Курс лекций
ПО УЧЕБНОЙ МОДУЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение в малом бизнесе»
Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»
Квалификация выпускника: Бакалавр
Форма обучения – очная, заочная
ТЕМА 1. CУБЪЕКТЫМАЛОГО БИЗНЕСА
1.Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 369-ФЗ) в РФ к категории субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:
1. Потребительские кооперативы и коммерческие организации, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий.
2. Индивидуальные предприниматели (ИП) внесены в единый государственный реестр индивидуального предпринимательства и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридических лиц.
3. Крестьянские фермерские хозяйства.
4. Субъекты малого бизнеса, созданные на базе научных и образовательных учреждений, занимающиеся практическим применением результатов интеллектуальной деятельности.
Вышеперечисленные субъекты должны отвечать следующим требованиям:
1. Доля участия государства, иностранных юридических и физических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, в уставном капитале предприятия малого бизнеса не должна превышать 25%.
2. Доля участия юридического лица не являющегося субъектом малого бизнеса в уставном капитале не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, база данных, изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям таких обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям, либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования.
|
3. Средняя численность работников за предыдущий календарный год не должна превышать следующее предельное значение средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) для микропредприятия - до 15 человек.
б) для малого - 15-100 человек;
в) для среднего предпринимательства - 101-250 человек;
4. Выручка от реализации товаров, работ, услуг без НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельное значение, установленное правительством РФ для каждой категории малого и среднего предпринимательства.
Размер выручки установлен Постановлением Правительства РФ № 101 от 09 февраля 2013 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров, работ, услуг для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Предельное значение выручки без НДС:
- для микропредприятия – 120 млн. руб.;
|
- для малых предприятий– 800 млн. руб.;
- для средних предприятий– 2 млрд. руб.
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием:
- численность;
- выручка;
- стоимость активов.
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если значение критериев выше или ниже предельного значения в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные ИП и крестьянские фермерские хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки или стоимости активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышает предельных значений.
2. Порядок определения среднесписочной численности работников субъектов малого бизнеса
Среднесписочная численность работников микропредприятия, предприятия малого и среднего бизнеса определяется с учетом всех его работников, в том числе работающим по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных в предприятии малого бизнеса.
Порядок определения среднесписочной численности работников утвержден Приказом Росстата от 9 января 2014 года № 1 «Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ - «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».
|
Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и делением полученной суммы на 12.
Среднесписочная численность работников за месяц равна сумме среднесписочной численности работников за каждый календарный день месяца с 1 по 30 или 31 число, включая праздничные и выходные дни, деленной на число календарных дней месяца.
Численность работников списочного состава за выходной (или праздничный день) принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных и праздничных дней этот порядок не изменяется.
Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращением трудового договора.
Численность работников за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени (ф.№Т-12 или ф.№Т-13).
ТЕМА 2. ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1. Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета в бухгалтерской и налоговой отчетности
В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, соблюдение законодательства при выполнении операций несет руководитель.
Руководитель предприятия малого бизнеса может в зависимости от объема учетной работы:
1. Создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, под руководством главного бухгалтера.
2. Ввести в штат должность бухгалтера.
3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета бухгалтеру-специалисту.
4. Вести бухгалтерский учет лично.
1.1 Административная ответственность
В соответствии со статьей 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КОАП) (в ред.от 10.01.14), грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2-3 тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимают:
1. искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 %
2. искажение любой статьи бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %.
1.2 Ответственность в соответствии с налоговым законодательством
В первой части НК РФ определены меры взыскания за нарушение налогового законодательства.
В соответствии со статьей 119 НК РФ (ред. от 01.01.2014) непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате по этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков:
- налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
- налогоплательщиками, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
В соответствии со статьей 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объекта налогообложения в течение одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. За те же действия, если они совершены в течение более одного налогового периода, взыскивается штраф в размере 30 тысяч рублей. Если те же действия повлекли занижение налоговой базы, то взыскивается штраф в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объекта налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (2 раза и более), несвоевременное или неправомерное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов, финансовых вложений налогоплательщика.
Ст.122.НК РФ часть1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). А эти же действия, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).
Ст.123 НК РФ Часть1.Неправомерное не перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
1.3 Уголовная ответственность
Ст.199 УК РФ 1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере и неисполнение обязанностей налогового агента (ст 199.1)
- наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,
либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
либо арестом на срок до шести месяцев,
либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет,
либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечания. 1. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом, либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Меры реализации государственной политики развития малого и среднего предпринимательства в области бухгалтерского учета
В соответствии со ст. 7. Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011N 401-ФЗ) федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены следующие меры в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество.
В соответствии со ст. 5. Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011г. общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов РФ и саморегулируемым организациям (СРО).
Министерство финансов РФ утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
1) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
2) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
3) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
4) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях предусматривается упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.
В связи с этим приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н были утверждены «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», которые применяются в части не противоречащей современным нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации, а в 2012 году Министерство финансов РФ опубликовало Информацию №ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»
3. Порядок осуществления учета субъектами
малого бизнеса
Предприятия малого бизнеса – юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет независимо от применяемой системы налогообложения.
Малые предприятия и в том числе микропредприятия, ведут учет и составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» и Информации Министерства финансов РФ №ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»
Средние предприятия [ выручка 1млрд. руб., численность 101-250 чел ] ведут бухгалтерский учет в общепринятом порядке.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ могут не вести бухгалтерский учет (а могут и вести, если хотят хотя и не обязаны):
1. Индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах они ведут учет доходов, или доходов и расходов и иных объектов налогообложения в соответствии с приказом Минфина РФ N 86н и Министерства по налогам и сборам РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»(в ред.от17.05.2012г.)
2. Индивидуальные предприниматели, которые применяют упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход ведут учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством РФ и в соответствии с приказом Минфина РФ от 22 октября 2012 г. N 135н «Об утверждении форм книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и порядков их заполнения».
3. Индивидуальные предприниматели – крестьянские (фермерские) хозяйства ведут учет доходов и расходов в соответствии с приказом Минфина РФ от 11 декабря 2006 г. N 169н «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения».
4. Организация документооборота и формы
бухгалтерского учета, применяемые предприятиями малого бизнеса.
Предприятия малого бизнеса ведут бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, а также «Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» и Информации Министерства финансов РФ №ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»
Принятая предприятием малого бизнеса учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 8. Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ учетная политика это совокупность способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом.
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
При этом утверждаются:
1.рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2.формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Формы первичных учетных документов в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ должны иметь обязательные реквизиты:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.;
3.порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
4.правила документооборота и технология обработки учетной информации;
5.порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
6. Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.
Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:
1) наименование регистра;
2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;
3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.
При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
1.единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
2.взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
3.сплошного отражения всех фактов хозяйственной деятельности в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
4.накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
5.Особенности организации упрощенной
системы бухгалтерского учета
Особенности организации упрощенной системы бухгалтерского учета рассматриваются в «Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», утвержденных приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н и в Информации Министерства финансов РФ №ПЗ-3/2012(дата не указана) «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»
При организации бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности, т.е. его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации. (Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6).
Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.
(Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 19; Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, пункт 12; Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, пункт 18).
Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008.
(Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. N 116н, пункт 2.1).
Субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета.
(Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, пункт 15).
Субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета.
(Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/07), утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, пункт 17).
Субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете.
(Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/07), утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, пункт 22).
Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен.
(Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" (ПБУ 19/02), утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н, пункт 19; Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6).
Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.).
(Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/01), утвержденное приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 167н, пункт 3).
Субъект малого предпринимательства может принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
(Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, пункт 9).
Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать все расходы по займам прочими расходами.
(Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н, пункт 7).
Субъект малого предпринимательства может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты.
(Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н, пункт 2).
6. Рекомендации по применению рабочего плана счетов
субъектами малого предпринимательства
Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (Приложение1).
Субъект малого предпринимательства может использовать для учета:
1.производственных запасов счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»);
2. для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) счет 20 «Основное производство» и 44 «Расходы на продажу» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);
3. для учета готовой продукции и товаров счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);
4. для учета дебиторской и кредиторской задолженности счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).
(Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 2 и 3).
5. для учета денежных средств в банках счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);
6. для учета капитала счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал");
7.для учета финансовых результатов счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки").
(Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6).
7.Упрощенные формы бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
1. Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (форма №К-1) (приложение 1 «Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»). Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.
2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг).
(Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 4.1 и 4.2).
Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых приведены в приложениях к Типовым рекомендациям: