Целью инструкторской и судейской подготовки является профессиональная ориентация и подготовка, в дальнейшем, тренеров-преподавателей по гребному слалому, а так же формирование резерва добровольных помощников при ведении учебно-тренировочного процесса по гребному слалому.
Выполнение общественных инструкторских и судейских обязанностей является для спортсмена элементом учебного процесса. Включать эту работу в учебный план тренеру достаточно сложно, но необходимо. Планирование и реализация этой группы теоретическо-практических занятий наиболее эффективно реализуется во взаимодействиис общественно-спортивными организациями. Старшему тренеру необходимо планировать участие спортсменов групп УТ и СС в семинарах, курсах, школах по подготовке судей и инструкторов, проводимых городскими, областными Федерациями гребного слалома. Нелишне будет поучаствовать в подобных мероприятиях, проводимых Федерациями других видов спорта (лыжные гонки, плавание, водный туризм и др.). Элементы этих видов спорта используются в учебном процессе по гребному слалому, а понимание общей структуры судейства в спорте и важности инструкторской подготовки приходят к учащимся быстрее.
Еще одним важным аспектом необходимости серьезной судейской и инструкторской подготовки гребцов-слаломистов является то, что почти все крупные соревнования российского календаря, ввиду отсутствия гребных каналов, проводятся на естественных полигонах. Естественные полигоны расположены вдали от крупных городов, а порой и населенных пунктов. По этой причине в организации и обслуживании соревнований по гребному слалому в какой-то мере всегда бывают задействованы сами спортсмены.
|
1. Судейская подготовка.
Судейскую подготовку необходимо начинать с первого года обучения. Основная задача этих занятий – подготовка судей по гребному слалому различного уровня в зависимости от индивидуальных способностей учащихся.
Теоретическое обучение заключается в изучении правил соревнований по гребному слалому, полное знание правил соревнований по виду спорта позволяет спортсмену уже с первого года занятий избежать ряда досадных ошибок во время подготовки и участия в соревнованиях. Практическая судейская подготовка в тренировочных группах теоретическую подготовку спортсмены получают в виде разборов соревнований, различных ошибок спортсменов на соревнованиях и оценок этих ошибок судьями, а так же совершенствование в знании правил и обязанностей судей на дистанции, старте, финише. Практическая подготовка учащихся заключается в, помощи при постановке дистанции, оформления места старта, финиша, зоны предстартового накопления, в практике судейства на соревнованиях в качестве судьи-контролера на связке, помощника судьи на старте и финише, помощи в работе секретариата и комендантской службы.
В группах спортивного совершенствования теоретическая подготовка спортсменов заключается в изучении прав и обязанностей главных судьи и секретаря, начальника дистанции и дизайнера, коменданта; в планировании дистанций, разработке технической информации, составлении положений о соревнованиях. Практическая подготовка спортсменов групп СС заключается в практике судейства в качестве начальника дистанции, заместителя главного судьи или секретаря на соревнования школьного и городского уровня.
|
Спортсмены – инструкторы участвуют в практической подготовке и реализации соревнований областного и зонального уровней.
2. Инструкторская подготовка.
Инструкторская подготовка гребцов-слаломистовтак же должна начинаться с первого года обучения. Основной целью этой подготовки является профессиональная ориентация учащихся, направленная на подготовку спортсменов-инструкторов, помощников-общественников и, самое главное, тренеров-преподавателей по гребному слалому. Следует учитывать, что далеко не каждый ведущий спортсмен может стать инструктором и тренером в дальнейшем. Чаще всего хорошие инструкторы получаются из средней (по спортивной подготовке) группы спортсменов.
В группах ТГ инструкторская подготовка спортсменов заключается в помощи учащимся групп НП в освоении конкретных технических упражнений (эскимосский переворот и т.п.); помощи при подготовке учащихся групп НП к соревнованиям (подготовка снаряжения и лодок, объяснение тактико-технического задания и др.), помощи учащимся групп НП при обустройстве лагеря (при проведении ТМ и соревнований в летнее время в полевых условиях и др.) и так далее. Распределением этих обязанностей занимается тренер, исходя из личных качеств спортсмена.
В группах СС в инструкторскую подготовку спортсмена необходимо включать разработку конспектов занятий и индивидуального плана физической подготовки на мезоцикл и микроцикл; проведение тренировочных занятий в группах начальной подготовки и ТГ 1-2 года обучения; организацию и судейство школьных и городских соревнований по гребному слалому.
|
В группах спортивного совершенствования спортсмены часть тренировок выполняют самостоятельно, проводят показательные выступления.
Собственно инструктором, имеющим право самостоятельно вести тренировочный процесс, допускается лицо, достигшее 18-ти лет, прошедшее определенную подготовку и допущенное к проведению занятий в соответствии с приказом.
Количественные показатели судейской и инструкторской подготовки.
(Булаев М.А., 2003)
№ п/п | Вид подготовки | Группы ГТ, в % от занимающихся | Группы СС, в % от занимающихся |
Судейская | Юный судья,Судья по спорту, 30-40 | Судья 1 кат. 10-15 | |
Инструкторская | Мл. инструктор, 25-30 | Инструктор, 30-40 |
Несмотря на то, что звания «Юный судья» и «Младший инструктор» в спорте отменены, школа или федерация может по своему усмотрению применять эти понятия в своей учебной деятельности, закрепив эту деятельность нормативно.
В группах ТГ интерес ко всему новому проявляется наиболее полно и непосредственно, поэтому выполнение нормативов «юный судья» происходит массово. Звание «Судья по спорту» выполняет, исходя из благоприятных условий обучения и личных качеств, как правило, одна треть занимающихся. Норматив на звание «Судьи 1 категории» чаще всего выполняют те спортсмены, которые решают связать свою судьбу со спортом.
Исходя из многолетних наблюдений, лидерские качества, выявленные в группах начальной подготовки, в той или иной степени стабильно закрепляются у 25-30 процентов учащихся тренировочных групп. Именно эти учащиеся, в своем большинстве, переходят в группы СС, что и увеличивает процент учащихся, склонных к инструкторской работе в этих группах. Ведение инструкторской работы по приказу учебного заведения, конечно же, имеет меньший процент.