Методические указания для выполнения контрольной работы




ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТПИ – филиал ДГТУ)

 

Кафедра «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Культура устной и письменной речи»

На тему: “……………. ”

 

Выполнил (а):

студент __курса ОЗО

группа _____

ФИО________________

 

Проверил:

Доц.кафедры ГиЕН

Филиала ДГТУ в г.Таганроге

К.п.н Борисова А.А

 

Таганрог

2015год

Образец оформления листа «содержание» контрольной работы

(на примере темы «Культура устной и письменной речи»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..

1. Задание 1………………………………………………………………………………..

2. Задание 2…………………………………………………………………………………..

3 Выводы……………………………………………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………………………

 

Литература.…………………………………………………………………………………….

 

 

 

 

Цель, задачи и предмет дисциплины

Современного специалиста должны отмечать общая и профессиональная культура, выразителем которой является язык, «душа нации». В настоящее время, когда основное количество профессий составляют профессии речевые, когда общество строится на изобретении мыслей, выраженных в речи, самой надёжной рекомендацией для человека в его творческой деятельности и общественной жизни является высокая культура устной и письменной речи, знание родного языка и умение пользоваться его стилистическим многообразием.

Актуальный и общественно значимый курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня коммуникативной компетенции, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в данной речевой ситуации.

Основные задачи курса состоят в одновременном формировании у студентов трёх аспектов компетенции: нормативного (предполагающего знание литературных норм и умения использовать их в речи), коммуникативного (что связано с выбором языковых средств, выполняющих поставленные задачи общения), эстетического (его определяет соблюдение норм поведения, тактичность, деликатность).

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен уметь:

• ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет);

• адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;

• владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности, и в частности, уметь вести беседу, обмениваться информацией, давать оценку; вести дискуссию и участвовать в ней; выступать с докладами, предложениями, замечаниями; соблюдать правила речевого этикета;

• владеть профессионально значимыми письменными жанрами, уметь составлять официальные письма, служебные записки, рекламные объявления, редактировать написанное;

• грамотно в орфографическом и пунктуационном отношении оформлять письменные тексты на русском языке.

Для овладения этими умениями студент должен иметь представление:

• о сущности языка как универсальной знаковой системы, являющейся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений;

• о связи языка и общества, о роли языка в становлении личности;

• о формах речи (устной и письменной), об особенностях основных функциональных стилей;

• о речевой деятельности, её структуре; о речевом взаимодействии, основных единицах общения; о речевом этикете;

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи», формирующей у студентов навыки и умения, которые должен иметь будущий специалист для успешной работы и коммуникации в различных сферах, предусматривает соотношение часов, отводимых на лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельную работу.

Методические указания для выполнения контрольной работы

по дисциплине «Культура устной и письменной речи»

Методические требования к выполнению контрольной работы:

Контрольная работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.

Первая часть – теоретическая: раскрывается два вопроса, выбранный из предложенных тем контрольных заданий. Студенты, выбирают темы контрольной работы согласно номеру в списке группы.

Вторая часть - необходимо ответить на вопросы теста.

Требования к оформлению контрольной гласят, что все страницы работы должны быть в формате А4, набор осуществлен печатным способом. Текст располагается только с одной стороны одного листа. За стандарт принят шрифт написания 14 Times New Roman, интервал можно устанавливать полуторный.Оформление контрольной работы по госту требует использовать такие отступы: 20 мм снизу листа, 15 мм сверху, справа – не менее 10 мм, слева 30 мм.

1 Титульный лист

2Содержание

3 Задание 1

4 Задание 2 и т.д

5 Литература

ЗАДАНИЕ 1.

 

1. Предмет и задачи языковой экологи.

2. Науки о речи в эпоху массовой коммуникации.

3. Экологические проблемы современного русского языка.

4. Виды речевых правонарушений (вторжение в «экологию» языка, посягательство на язык как достояние духовной культуры нации и др.).

5. Виды норм.

6. Этический аспект лингвистики.

7. Коммуникативный аспект лингвистики.

8. Язык и культура.

9. Языковая картина мира; способы и параметры ее представления.

10. Языковая составляющая в мифе и ритуале.

11. Клише, штамп, стереотип.

12. Языковая личность и ее уровни.

13. Национально-культурная специфика построения дискурса.

14. Символ в лингвистическом аспекте.

15. Общая характеристика современной языковой ситуации.

16. Активные процессы в современной русской лексике, их социальная обусловленность.

17. Речевое поведение – «визитная карточка человека в обществе» (Т.Г.Винокур).

18. Языковой вкус и языковая мода, их роль в речевом поведении человека.

19. «Русский ассоциативный словарь» как способ представления современной языковой личности.

20. Языковая личность, ее уровни.

21. Лексикон и тезаурус современной языковой личности как важнейшие показатели речевого портрета современника.

22. «Русский ассоциативный словарь как способ представления современной языковой личности».

23. Лексика как открытая система. Основные направления динамических процессов в лексике (образование новых слов, расширение и трансформация значений, заимствования, продвижение жаргонной лексики в литературный язык).

24. Особенности современной разговорной речи.

25. Пользователь Интернет как языковая личность..

26. Условия функционирования естественного языка в Интернет-коммуникациях.

27. Специфика отбора языкового материала для использования в Интернет-коммуникациях.

28. Лексика разговорной речи в средствах интерактивного общения.

29. Аграмматизм в чатах. Нарушение синтаксических и пунктуационных норм.

30. Специфика семантических преобразований в речевом контексте.

31. Влияние на литературный язык территориальных диалектов.

32. Лексико-семантические различия «тайных языков» (языка сектантов, представителей уголовных объединений и др.).

33. Религионимы и их функции в современном русском языке.

34. Роль гендерной специфики в формировании речевого портрета.

35. Обновление фразеологических ресурсов русского языка.

36. Прецедентные тексты в современной речи.

37. Соотношение активного и пассивного словаря в лексиконе языковой личности.

38. Заимствованная лексика: прошлое и настоящее.

39. Иноязычная составляющая в современной отечественной рекламе.

40. Зоны риска и зоны выбора в лексиконе языковой личности

41. Культура речи и языковая норма. Нормы современного русского языка

42. Грамматическая норма (морфологическая, словообразовательная, синтаксическая)

43.Официально-деловой стиль. Научный стиль. Публицистический стиль

44.Лексическая норма и коммуникативные качества речи (точность, логичность, чистота, выразительность)

45.Речевая деятельность и речевое взаимодействие

46.Речевой этикет. Орфоэпическая норма. Нормы ударения

47.Функциональные стили современного русского языка.

48.Каковы основные функции языка.Что такое язык. Что такое речь.

 

 

ЗАДАНИЕ 2.

Указать предложения, в которых допущена ошибка при использовании глагольных форм:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: