ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТПИ – филиал ДГТУ)
Кафедра «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Культура устной и письменной речи»
На тему: “……………. ”
Выполнил (а):
студент __курса ОЗО
группа _____
ФИО________________
Проверил:
Доц.кафедры ГиЕН
Филиала ДГТУ в г.Таганроге
К.п.н Борисова А.А
Таганрог
2015год
Образец оформления листа «содержание» контрольной работы
(на примере темы «Культура устной и письменной речи»
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..
1. Задание 1………………………………………………………………………………..
2. Задание 2…………………………………………………………………………………..
3 Выводы……………………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………………………
Литература.…………………………………………………………………………………….
Цель, задачи и предмет дисциплины
Современного специалиста должны отмечать общая и профессиональная культура, выразителем которой является язык, «душа нации». В настоящее время, когда основное количество профессий составляют профессии речевые, когда общество строится на изобретении мыслей, выраженных в речи, самой надёжной рекомендацией для человека в его творческой деятельности и общественной жизни является высокая культура устной и письменной речи, знание родного языка и умение пользоваться его стилистическим многообразием.
Актуальный и общественно значимый курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня коммуникативной компетенции, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в данной речевой ситуации.
Основные задачи курса состоят в одновременном формировании у студентов трёх аспектов компетенции: нормативного (предполагающего знание литературных норм и умения использовать их в речи), коммуникативного (что связано с выбором языковых средств, выполняющих поставленные задачи общения), эстетического (его определяет соблюдение норм поведения, тактичность, деликатность).
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен уметь:
• ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет);
• адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;
• владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности, и в частности, уметь вести беседу, обмениваться информацией, давать оценку; вести дискуссию и участвовать в ней; выступать с докладами, предложениями, замечаниями; соблюдать правила речевого этикета;
• владеть профессионально значимыми письменными жанрами, уметь составлять официальные письма, служебные записки, рекламные объявления, редактировать написанное;
• грамотно в орфографическом и пунктуационном отношении оформлять письменные тексты на русском языке.
Для овладения этими умениями студент должен иметь представление:
• о сущности языка как универсальной знаковой системы, являющейся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений;
• о связи языка и общества, о роли языка в становлении личности;
• о формах речи (устной и письменной), об особенностях основных функциональных стилей;
• о речевой деятельности, её структуре; о речевом взаимодействии, основных единицах общения; о речевом этикете;
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи», формирующей у студентов навыки и умения, которые должен иметь будущий специалист для успешной работы и коммуникации в различных сферах, предусматривает соотношение часов, отводимых на лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельную работу.
Методические указания для выполнения контрольной работы
по дисциплине «Культура устной и письменной речи»
Методические требования к выполнению контрольной работы:
Контрольная работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.
Первая часть – теоретическая: раскрывается два вопроса, выбранный из предложенных тем контрольных заданий. Студенты, выбирают темы контрольной работы согласно номеру в списке группы.
Вторая часть - необходимо ответить на вопросы теста.
Требования к оформлению контрольной гласят, что все страницы работы должны быть в формате А4, набор осуществлен печатным способом. Текст располагается только с одной стороны одного листа. За стандарт принят шрифт написания 14 Times New Roman, интервал можно устанавливать полуторный.Оформление контрольной работы по госту требует использовать такие отступы: 20 мм снизу листа, 15 мм сверху, справа – не менее 10 мм, слева 30 мм.
1 Титульный лист
2Содержание
3 Задание 1
4 Задание 2 и т.д
5 Литература
ЗАДАНИЕ 1.
1. Предмет и задачи языковой экологи.
2. Науки о речи в эпоху массовой коммуникации.
3. Экологические проблемы современного русского языка.
4. Виды речевых правонарушений (вторжение в «экологию» языка, посягательство на язык как достояние духовной культуры нации и др.).
5. Виды норм.
6. Этический аспект лингвистики.
7. Коммуникативный аспект лингвистики.
8. Язык и культура.
9. Языковая картина мира; способы и параметры ее представления.
10. Языковая составляющая в мифе и ритуале.
11. Клише, штамп, стереотип.
12. Языковая личность и ее уровни.
13. Национально-культурная специфика построения дискурса.
14. Символ в лингвистическом аспекте.
15. Общая характеристика современной языковой ситуации.
16. Активные процессы в современной русской лексике, их социальная обусловленность.
17. Речевое поведение – «визитная карточка человека в обществе» (Т.Г.Винокур).
18. Языковой вкус и языковая мода, их роль в речевом поведении человека.
19. «Русский ассоциативный словарь» как способ представления современной языковой личности.
20. Языковая личность, ее уровни.
21. Лексикон и тезаурус современной языковой личности как важнейшие показатели речевого портрета современника.
22. «Русский ассоциативный словарь как способ представления современной языковой личности».
23. Лексика как открытая система. Основные направления динамических процессов в лексике (образование новых слов, расширение и трансформация значений, заимствования, продвижение жаргонной лексики в литературный язык).
24. Особенности современной разговорной речи.
25. Пользователь Интернет как языковая личность..
26. Условия функционирования естественного языка в Интернет-коммуникациях.
27. Специфика отбора языкового материала для использования в Интернет-коммуникациях.
28. Лексика разговорной речи в средствах интерактивного общения.
29. Аграмматизм в чатах. Нарушение синтаксических и пунктуационных норм.
30. Специфика семантических преобразований в речевом контексте.
31. Влияние на литературный язык территориальных диалектов.
32. Лексико-семантические различия «тайных языков» (языка сектантов, представителей уголовных объединений и др.).
33. Религионимы и их функции в современном русском языке.
34. Роль гендерной специфики в формировании речевого портрета.
35. Обновление фразеологических ресурсов русского языка.
36. Прецедентные тексты в современной речи.
37. Соотношение активного и пассивного словаря в лексиконе языковой личности.
38. Заимствованная лексика: прошлое и настоящее.
39. Иноязычная составляющая в современной отечественной рекламе.
40. Зоны риска и зоны выбора в лексиконе языковой личности
41. Культура речи и языковая норма. Нормы современного русского языка
42. Грамматическая норма (морфологическая, словообразовательная, синтаксическая)
43.Официально-деловой стиль. Научный стиль. Публицистический стиль
44.Лексическая норма и коммуникативные качества речи (точность, логичность, чистота, выразительность)
45.Речевая деятельность и речевое взаимодействие
46.Речевой этикет. Орфоэпическая норма. Нормы ударения
47.Функциональные стили современного русского языка.
48.Каковы основные функции языка.Что такое язык. Что такое речь.
ЗАДАНИЕ 2.
Указать предложения, в которых допущена ошибка при использовании глагольных форм: