Возможна ли единая наука об обществе и в чем заключается трудность социального познания?




Социальная философия отличается от общей философии тем, что имеет специфический предмет. Социальная философия обладает своими специфическими законами и категориями. Эта особенность обусловлена тем, что социальная философия имеет дело с социальной реальностью, в которой в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием, волей и эмоциями, влияющими на ход событий, то есть сами результаты познания включаются в изменение предмета познания и влияют на ход событий.

Социальная философия имеет влияет так же на развитие общей философии. При этом первая не только имеет материал для развития второй, но и способствует выработке, уточнению и конкретизации самих общефилософских категорий. Говоря о соотношении бытия и сознания в общей философии, имеют в виду, прежде всего то, что сознание в ходе исторического процесса возникает на основе материальных и предпосылок как высшая форма отражения в живой природе. Когда же рассматривают соотношение материального бытия и общественного сознания как один из основных вопросов социальной философии, то в первую очередь имеют в виду обусловленность качества сознания людей материальными условиями их жизни, направленности, виды, состояния и формы общественного сознания.

Очевидно, что в перспективе своего развития рефлективная (научная) философия общества должна будет достичь единого понимания с коих предметных целей, сопоставимого с «предметной солидарностью» естественных и точных наук.

Следовательно, не возможна единая наука об обществе.

В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.

К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т.е. причинами, имеющими основаниями в специфике объекта, добавляется и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д.

 

Заключение

Социальная философия – дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.

Социальная философия – глубокая наука, важнейшая философская дисциплина, которая оказывала огромное влияние на эволюцию общественного сознания и социальной практики на всех этапах исторического развития общества. Проделав работу, можно сделать вывод, что социальная система охватывает всю совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм, социальная философия рассматривает общественную жизнь на более высоком уровне обобщений, нежели другие общественные науки, такие как экономика, социология, политология, история, право, статистика. В силу этого социальная философия выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для более конкретных общественных наук, социальная философия имеет важное значение для развития других общественных наук. Социальная философия, как и любая другая наука имеет свои функции, а так же стороны социального познания. Существует три стороны: онтологическая, гносеологическая и ценностная, каждая из них имеет свои специфику.

Важно отметить, что социальная философия тесно связана с другими науками. Социальная философия влияет познанием на изменение хода событий.

 

 

Список использованной литературы:

1. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В.Алексеев. - М.: ТК Велби: Изд-во "Проспект", 2007

2. Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В.В.Миронова. М.: Нор-ма, 2005

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998

4. СЕМЕНОВ Ю. И. Философия истории. «Современные тетради» 2003

5. https://scepsis.ru/library/id_1065.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: