в развитие человечества (электричество, машины, продолжительность жизни, победа над чумой…) служит основанием сциентизма (уверенности в том, что наука решит все проблемы) и технократии (переход политической власти к организаторам производства).
Огромный вклад науки и техники в современные проблемы (экология, страх глобального военного уничтожения), нерешенность многих вопросов (до сих пор большинство людей не едят досыта), повсеместная непредсказуемость негативных эффектов отдельных рациональных технологий (лекарство прекрасно борется с болезнью сердца, но одновременно губит печень; машины доставляют грузы, но одновременно губят природу и людей), и всеобщая непредсказуемость будущего многих научных разработок (искусственный интеллект), всеобщая рационализация, бюрократизация и прогнозируемость жизни, забвение иррациональных, спонтанных начал жизни – служат основанием для антисциентистских воззрений.
Истоки антисциентизма можно вести от философии жизни и от романтической критики научно-технического прогресса в романе М. Шелли «Франкенштейн или современный Прометей» (1818), где описана ужасная судьба Франкенштейна, создавшего искусственное живое существо и ужаснувшегося «делом рук своих». Классикой антиутопий считаются романы Е. Замятина «Мы» (1920), О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932). Значительно эта тема представлена в кинематографе («Планета обезьян», «Терминатор»). Сегодня подобные взгляды широко представлены в философии. Классическими считаются рассуждения Л. Мэмфорда о первой огромной механической машине в мире – египетской цивилизации, организованной на создание загробных хором фараона (аналог нашего потребительского мира, смысл создания которого: покупать, покупать, покупать), а так же мысли Хайдеггера о поверхностной уверенности современного человека в том, что он может использовать современную технику во благо. По Хайдеггеру, вся деятельность современного человека уже определятся современной техногенной цивилизацией, т.е. благо определяет не свободный, а порабощенный техникой человек, и его решение не выводит его за рамки предписанных вариантов, задаваемых техногенной цивилизацией.
Крайние критики современной техногенной цивилизации доходят до требований вернуться к реалиям домашинного производства, дотехногенной цивилизации, иногда эти критики доходят до луддистской, террористической деятельности (Аум Сенрике.) Не редки здесь требования запрещения всего масштабного (малое – прекрасно). Очень любопытны предложения-ограничения: творчество ради творчества; отказ от возможностей господства, даруемого современной техникой (можем, но не будем); отказ от ее необходимости, например, отказ от каждодневного просмотра телевизора (Ж. Эллюль).
Кто прав в споре сциентистов и антисциентистов? Возможно, истина лежит посередине, точнее, ее нужно находить на этой середине путем активных гражданских, свободных размышлений и обсуждений. В частности, и в рамках обсуждения желательного этического кодекса ученых и инженеров.
54. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
Эстетика – раздел философии, нацеленный на понимании красоты и искусства. Объем и сложность материала, правомерность субъективного вкуса превращает этот раздел в комплекс до сих пор нерешенных вопросов.
Что такое красота? Идем от природы: это гармоничное, симметричное, соразмерное и/или совершенное в своей области, например, прекрасный тигр (сравнение с идеями Платона). Но Восток ценит внегармоничное, и может ли быть красивым «идеальное» убийство? Идем от человека: это то, что признают совершенным. Но в какой культуре может не быть красивой снежинка? Таким образом, красота носит объектно-субъектный характер. Существуют ли единые критерии красоты со стороны природы, человека, культуры? Не существует ли это единство на уровне эстетического переживания, в цельности которого переплетены чувства, эмоции, наслаждение, восторг, счастье, мысли, ценности?
Красота, несомненно, зависит от ценностей, но можно ли вместе с Платоном считать, что существует «прямая и жесткая связь» Истины, Добра и Красоты? Для многих значимых людей, например, Л. Толстого красота как красота без добра (вне нравственной ориентации) возможна только как незначительный феномен ограниченной области жизни (орнамент). Вальс Мендельсона – значителен и красив, но добрый ли он? Еще сложнее говорить о всеобщей связи красоты с истиной. В ходе революционных изменений, смелая смерть друга в бою за правое дело – прекрасна! Но как связан с истиной рассказ О. Генри «Последний лист»?
Все согласны, что красотой измеряется все в окружении, деятельности и жизни человека; красоту выражают звук, цвет, ландшафт, тело человека, слово, мысль... В искусстве эстетическое выведено из всего этого и представлено отдельно. Искусство специализируется на том, что звук, цвет, свет, ландшафт, тело человека, слово, мысль… были оформлены только эстетически в музыке, живописи, ландшафтной архитектуре, скульптуре, поэзии, эссеистике… Феномен искусств не только снова затрагивает исходные вопросы о сути красоты, но ставит и новый вопрос. В чем смысл искусства? Для одних целью искусства может быть только искусство, их лозунг: «искусство ради искусства» (Ш. Бодлер, О. Уайльд). Аргументы за подобное вполне понятны – только вдали от грязного и суетного мира можно наслаждаться красотой! Другие видят искусство не просто дополнением жизни (отдых и развлечение вне работы), но «борцом» за более совершенную жизнь. Для них искусство дает для этого идеалы и цели («Мастер и Маргарита»), слова и настрой (группа «Кино) и т.д. Возможно, учение Аристотеля о катарсисе – очищении души после приобщения к искусству – первое подобное понимание искусства.
В эпоху господства конвейерного ширпотреба появился дизайн или техническая эстетика. Суть ее можно понимать так: завершить технический продукт не внешним украшательством, а красотой, соответствующей его функциональной предназначенности (обтекаемые формы автомобили – красивы). Дизайн в союзе с архитектурой нацелены на эстетизацию всего окружения человека. Можно ли это мыслить началом подобной реальной эстетизации и всего оставшегося? Как это соотносится с известными словами: «Красота спасет мир»?
55. Прогресс. Глобальные проблемы
Прогресс – это развитие в области живой природы, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Вначале в мире господствовали либо представления о регрессе и пессимизме (Гесиод о переходе от золотого к железному веку, христианское изгнание из Рая), либо о вечном круговом, ритмичном движении (по некоторым восточным представлениям, мы сейчас живем в эпоху распада и разрушения, эпоху Кала-Юги). Представление о прогрессе начало складываться в Европе, начиная с Нового времени, становления капитализма и новых наук. Идеологи того и другого стали говорить о появлении принципиально нового в мире (науки, идей, социальных законов), которое было лучше старого. В эпоху Просвещения идея прогресса уже овладела умами. Прогресс в это время связывали с прогрессом в области знания, культуры, образования, что должно было качественно изменить жизнь людей. В XIX в. картина прогресса дополнилась информацией об очевидном прогрессе в области материального производства (А. Сен-Симон, К. Маркс). На сегодняшний день серьезное отношение к идее прогресса возможно только при наличии возможности решить глобальные проблемы человечества, в которых концентрируется все негативное, что принес с собой прогресс.
Глобальные проблемы современности – проблемы, возникающие в ходе мирового взаимодействия людей, обществ друг с другом. Эти проблемы не просто касаются всего человечества, но ставят под вопрос его дальнейшее существование. Основные из глобальных проблем вы уже знаете, поскольку они не могли не быть представлены в ходе изложения вам курса философии. Исходя из важности (тяжести, опасности, первоочередности), их можно классифицировать: 1. Проблема глобального смысла происходящего. Кто мы такие, куда мы идем, что нам делать? Почему мы должны это делать вместе, христиане и мусульмане, гомосексуалисты и гетеросексуалы, интеллигенты и «простые работяги», коммунисты и неоконсерваторы? 2. Проблема военного насильственного уничтожения человечества, включая от действий террористов, удачно использовавших оружие массового поражения; 3. Проблема преодоления разрыва между бедными и богатыми странами (уровень жизни в развитых странах более чем в 50 раз выше развивающихся), провоцирующая недовольных к агрессивным действиям; 4. Экологическая проблема; 5. Научно-техническая проблема, т.е. понимание того, что несут с собой новейшие научно-технические разработки; 6. Совокупность негативных тенденций в духовной сфере. Проблемы нравственной дезориентации людей (наркомания, пьянство, страхи, скука, агрессия, «прожигание жизни», боль одиночества и т.п. проявления), нивелирование культурных различий в мире (для всех одна пепси-кола); 7. Все другие проблемы (депопуляция в развитых странах, демографический взрыв в развивающихся и др.).
Решение этих проблем требует дальнейшего единения людей, воспитание ответственности за судьбу мира или, по крайней мере, формирование творческой элиты, способной к этому (движение зеленых, пробудившее мир от экологической спячки). Пусть иногда это трудно, но «положение и знание обязывает» нас, если не быть этой элитой, то всемерно помогать ей.