Изготовление и укладка обмоток из круглых проводов




Изготовление и укладка обмоток

При кап.ремонте, производится полная замена обмоток и изоляции ЭМ. Обмотки, изготовленные из круглого провода, и многовитковые обмотки, изготовленные из пря­моугольного провода небольшого сечения, не восста­навливают, а изготовляют вновь. Обмотки, изготовленные из прямоугольного провода большого сечения, используют повторно. Во всех случаях ремонта обмотки подлежит замене вся изоляция. Обмотку из круглого прово­да укладывают вручную.

Изготовление и укладка обмоток из круглых проводов

Нарезается и заготавливается изоляция, на­матываются катушечные группы (или фазы), изолируются пазы и в них укладываются проводники, распаиваются схемы и вывод­ные концы и формируются лобовые части обмотки.

Катушечные группы наматывают на автоматизированных станках, предваритель­но устанавливая программу намотки и размер шаблона. После окон­чания намотки станок останавливают, щеки шаблона сближают, ослабляя намотку, для облегчения съема катушек. При работе на неавтоматизированных станках используют неунифицированные шаблоны, рассчитанные для намотки катушек определенных разме­ров (рис. 10.1). Шаблоны позволяют наматывать равнокатушечную и концентрическую обмотки и имеют приспособление, позволяющее движением рукоятки ослабить намотку обмотки и свободно снять ее с шаблона.

При ремонте обмотки сохранить все ее параметры — шаг, число витков в пазу, диаметр провода по меди, геометричес­кую форму. Для однослойных обмоток это не представляет трудно­стей. Равнокатушечная и концентрическая обмотки имеют практи­чески одинаковую трудоемкость и одинаково удобны при укладке. В двухслойных обмотках изготовление и укладка равнокатушечной обмотки достаточно просты и несложны для понимания. Обмотки машинной намотки более сложны и трудоемки при ручном изго­товлении. Поэтому при ремонте возможно одно-двухслойные кон­центрические и двухслойные концентрические обмотки заменять на двухслойные равнокатушечные с сохранением диаметра прово­да и числа проводников в пазу. При этом производят расчет шага равнокатушечной обмотки и изменяют форму катушек.

Шаг равнокатушечной обмотки при пересчете двухслойной концентрической обмотки

где ун6 и у„м — шаг соответственно наибольшей и наименьшей катушек двухслойной концентрической обмотки.

 

 

Рис. 10.1. Шаблоны для намотки катушек к электродвигателям с высотой

оси вращения 56... 132 мм (а) и 160...355 мм (б):

/ — рама; 2 — каретка; 3 — сменные головки; 4 — кулачки; 5 — фиксатор; 6 —

ручка; 7 — направляющая; 8 — ступица; 9 — коромысло; 10 — алюминиевое

кольцо; // — текстолитовое кольцо; 12 — рычаг; 13 — диск

Шаг равнокатушечной обмотки при пересчете одно-, двухслой­ной концентрической обмотки

у=2(д+ 1), где q — число пазов на полюс и фазу.

Конструкция одно-, двухслойных концентрических обмоток та­кова, что укорочение шага в них зависит только от д.

Намотанные катушечные группы обмотки передают на рабо­чее место укладки. Укладку начинают с осмотра сердечника, в пазах которого не должно быть пыли и грязи, а отдельные листы сердечника не должны выступать в паз или распушаться, образуя ровные стенки пазов. В пазы устанавливают пазовую изоляцию, которую подгибают на краях, образовывая манжеты, препятству­ющие сдвигу ее при последующих операциях.

При укладке однослойных обмоток в пазы закладывают витки обеих сторон катушек. При укладке двухслойных обмоток в пазы закладывают стороны катушек, которые располагаются внизу паза, а вторые стороны, которые должны располагаться вверху паза, остаются неуложенными, так как в тех пазах, где они должны располагаться, нет еще нижних катушек. Число таких катушек будет равно шагу обмотки. Следующие катушки укладываются одной стороной вверх пазов, а другой вниз. Последними устанавливают верхние стороны первых катушек.

Порядок «всыпания» витков в пазы показан на рис. 10.2. В изо­лированный паз устанавливают технологические прокладки 1 и через них заводят проводники. После всыпания определенного ко­личества витков их уплотняют подбойкой 2. При укладке двух­слойных обмоток после заведения нижней катушки устанавлива­ют изоляционную прокладку 3. После укладки всех проводников их уплотняют, подгибают края изоляции 4, устанавливают про­кладку под клин и с торца забивают клин 5. Проводники в пазу всегда должны располагаться плотно. Если они размещены сво­бодно (катушки легко сдвинуть рукой), под клин устанавливают дополнительные прокладки. После укладки катушек производят сборку, пайку, изолирование и увязку схемы и лобовых частей. Перед отправкой на испытания и пропитку лобовым частям при­дают окончательную форму, для чего их обстукивают молотком через текстолитовую прокладку. Форму и размеры лобовых частей проверяют шаблоном. При всех дальнейших операциях запреща­ется что-либо делать с обмоткой.

 
 

Выбирая провод и изоляцию, всегда следует помнить, что с повышением коэффициента заполнения паза (рекомендуется не превышать его значение более 0,72...0,74) увеличивается трудо­емкость укладки и снижается надежность машины. Ремонтируя асин­хронные электродвигатели первой и второй серии и используя со­временные провода с более тонкой изоляцией и пазовую изоля­цию с меньшей толщиной и, как правило, более высокого качества, при укладке получают очень низкий коэффициент заполнения паза. Необходимо установить дополнительные прокладки. При этом возможно использование проводов большего диаметра. При ремонте четвертой серии асинхронных электродвигателей или серии АИ часто используют более толстую изоляцию, чем установлена в ма­шинах. Поэтому трудоемкость ремонта машин последних серий более высокая и требует высокой квалификации рабочих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: