Методика исследования вовлеченности воспитанников интернатных учреждений в позитивные формы досуговой деятельности в г. Сыктывкаре




Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала одной из самых острых социальных проблем в социальной политике Российской Федерации, так как ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Наиболее распространенной формой их устройства остается направление их в интернатные учреждения.

Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но он изначально лишен главной поддержки - семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения. В последние годы наблюдается тенденция, что детей-сирот младшего возраста чаще берут в приемные семьи, чем лиц подросткового возраста, что негативно сказывается на психологическом формировании подростка. Чаще всего это сказывается на девиантном поведении.

В современных научных исследованиях, как отмечают Абельбейсов В. А.[54], Астоянц М.С.[55], Киселева Л.М. [56]созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот; профилактика предотвращения роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами.

Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства составляют научные исследования в области социально-культурной деятельности, народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества. Эту тему изучали различные авторы: Беганцова И. С.[57], Попова А.С.[58], Белов В.Г.[59], Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.[60]. При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности.

Включение сирот, подростков в социально-культурную систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив, реальных путей успешной социальной адаптации, формирование базовых ценностных ориентаций, установок личности, предотвращение девиантного поведения - такова основная характеристика профилактической социально-культурной деятельности, имеющей целью социальную адаптацию детей-сирот, подростков, выпускников интернатных учреждений.

Психолого-педагогический аспект организации позитивных форм досуговой деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения, в проведении психологической коррекции. Культурно-досуговая деятельность, как составная часть социально-культурной досуговой деятельности, способствует решению многих социальных проблем. Знание технологий, методов, средств и форм досуговой деятельности, их использование в различных областях знания, значительно повышает эффективность и качество социальной адаптации подростков.

Цель исследования: изучить вовлеченность воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности.

Задачи исследования:

· Выяснить количество свободного времени на занятие позитивной досуговой деятельности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (В будни и выходные дни);

· Определить использование дополнительного времени на учебную деятельность и мотивированость дополнительных занятий учебными предметами воспитанников (Сколько времени тратят на выполнение домашних заданий, занимаются самостоятельно или факультативно, с какой целью);

· Определить уровень информированности о мероприятиях, которые проводятся в интернате, уровень заинтересованности и роль воспитанников в них;

· Определить сферы интересов и изучить формы участия в досуговой деятельности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Предпочитают они организовывать, активно участвовать мероприятия или же пассивно наблюдать; какие мероприятия и кружки/секции они посещают, направленность интересов);

· Определить уровень мотивации к позитивным формам досуговой деятельности воспитанников (Что движет подростками, чего они хотят достичь в развитии себя в досуговой деятельности);

· Проанализировать влияние участия в позитивной досуговой деятельности на повышение стартовых возможностей по окончанию интерната (есть ли взаимосвязь между участием в позитивной досуговой деятельностью и более четкого представления своих планов после выхода из интерната).

Объект исследования: воспитанники интернатных учреждений, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 12-18-ти лет на базе детского дома - школы № 1 им. А.А. Католикова (г. Сыктывкар) и детского дома № 1 (г. Сыктывкар п. Краснозатонский) – типичных интернатных учреждений столицы Республики Коми.

Предмет исследования: вовлеченность воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности, в возрасте 12-18-ти лет детского дома - школы № 1 им. А.А. Католикова (г. Сыктывкар) и детского дома № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(г. Сыктывкар п. Краснозатонский). Всего в тестировании принять участие 39 подростков. В том числе 23 девушек и 16 юношей. При этом корреляция по возрасту была от 12 до 14 лет – 19 человек и от 15 и старше -20 респондентов.

Гипотеза исследования: включение воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивную досуговую деятельность способствует повышению их уровня интеграции в обществе.

В связи с небольшим объемом реальной совокупности формирование выборки имела сплошной характер. Основой выборки является список учащихся интернатого учреждения №1 им. А.А. Католикова и детского дома № 1 в составе 53 человек. На день анкетирования 28.01.2016г. и 20.02.2016г. были доступны 39 человек.

Методы исследования для сбора социологической информации приме­няются следующие:

—традиционный анализ специальной литературы по теме исследо­вания;

—сбор первичной социологической информации при помощи анкеты. Полученные при опросе данные обрабатывались вручную.

Базами исследования являлись детский дом - школа № 1 им. А.А. Католикова (г. Сыктывкар) и детский дом № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(г. Сыктывкар п. Краснозатонский).

 

Анализ результатов исследования вовлеченности воспитанников интернатных учреждений в позитивные формы досуговой деятельности по материалам исследования в г. Сыктывкаре

По итогам социологического исследования проведенного на предмет вовлеченности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности в возрасте 12-18-ти лет на базе детского дом - школы № 1 им. А.А. Католикова (19 человек) и детского дома № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (20 человек) были выявлены определенные тенденция поведения этой категории молодежи.

По результатам исследования было выявлено, что у воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в большинстве случаев (59 %) в будние дни от 1 до 3 часов свободного времени, а в выходные дни (79 %) от трех и более часов свободного времени.

При этом большую часть этого свободного времени они тратят на выполнение домашнего задания от 1 до 3 часов (64 % опрошенных). Большинство детей (69 %) занимается дополнительно самостоятельно или факультативно учебными предметами с целями исправить оценки (31 %), сдать экзамены и получить аттестат об общем образовании, и лишь малая часть респондентов (15 %) занимается дополнительно учебными дисциплинами, так как им нравится учиться.

Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, осведомлены о мероприятиях, которые проводятся в их интернатном учреждении (79 %), при этом 18 % считает их интересными, а 69 % респондентов заинтересовывает лишь часть проводимых мероприятий. По направленности мероприятий дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, разделились. Так, 44 % респондентов предпочитают спортивную направленность мероприятий, 38 % -творческую составляющую, 5 % - интересуются научным направлением, и 18 % - заинтересованы во всех мероприятиях вне зависимости от их направленности.

При этом по степени активности в мероприятиях 44 % респондентов участвуют в большинстве проводимых в детских домах мероприятиях, и 41 % - изредка посещает их и чаще являются пассивными участниками, а 18 % организаторами при подготовке и проведении этих мероприятий. Среди самых ярких мероприятий в Детском доме № 1 респонденты отметили «День рождение детского дома», «Звезды детского дома», Игры по станциям, «Зарницу», «Богатыри Русские», Конкурсы талантов и другие. В детском дом - школе № 1 им. А.А. Католикова детям более всего запомнились такие мероприятия как, празднование Нового года, 8 марта, 14 февраля, 1 июня, а также спортивные и кружковые мероприятия.

В свое свободное время воспитанники интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводят за различными видами времяпрепровождения. Так, 67 % детей в свободное время общаются с друзьями, 59% увлекаются музыкой, 59 % занимаются просмотром телевизионных программ, 23 % проводят время за чтением книг, 38 % уделяют время занятию спортивной деятельностью, 36 % посещением различных кружков, секций, помощью различным общественным движениям и организациям.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют возможность участвовать в мероприятиях, организуемых за пределами детского дома, так 61 % респондентов участвовали в подобных мероприятиях. В детском доме имени Католикова респонденты выезжали на различные спортивные соревнования по различным видам спорта, на олимпиады по учебным дисциплинам. В детском доме № 1 на базе школы № 9 функционируют различные спортивные секции, в которых задействованы респонденты, они посещают музыкальную школу, также выезжают на различные соревнования и олимпиады.

Дети посещают большое количество различных кружковых объединений и секций. И только 8% респондентов не задействованы в работе кружков и секций. Так, в детском дом - школе № 1 им. А.А. Католикова респонденты заняты в спортивных секциях при школе по туризму, боксу, бассейну, баскетболу, футболу и таких кружках по декоративно-прикладному искусству, рисованию, изобразительному искусству, вокалу, театральному искусству, танцам и обучению основам компьютерной грамотности. Также при доме-интернате реализуются множество проектов, направленных на развитие личностей воспитанников, такие как «Сыктывкар моими глазами», «Бессмертный полк», «Ледовый каток», «Зимняя горка», а также «Наш зеленый огород нас прокормит круглый год», который направлен на приучение детей к работе на природе, садоводству, огородничеству.

В детском доме № 1 на его базе функционируют такие кружки, как декупаж, резьба по дереву, вязание, танцы и театральный кружок. Также воспитанники участвуют в различных региональных, межрегиональных и всероссийских конкурсах, например Республиканский конкурс поделок из промышленных и бытовых отходов «Вторая жизнь отходов», Всероссийская неделя добра; Всероссийского конкурса художественного творчества «Рождественские фантазии»; XIV Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры»; Международный конкурс детского творчества «Серебряные узоры»; Второй Общенациональный Фестиваль-Ассамблея «Будущее России»; IV Республиканский мемориал по боксу «Память» и другие.

Воспитанники интернатных учреждений развиваются в своей досуговой деятельности, и в качестве достижений выделяют получение различные наград и грамот в творческих, научных, спортивных мероприятиях, получений определенных разрядов и званий по различным видам спорта. Так, 44 % респондентов отметили свои достижения. Выявлено, что при наличии достижений и поддержки со стороны ближайшего окружения эти воспитанники более мотивированны развиваться в своих направлениях досуговой деятельности. И в целом, они имеют более чуткое представление о будущем, с четкими установками на достижение результатов. Особенно это характерно для воспитанников 9 классов.

У каждого из респондентов есть желание заниматься другими видами позитивной досуговой деятельности. Так, 36 % тянет к спортивной деятельности, 23 % - творческой деятельности, 41 % развитием в себе музыкальных талантов, 26 % видят себя в театральной деятельности, 28 % не хватает овладения основ компьютерной грамотности, 15 % хотят читать интересные книги, 7 % занялись бы садоводством, 10 % тянет к занятию туристической деятельностью, а также ребятам не хватает занятий кулинарией – 2 %. Мешает заняться дополнительными видами досуга воспитанникам лень (33 %) и нехватка времени (33 %), а также в меньшей степени стеснительность (7 %) и неодобрение сверстников (5 %).

В большей степени дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, уже определились со своими планами после окончания интерната (69 %), более всего это характерно для воспитанников 8-9 классов. После окончания интерната 49 % собираются поступать в средне - профессиональные учебные заведения, 15 % думают о поступления в ВУЗы, 5 % будут устраиваться на работу.

Мотивируют ребят различные цели: большинству (62 %) хочется семейного счастья, 46 % реализация своих способностей, 41 % свобода в своих поступках и действиях, 43 % стремятся к спокойно, размеренной жизни, 31 % стремятся к богатству, 38 % хотят сделать карьеру, 26 % - принести пользу своей стране и только 10 % стремятся к власти. А помогает респондентам в достижении своих целей различные волевые качества, поддержка родственников, педагогов, тренеров, развитие себя в учебной деятельности.

По итогам исследования, не удалось выявить прямую зависимость влияния позитивной досуговой деятельности на воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как все респонденты в разной степени участвуют в мероприятиях интернатных учреждений. Но выявилась зависимость влияния активной степени участия в организации мероприятий, продолжительного осмысленного занятия в секциях и кружках (в том числе получения наград по своим видам деятельности) на формирование определенных качеств характера, таких как, общительность, трудолюбивость, самостоятельность, упорство, решительность, смелость. Формирование вышеперечисленных качеств, влияет на гибкость и адаптивность в процессе интеграции в обществе, то есть повышает стартовые возможности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при выходе за стены своего закрытого учреждения. Также удалось выявить зависимость влияния достижений (получения наград, грамот, призовых мест) на более осмысленное понимание сути своей досуговой деятельности и мотивацию далее ею заниматься.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитанники интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 12-18-ти лет детского дом - школы № 1 им. А.А. Католикова и детского дома № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень активно проводят свою досуговую деятельность. При серьезном занятии определенными направлениями позитивной досуговой деятельностью у воспитанников формируются черты характера, способствующие успешной адаптации в обществе.

 


[1] Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет // https://komi.gks.ru. – Дата обращения: 02.12.2015.

[2] Абельбейсов В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы // Социосфера. -2011. -№1. -С.53–58.; Киселева Л.М. Проблема социализации выпускников детских домов и интернатов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2012. -№ 1. -С. 133.; Куракина Т.В. Деятельность детских домов-интернатов по адаптации выпусников к самостоятельной жизни // Работник социальной службы. -2010. -№8. –С.16-23.; Егорова М.А. Психологические трудности детей-сирот при обучении в общеобразовательной школе // Вестник практической психологии образования. 2010.-№2. –C.90-94.

[3] Жданова М.А., Бронникова Е.И.Подготовка выпускников к самостоятельной жизни в социальной работе детского дома //Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. -2012. -№ 4. -С. 319-320; Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

[4] Ипатов А.В. Технологический подход в социально-психологическом сопровождении постинтернатной адаптации выпускников детских домов //Отечественный журнал социальной работы. -2012. -№ 4. -С. 94-102.; Ишматова А.Р., Бондарчук Т.В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми//Вестник южно-уральского государственного университета.- 2014. -Т. 14. -№ 2. -С. 19-25.; Догадина Л. А. Организация социального сопровождения выпускников интернатных учреждений // Работник социальной службы. -2012. -№2.- С.84-92.; Ефименко В.Н. Опыт постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Ярославский педагогический вестник. № 1. -2012. –Т. 2. -№1.-С.18-21.; Костина М.Н. Модели постинтернатной адаптации выпускников (Опыт Москвы и других регионов Российской Федерации) // Социальное обслуживание. -2012. -№ 7. –С.57-64.; Миночкина А.С.Особенности постинтернатного сопровождения выпускников детских домов // Казанская наука. -2012. -№ 2. -С. 247-249.

[5] Радина Н.К. Жизненные сценарии воспитанников детских домов по материалам ранних детских воспоминаний // Журнал прикладной психологии. - 2012. - № 4\5 - С. 75 - 79.; Радина Н.К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов // Журнал прикладной психологии. - 2010. - № 4 - С. 50 - 55; Социализация и образование социальных сирот. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей: Доклад / Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Чепурных Е.Е., Золотухина В.И., Семья Г.В.; Под ред. Майорова А.Н.- М.: «Интеллект-центр», 2010.- 208 с.

[6] Беганцова И. С. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 69-71.Попова А. С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 220-223.Белов В.Г. Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. -№10. –С.8-12.Белов В.Г. Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. -№10. –С.8-12.Калимуллина О. А. Досуг как сфера проявления и развития творческой направленности личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2014. -№26. –С.241-249Бабосова Е. С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность // Социологический альманах. -2012. -№3. –С.336-342.Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 1-3. Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 1-3..Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В. Досуговая деятельность как проявление социальной активности// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. -№3. –С.14-20.

[7] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 124-ФЗ, 24 июля 1998 г. // СПС Консультант Плюс. -2015.; Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон N273-ФЗ, 29.12.2012г. // СПС Консультант Плюс. – 2015.; Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СПС Консультант Плюс. -2015.; О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон № 159-ФЗ, 21 декабря 1996 г. // СПС Консультант Плюс. – 2015.; О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон РФ, 16 апреля 2001 г. // СПС Консультант Плюс. – 2015.; О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761// СПС Консультант Плюс. -2015.; О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 20.08.1992 г. № 409 // СПС Консультант Плюс. -2015.; Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 // СПС Консультант Плюс. -2016.

[8] Об утверждении стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Республике Коми: Распоряжение Главы РК №309, 20.09.2012 г.// Доступ СПС «Консультант плюс». – 2015.; О дополнительных социальных гарантиях в сфере образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 74-РЗ// СПС Консультант Плюс. -2015.; О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми: Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 22 июля 2015 г. N 1492// СПС Консультант Плюс. -2015.; О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми: Постановление Правительства Республики Коми от 6 марта 2015 г. N 97// СПС Консультант Плюс. -2015.

[9] О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон № 159-ФЗ, 21 декабря 1996 г. // СПС Консультант Плюс. – 2015.

[10] https://komi.gks.ru. – Дата обращения: 02.12.2015.

[11] О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон № 159-ФЗ, 21 декабря 1996 г. // СПС Консультант Плюс. – 2015.

[12] Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 321-323.

[13] Шульга Т.И. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений // Социальная психология и общество. -2011. -№1. -С.119–125.

[14] Шульга Т.И. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений // Социальная психология и общество. -2011. -№1. -С.119–125.

[15] Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Социальная адаптация детей, воспитывающихся в условиях детского дома // Психологическая наука и образование. -2014. -Т.6. -№3. -С.125–135.

[16] Шульга Т.И. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений // Социальная психология и общество. -2011. -№1. С.119–125.

[17] Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Социальная адаптация детей, воспитывающихся в условиях детского дома // Психологическая наука и образование. -2014. -Т.6. -№3. -С.125–135.

[18]Довжик Л.М., Арчакова Т.О. Социализация выпускников детских домов // https://psypress.ru/articles/25184.shtml. - Дата обращения: 25.10.2014.

[19] Беганцова И. С. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 69-71.

[20] Молодёжь и молодёжная политика в России в контексте глобальных тенденций // Доклад о положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации. – М:Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по делам молодежи, 2015. -73с.

 

[21] Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В. Досуговая деятельность как проявление социальной активности// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. -№3. –С.14-20.

[22] Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 1-3.

[23] Попова А. С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 220-223.

[24] Калимуллина О. А. Досуг как сфера проявления и развития творческой направленности личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2014. -№26. –С.241-249

[25] Белов В.Г. Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. -№10. –С.8-12.

[26] Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 1-3.

[27] Попова А. С. Сфера досуга молодежи в современном мире [Текст] / А. С. Попова // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 220-223.

[28] Калимуллина О. А. Досуг как сфера проявления и развития творческой направленности личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2014. -№26. –С.241-249

[29] Дутова О.В. Социальная адаптация детей-сирот средствами социально-культурной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11677 (дата обращения: 09.11.2015).

 

[30] Конвенция ООН «О правах ребенка» от 26 января 1990 г.// СПС Консультант Плюс. -2015.

[31] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 124-ФЗ, 24 июля 1998 г. // СПС Консультант Плюс. -2015.

[32] Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон N273-ФЗ, 29.12.2012г. // СПС Консультант Плюс. – 2015.

[33] О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761// СПС Консультант Плюс. -2015.

[34] О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761// СПС Консультант Плюс. -2015.

[35] "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 // КонсультантПлюс. -2016.

[36] Отчёт директора Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1» г. Сыктывкара за 2013-2014гг.// https://dd1.ucoz.ru. –Дата обращения: 13.03.2016.

[37] Отчёт директора Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1» г. Сыктывкара за 2013-2014гг.// https://dd1.ucoz.ru. –Дата обращения: 13.03.2016.

[38] Положение о внеурочной деятельности:Приложение к приказу ГОУ «Детский дом-школа №1 им. А.А. Католикова» от 10.02.2014 г. № Д – 86/12 // https://ddkatolikova.ru. – Дата обращения: 14.03.2016.

[39] Положение о внеурочной деятельности:Приложение к приказу ГОУ «Детский дом-школа №1 им. А.А. Католикова» от 10.02.2014 г. № Д – 86/12 // https://ddkatolikova.ru. – Дата обращения: 14.03.2016.

[40] Беганцова И. С. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 69-71.

[41] Попова А. С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 220-223.

[42] Белов В.Г. Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. -№10. –С.8-12.

[43] Калимуллина О. А. Досуг как сфера проявления и развития творческой направленности личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2014. -№26. –С.241-249

[44] Бабосова Е. С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность // Социологический альманах. -2012. -№3. –С.336-342.

[45] Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 1-3.

[46] Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В. Досуговая деятельность как проявление социальной активности// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. -№3. –С.14-20.

 

[47] Бабосова Е. С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность // Социологический альманах. -2012. -№3. –С.336-342.

[48] Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В. Досуговая деятельность как проявление социальной активности// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. -№3. –С.14-20.

[49] Кожемякина О.А. Социальная адаптация подростков средствами культурно-досуговой деятельности // Мир науки, культуры, образования. -2011 -№ 1. –С.271-273.

[50] Белов В.Г. Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. -№10. –С.8-12.

[51] Дутова О.В. Социальная адаптация детей-сирот средствами социально-культурной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11677 (дата обращения: 09.11.2015).

[52] Дутова О.В. Социальная адаптация детей-сирот средствами социально-культурной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11677 (дата обращения: 09.11.2015).

[53] Дутова О.В. Социальная адаптация детей-сирот средствами социально-культурной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11677 (дата обращения: 09.11.2015).

[54] Абельбейсов В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы // Социосфера. -2011. -№1. -С.53–58.

[55] Астоянц М.С. Условия, механизмы и динамика эксклюзии социального сиротства (социокультурный контекст) // Отечественный журнал социальной работы. – 2010. – № 1. – С.60-65.

[56] Киселева Л.М. Проблема социализации выпускников детских домов и интернатов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2012. -№ 1. -С. 133.

[57] Беганцова И. С. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 69-71.

[58] Попова А. С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 220-223.

[59] Белов В.Г. Психологические особенности подростков с различной направленностью досуговой деятельности //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. -№10. –С.8-12.

[60] Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В. Досуговая деятельность как проявление социальной активности// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. -№3. –С.14-20.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: