Методика обучения детей правильному звукопроизношению в разных возрастных группах.




 

Для четкого произношения звука необходимы правильное положение и движение органов речи (артикуляция).

Задача воспитателяразвивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать в глубь рта и т. д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т. д.), регуляцию движений нижней челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.

 

Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, своевременно преодолевается возрастное физиологическое косноязычие, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.

 

Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Ее следует проводить со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков.

 

Для детей с дефектами речи создана логопедическая система постановки и закрепления звуков. Она неприемлема к нормально развивающимся детям. Поэтому воспитателю нужно критически относиться к буквальному перенесению в свою практику системы упражнений по звукопроизношению из логопедических сборников.

 

В системе работы с детьми младшего дошкольного возраста, предложенной В. В. Гербовой, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой, существует положение о том, что, хотя большинство детей третьего года жизни уже правильно выговаривают гласные и простые согласные звуки (м, п, б, ф, в и др.), на первых этапах необходимо уточнение и закрепление именно данных звуков. Это важно для развития артикуляционного аппарата и подготовки к произнесению более сложных звуков.

 

И для первой и для второй младшей группы В. В. Гербовой, М. Ф. Фомичевой, А. И. Максаковым установлена последовательность работы, которая опирается на возрастную последовательность овладения ребенком звуками (в онтогенезе):

гласные и, ы, у, э, о, а;

затем губно-губные м, п, б;

далее губно-зубные в, ф;

переднеязычные н, д, т, з, с;

заднеязычные к, г, х;

йотированные je, jy, ja, jo.

В средней группе основное внимание уделяется отработке переднеязычных нёбно-зубных ш, ж, щ, ч, р и зубного л. Этим заканчивается большой этап овладения детьми произношением всех звуков родного языка.

 

В старшем возрасте основное содержание работы по звуковой культуре речи сводится к дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш — с, ч — ц), звонких и глухих (в — ф, ж — ш), твердых и мягких (д — дь, л — ль). Детей знакомят с различительными особенностями этих звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

 

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1) подготовка артикуляционного аппарата;

2) уточнение произношения изолированного звука;

3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.

 

Первый этап — подготовительные артикуляционные движения — может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном и том же занятии, или на двух с перерывом в 1—5 дней.

 

Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука такова:

1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в образной форме).

2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) н выразительности речи.

3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.

4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

 

Как видно, особенность этой работы заключается в многократном повторении одного и того же звука. Следовательно, воспитатель должен обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразя приемы обучения и речевой материал. Кроме того, нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.

 

В старших группах, где преобладают иные задачи, комплексное занятие по звуковой культуре речи может включать, помимо артикуляционных и дикционных упражнений, дидактические рассказы и игры, особенно на развитие фонематического слуха детей.

 

В этих группах необходимы индивидуальные дополнительные занятия с теми детьми, которые имеют недостатки звукопроизношения. В индивидуальной работе с такими детьми воспитатель использует логопедические приемы. Целесообразно для индивидуальных занятий объединять детей (внутри одной группы), имеющих общие недостатки в звукопроизношении. Занятия проводят 2—3 раза в неделю в удобное для воспитателя время. К работе по исправлению дефектов речи у детей педагогу следует привлекать и родителей. При тяжелых нарушениях речи воспитатель организует консультацию логопеда. Иногда возникает необходимость в пребывании ребенка в специализированном логопедическом детском саду для детей с нарушением речевого развития.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: