Классификация принципов воспитания(общепринятые,современные)




ТЕМА 6.1.СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Понятие и функции воспитательного процесса

Воспитательный процесс - часть целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне. Под целью воспитания в педагогике принято понимать конечный результат формирования личности, идеальный образ. По уровню цели могут быть: государственные; семейные; внешкольные.

Цель воспитательного процесса - всестороннее и гармоничное развитие, создание условий, оказание педагогической поддержки во всестороннем развитии личности ребенка.

Воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Функции воспитательного процесса:

1. Аналитическая – изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.

2. Диагностическая – выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.

3. Прогностическая–целепологание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.

4. Проектировочная – разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.

5. Организаторская – формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.

6. Контрольно-оценочная – выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.

Понятие «Принципы воспитания»

Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Классификация принципов воспитания(общепринятые,современные)

Принцип непрерывного общего и профессионального развития. Является основным в системе гуманистических принципов. Закономерность принципа: чем гармоничнее социально-нравственное, общекультурное и профессиональное развитие индивида, тем более творческим и свободным становится человек в осуществлении культурно-гуманистической функции.

1. Принцип природосообразности воспитания. Основывается на закономерности, которая связана с центрацией воспитательного процесса на развитие личности.

2. Принцип культуросообразности воспитания. Основывается на закономерности: развитие личности в соответствии с общечеловеческой культурой определяется ценностными основаниями воспитания.

3. Принцип деятельностного подхода. Культура способствует развитию личности если она побуждает и активизирует ее к деятельности. Чем продуктивнее и разнообразнее деятельность, значимая для личности, тем эффективнее проходит овладение культурой (общечеловеческой и профессиональной).

4. Принцип личностного подхода. Процесс социально-нравственного развития приобретает оптимальный характер, когда воспитанник является субъектом воспитания. Принцип основан на закономерности, обуславливающей единство в реализации личностного и деятельностного подходов.

5. Принцип диалогического (полисубъектного) подхода. Указывает на то, что гармоничное развитие личности возможно только в условиях равноправного учебного сотрудничества.

6. Принцип персонализации педагогического взаимодействия. Принцип требует адекватного включения в педагогический процесс личностного опыта (эмоций, переживаний, чувств, соответствующих им поступков и действий), а также отказа от ролевых масок.

7. Принцип индивидуально-творческого подхода. Основан на закономерности, предопределяющей, что саморазвитие личности зависит от уровня творческой направленности и индивидуализации воспитательного процесса.

8. Принцип профессионально-этической взаимоответственности. Основывается на закономерности: готовность участников педпроцесса принять на себя заботы о будущем нашего общества, о судьбах людей предполагает гуманистический образ жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: