ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ




Королева С.В.

Кошелева А.А.

Гуреева М.В.

Васин С.А.

Морозова Л.А.

Тульский государственный университет

Koroleva S.V.

Kosheleva A.A.

Gureeva M.V.

Vasin S.A.

Morozova L.A.

Tula State University

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ


FEATURES OF PEDAGOGICAL METHODOLOGY IN TRAINING STUDENT-DESIGNERS

Аннотация. Рассматриваются варианты методов обучения студентов-дизайнеров на занятиях по дисциплине «История искусств». На примере семинарских занятий, подготовки устных сообщений, докладов, видеопрезентаций. Студентам предлагается выполнить задания, не ограничиваясь традиционными направлениями в искусстве: архитектурой, скульптурой, живописью. Рекомендуется связать изучение выбранной темы в зависимости от специальности, на которой они обучаются. Таким образом, изучение истории искусства становится все более ориентированной на профессиональную дисциплину «Проектирование» с учетом получаемой ими квалификацией: «Промышленный дизайн», «Графический дизайн» или «Дизайн интерьера». Приводятся конкретные примеры тем презентаций и курсовых работ студентов.

Также одним из актуальных педагогических методов является применение профессиональных навыков в практической работе. Речь идет об участии студентов в коллективе с профессорско-преподавательским составом кафедры в благоустройстве городской среды.

 

Ключевые слова: варианты методов обучения студентов-дизайнеров, профессионально-ориентированный метод в изучении истории искусств, опыт коллективной практической работы студентов и преподавателей кафедры

 

Annotation. Variants of methods of teaching design students in the classroom on the discipline "History of Art" are considered. On the example of seminars, preparation of oral messages, reports, video presentations. Students are invited to complete assignments that are not only limited to traditional areas in art: architecture, sculpture, painting. But it is recommended to link the study of the selected topic, depending on the specialty in which they are trained. Thus, the study of art history becomes more and more focused on the professional discipline "Design", taking into account the qualifications they receive: "Industrial design", "Graphic design" or "Interior design". Provides specific examples of topics of presentations and coursework of students.

 

Key words: variants of teaching methods for design students, professionally oriented method in the study of art history, the experience of collective practical work of students and teachers of the department

 

Развитие современного дизайна в высшей школе со времен становления его в стране в 90-х годах, с открытием в вузах творческих факультетов и кафедр, по сей день, вносит свои коррективы. Студентам-дизайнерам, чтобы идти в ногу со временем, необходимо регулярно блистать разнообразными знаниями, начиная c истории древнейших времен и заканчивая ориентированием в современных культурных процессах и инновационных технологиях.

Поэтому дисциплина на примере общепрофессионального цикла, базовой части, такая как «История искусства» должна не только обзорно знакомить студентов - дизайнеров с эволюцией развития мирового искусства, но и быть своеобразным маяком в поиске идей для авторских проектов.

Подробнее рассмотрим образовательные стандарты. Цельюосвоения дисциплины «Истории искусств» является последовательное ознакомление студентов с основами искусствоведения.

Задачами освоения дисциплины являются:

-дать студентам представление, что мировой историко-художественный процесс - сложная сеть взаимных пересечений, влияний, заимствований, обменов, сближений и расхождений, что всякая культура диалогична, и в разных культурах это свойство проявлялось и проявляется в разной степени;

-в ходе обучения студенты должны освоить структуру нового периода в эстетически-художественном развитии человечества, оценивать ее как научный вывод, опирающийся на понимание закономерностей всей прошлой истории культуры и искусства.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы формируемыми компетенциями: ОК-2 на основе ФГОС 3+, установленными в общей характеристике основной профессиональной образовательной программы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать:

1.теоретические основы и логику развития мирового художественного процесса,

2.значение гуманистических ценностей для сохранения современной цивилизации (ОК-2).

- уметь:

1.уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

2.использовать полученные знания по истории искусства в профессиональной деятельности (ОК-2).

- владеть:

1. культурой мышления,

2. способностями к обобщению,

3. анализом информации,

4. работой с электронными системами по поиску и демонстрации информации по истории искусства,

5. ведением лекционных и практических занятий (ОК-2).

Современные социальные реалии заставляют не ограничиваться на традиционном изучении курса истории искусства, а применять разнообразные методики и все больше ориентироваться на проектные дисциплины. Например, в подготовке над курсовой работой в выборе темы студентам предлагается соединить тему изучаемого курса древнего искусства и задание по проектированию в промышленном дизайне – разработку осветительного оборудования, в итоге возникает тема кр – «Искусство освещения от древних времен до современности». Аналогично темы дальнейших рефератов и презентаций по истории искусства будут служить помощниками в проектировании промышленных изделий на протяжении всего курса обучения. Полезным ориентиром в подготовке семинарской работы служат изданные кафедрой книги. Например, Учебник для вузов. Васин С.А., Талащук А.Ю., Бандорин В.Г., Грабовенко Ю.А., Морозова Л.А., Редько В.А. Проектирование и моделирование промышленных изделий. В книге освещаются становление, история, теоретические основы, методология и проблематика промышленного дизайна. Излагаются современные представления о процессе проектирования промышленного изделия или комплекса как о системе взаимосвязанных работ по разработке компоновочных и эргономических схем, анализа и правильного выбора материалов и технологий, конструкторской и эстетической проработки, учёта требований социологии и психологии. Учебник содержит обширные сведения по цветоведению, композиции, эргономике, конструированию, пластическому моделированию, макетированию, материаловедению, рекомендации по проведению патентного поиска, призванные помочь студенту при проектировании промышленного изделия или комплекса.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Дизайн" (промышленный дизайн), а также практикующих дизайнеров.

Аналогичная методика соединения темы истории искусства и задания по проектированию, применяется в обучении студентов квалификации «Графический дизайн». Таким образом, одна из тем курсовой работы – «Особенность искусства создания упаковки и изготовления посуды. Начиная с древнего периода и заканчивая современностью». Полезным источником в изучении современных основ дизайн-проектирования является изданный кафедрой учебник: Проектирование в графическом дизайне: учебник для вузов / С. А. Васин [и др.]; под ред. С. А. Васина М.: Машиностроение-1, 2007 - 320 с.

Студенты квалификации «Дизайн интерьера» в подготовки курсовой работы по дисциплине «История искусств» также ориентируются на задание по проектированию. Поскольку тема проекта - дизайн жилого помещения, выбирая, на свой вкус из всего курса истории искусства понравившегося архитектора, изучают его творчество, используя знания в своей проектной деятельности. Например, одна из курсовых работ - «Искусство интерьеров выдающих мастеров: Алвар Аалто и Френк Ллод Райт.». В подготовке над этой работой нельзя не упомянуть книгу: Соловьёв Н.К.: История современного интерьера. Издательство: СВАРОГ И К, 2004. В книге рассматриваются различные этапы и творческие направления архитектурно-художественного формообразования интерьеров Новейшего времени различных стран, распределенные по соответствующим разделам: интерьеры 1850–1910-х годов, 1920–1930, 1940–1990-х. Анализируются работы ведущих архитекторов и дизайнеров XIX–XX веков в области интерьера и его оборудования. Выявляются основные композиционные принципы, приемы и средства художественной выразительности предметно-пространственной среды интерьера, характерные для тех или иных направлений и отдельных архитекторов. Автор книги – Н.К. Соловьев, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе МГХПУ им. С.Г.Строганова. Книга представляет интерес для искусствоведов, архитекторов, дизайнеров по интерьеру, художников, студентов и широкого круга читателей.

Не обходится в подготовке над выполнением заданий студентами обращению к традиционным учебникам, изданными усилиями кафедры Тульского государственного университета.

Первая книга: Васин С.А., Королева С.В. История искусств: Учеб.-метод. пособие для вузов. – Тула: Изд–во ТулГУ, 2014. – 165 с. Рассмотрена периодизация истории искусства. Описаны основные особенности искусства периодов Первобытного мира, Древнего Египта, Древнего Рима, Византии, Средневековья, а также Древней Руси. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по напр.072500 «Дизайн» (профили «Промышленный дизайн», «Графический дизайн», «Дизайн интерьера», «Дизайн костюма»), 54.03.01 «Дизайн» (профили «Промышленный дизайн», «Графический дизайн», «Дизайн интерьера», «Дизайн костюма»), 54.04.01 «Дизайн» (профили «Промышленный дизайн», «Графический дизайн», «Дизайн интерьера», «Дизайн костюма»)

Второе издание: Королева С.В. История стилей. От первобытной эпохи до средневековья: Учеб. пособие для вузов. – Тула: Изд–во ТулГУ, 2017. – 208с.: + 1эл.-опт.диск (CD-ROM) с цв.ил. В учебном пособии рассмотрена периодизация исторических стилей, начиная с первобытного времени и заканчивая средневековьем. Описываются характерные архитектурные мотивы и орнаментальные узоры. Изучаются стилистические особенности произведений декоративно-прикладного искусства, на примере предметов мебели. Раскрывается специфика внутреннего убранства жилища. Учебное пособие завершается тестами для повторения пройденного материала. Пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающихся по напр. 54.03.01 «Дизайн» (профили «Промышленный дизайн», «Дизайн интерьера»), 54.04.01 «Дизайн» (профили «Промышленный дизайн», «Дизайн интерьера»).

 

Третье издание: Головин К.А., Копылов А.Б., Васин С.А., Морозова Л.А., Куркова В.Г., Королева С.В. История стилей. II часть: Учеб. пособие для вузов. – Тула: Изд–во ТулГУ, 2019. – 122с.: + 1эл.-опт.диск (CD-ROM) с цв.ил. (эл.версия). В учебном пособии рассмотрена периодизация исторических стилей, начиная с Ренессанса и заканчивая Барокко. Описываются характерные архитектурные мотивы и орнаментальные узоры. Изучаются стилистические особенности произведений декоративно-прикладного искусства, на примере предметов мебели. Раскрывается специфика внутреннего убранства жилища. Пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающихся по напр. 54.03.01 «Дизайн» (профили «Промышленный дизайн», «Дизайн интерьера»), 54.04.01 «Дизайн» (профили «Промышленный дизайн», «Дизайн интерьера»).

В педагогическом процессе необходимо соблюдать правила и нормы, образовательные стандарты. Однако также нужно быть достаточно гибким, чтобы привносить в учебные занятия свежее дыхание, обязательно заинтересовывать студентов с самого начала обучения и заканчивая старшими курсами. Поэтому разностороннее изучение позволит им более подробно и тщательно изучить заданный материал. Поможет студентам увидеть наибольшую пользу теоретических дисциплин, таких как история искусства в своей профессиональной проектной деятельности.

В качестве еще одной педагогической методики современного учебного дизайн-процесса можно назвать практическую проектную деятельность. Студенты-дизайнеры на протяжении всех курсов выполняют реальные задания в зависимости от специальности, на которой они учатся. Один из таких примеров - участие дизайнеров квалификации «Дизайн интерьера» в разработке проекта по благоустройству парка Химик в г.Алексин Тульской области. Благодаря работе студентов и профессорско-преподавательского коллектива кафедры «Городское строительство, архитектура и дизайн» в настоящее время предложенный проект принят администрацией города и воплощается в жизнь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: