Высшие органы власти и управления




Процесс формирования сословного слоя феодального общества Руси начался с конца XVI в. со времен Киевской Руси и завершился к концу XVII в. Сословия – это большие социальные группы (или слои населения), которые отличаются друг от друга совокупностью прав и обязанностей (владение землей, передача имущества по наследству, обязанности по уплате податей и налогов, служба в армии, ответ по суду за правонарушения и т.д.). иногда из одного сословия могло образоваться несколько. Так из городского (посадского) населения выделились буржуазия, рабочий класс и различная интеллигенция. Таким образом, со временем каждое сословие стало отличаться своими особыми правами, привилегиями, повинностями и обязанностями.

 

Великий Государь (князь, царь, самодержец)

 

На самом верху иерархической государственной сословной лестницы стоял великий Государь – князь, царь. Однозначно о власти царя говорить сложно, т.к. это целиком зависело от воли, характера и нравов каждого конкретного правителя. Недаром почти все они заслужили в истории прозвища (Грозный, Тишайший, собиратель земель, денежная сума и т.д.)

Принятие церковного титула укрепляло авторитет центральной власти, ставило царя в один ряд с могущественными государями Западной Европы и Востока. Царская власть всегда передавалась строго по наследству – по старшинству сыновей. Если наследник был малолетним, ему по распределению патриархата назначался опекун. Опекуном мог быть только ближайший родственник из царской семьи.

Великий Государь на власть непременно венчался в Успенском соборе Московского кремля. Он имел особые атрибуты царской власти: величественный трон, царскую золотую корону, усыпанную драгоценными камнями, скипетр, державу. Одеяние царя отличалось роскошью, расшивалось золотой канителью. Государь единолично распоряжался царской казной, имел право казнить и миловать, издавать указы, объявлять войну соседним государствам. Армия государства подчинялась напрямую царю.

Великокняжеским двором управлял дворецкий. Подавать на стол яства и вино обязан был кравчий. Оружничий ведал военными доспехами, ему же подчинялись все оружейники. Чуть ниже шли сокольничие, ясельничие, постельничие, ловчие (руководившие царской охотой). На всех этих должностях служили менее знатные бояре.

Со временем единоличное княжеское правление утратило свою силу, и царь вынужден был править совместно с Боярской думой, Земским собором.

Со времен киевских князей при дворе царили зависть, коварство, интриги, в борьбу за власть шли все средства: обман, отравления, убийства, заточения в монастырь на всю жизнь.

Возрастающую власть самодержавного монарха отразило Соборное Уложение 1649 г. Уложение устанавливало жесткую кару за преступления против царя, его чести, достоинства, здоровья. Жестоко наказывались все преступления, совершенные на территории царского Дворца. Так впервые появилось выражение «государственное преступление». Смертной казнью карались все умыслы против царя и государства (восстания, заговоры, измена).

А в XVII в. появились уже именные указы, только от имени царя, без участия Боярской думы. А в 1655 г. царь Алексей Михайлович учредил Приказ тайных дел, где решались государственные вопросы без участия боярской думы.

Так к XVII в. происходило усиление власти и авторитета царя, а политическая власть бояр уменьшалась. И, наконец, при Петре I произошел переход от одной формы государства к другой: от сословной монархии к самодержавию.

 

Первые центральные органы Руси

 

Прообразом первого центрального органа стала государева казна (канцелярия). У нее был большой штат дьяков. Казначеи ведали финансовыми вопросами. Был в штате канцелярии печатник-хранитель государевой печати. Службой связи - почтой ведали дьяки.

 

Правящий класс

 

Правящий класс Руси четко делился на феодальную аристократию – бояр и служилое сословие – дворян, между которыми постоянно шла борьба за земли.

Бояре владели вотчинами и наследственной собственностью. Экономической базой дворян было поместное землевладение. Поместье дворянам давалось на определенный срок, с условием, что дворянин будет состоять на государственной службе. У бояр были большие, обширные владения, а поместные дачи у дворян – небольшие. Помещики неоднократно обращались к государю с просьбами (челобитные) то перераспределении земель, даже в 1551 г. предлагали отнять часть земель у церкви. Судебник 1497 г. защитил границы феодальной земельной собственности. А Соборное Уложение 1649 г. прямо указало, что владеть землей могут только служилые люди (дворяне).

Думные дворяне состояли в Боярской думе. Только из их числа назначались воеводы во время войн, начальники приказов. Они же служили воинами в дворянском конном ополчении, в гарнизонах пограничных крепостей. Все они имели право судить своих крестьян, за исключением крупных политических и уголовных дел. Эти дела разбирались уже в государственных судах. Законодательство Руси защищало жизнь, честь, имущество феодалов суровыми наказаниями.

Беззаботная и разорительная жизнь бояр и помещиков требовала все больше и больше денег. Они увеличивали оброк с крестьян, переводили их на барщину.

 

Духовенство

Церковь всегда занимала на Руси значимое место в управлении государством. Высшим ее органом был митрополит Москвы, а в 1589 г. он стал называться патриархом всея Руси. Он избирался поместным собором и утверждался царем.

Духовенство было освобождено от несения государственной службы, от повинностей, от налогов. У церкви был свой суд, в котором судились все духовенство и зависимое от церкви население. Но дела по государственной измене, душегубстве, разбое по-прежнему вершил государственный суд. А такие дела, как развод в семье, преступления против нравственности рассматривал церковный суд над всеми светскими людьми.

Духовенство делилось на белое (приходские попы, дьяки, пономари) и черное (монахи, жившие в монастырях). Попы, дьяки могли жениться единственный раз в жизни. А монахам было запрещено иметь семью, чтобы не делить, не дробить земельные угодья монастырских земель. В XVI в. 1/3 всех земель с населением на Руси принадлежала духовенству, чем были очень недовольны бояре.

Соборное Уложение 1649 г. во многом лишило церковь ее богатств. Так, оно запретило боярам передавать свои земли монастырям «на помин души». А в 1584 г. церкви вообще запретили духовенству приобретать землю, но оставили им ранее приобретенные вотчины от бояр (купленные или подаренные).

Это же Соборное Уложение диктовало правила о подсудности духовенства в общем порядке. Льготы сохранялись только за самим патриархом и его служащими. Духовенство было очень недовольно этим Уложением. Архимандрит Никон назвал его «дьявольским законом», не признавал его и просил Государя отменить его. Этот монастырский приказ был упразднен только после смерти Никона.

 

Местничество

Военные чины, управленцы уездами, воеводы назначались не по своим деловым качествам, не по таланту, а «по породе». Высшие должности в государстве занимали только потомки богатых и состоятельных князей. Чуть ниже в управленческой лестнице располагались потомки удельных князей, еще ниже – мелкие удельные князья, обедневшие бояре.

Эта порочная система мешала выдвижению на ответственные государственные посты умных, деловых, способных людей. В борьбе за высшую ступень бояре нередко клеветали друг на друга, писали доносы, кляузы, челобитные царю. Такой способ назначения на высшие посты нанес большой ущерб стране и был отменен лишь в XVII в.

 

Боярская дума

 

Высшая власть в Российском государстве осуществлялась великим князем вместе с Боярской думой. Великий князь сам назначал бояр в Думу на высшие государственные должности. По сути своей Дума являлась сословным органом княжеско-боярской аристократии. Бояре занимали ключевые посты в центральном и местном аппарате. Они решали наиболее значительные судебные споры феодалов.

Все важнейшие внешнеполитические дела рассматривались великим князем вместе с боярами. Думные должности занимали самые знаменитые и богатые аристократические фамилии бояр.

Все великие князья, а затем и цари в своей властной политике опирались на крупных бояр, владельцев крупных вотчин – на тех, кто был в силу своего богатства способен выставить на случай войны собственные вооруженные силы. Делопроизводство в Думе вели Думные дьяки.

Дума утвердила Судебник 1497 г. и Судебники 1550 и 1589 гг., указы о беглых крестьянах, о кабальном холопстве, новые налоги. Дума надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии, по земельным делам, вела переговоры с иностранными послами.

Большой урон в государственном управлении наносил порядок назначения на думные должности по принципу местничества, т.е. положением феодала на сословно-иерархической лестнице, от знатности его рода, от его происхождения. Нередко в Думу попадали только потому, что предки его когда-то служили при великокняжеском дворе.

Часто в Думе заседали престарелые, глуховатые, подслеповатые старики-феодалы и попросту засыпали на заседаниях Думы. Самостоятельность Боярской Думы во многом пошатнулась, когда в 1550 г. был издан новый «Судебник», по которому к правосудию привлекались представители посадского населения, черносошные крестьяне. Появилась бюрократия (судьи приказов, воевод, дьяков). А после появления именных указов царя (без участия Думы) стремительно пошел процесс возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области верховного управления.

Заседания Думы проходили в Кремле или в Александровской Слободе. Во время правления Ивана 1V опричнина (1565-1584 гг.) вела борьбу против пережитков феодальной разобщенности, на подрыв мощи. После смерти Ивана Грозного к власти пришел Василий Шуйский (1606-1610 гг.) и создал еще отдельную Думу в тушинском лагере. А после свержения Василия Шуйского к власти пришла Дума из 7 бояр, как современники называли ее «семибоярщина».

Боярская Дума просуществовала весь 17 в., хотя ее значение сильно упало.

 

Земские соборы

 

Земский собор – это орган, пришедший на смену вечу.

Земские соборы созывались царями лишь в случае необходимости.

На земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы.

Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии.

Земские соборы укрепляли власть монарха, в своих решениях поддерживали его, служили орудием укрепления самодержавия.

Первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Тогда началось проведение крупных реформ.

Земской Собор состоял из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую – воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.

Вводилось земское самоуправление. Земской собор дал толчок ликвидации боярского, наместничьего «самовластия», произвола.

В 1551 г. состоялся церковный собор, выпустивший сборник своих постановлений – Стоглав.

Особенность Земского Собора 1565 г. заключается в том, что он собрался по инициативе сословий, в отсутствии царя.

В 1565 г. задачей Земского Собора было исключить возможность волнений. Инициативу этого взяли на себя представители господствующего класса феодалов и новая социальная сила – купцы и посадские верхи.

В январе 1565 г. Земской Собор в Москве действует не как совещание при царе, а как орган, ведущий переговоры с царем.

Собор, собравшийся в январе 1613 г., был единственным земским собором, на котором присутствовали представители стрельцов, казаков и даже черносошных крестьян.

Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов (1645 г.) и дней (1642 г.) до нескольких месяцев (1648-1649 гг.) и даже лет (1613-1615, 1615-1619, 1620-1622 гг.).

Решения земских соборов оформлялись в соборный акт – протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.

С 60-х годов 17 в. земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания.

Значение и характеры земских соборов были различны в разные эпохи. Большинство соборов носило лишь совещательный и осведомительный характер; выборные люди излагали правительству свои «пожелания» и затем предоставляли решение вопроса царю.

Соборы принимали решение о введении новых налогов, без которых слабое правительство не могло бы восстановить военную силу и административную организацию государства.

Земские соборы в России как орган сословного представительства не стали законодательным учреждением в полном смысле слова. Лишь иногда земской собор составлял приговор, который имел силу закона, и только в том случае, если в его работе принимала участие Боярская Дума во главе с царем.

Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии страны как демократического государства.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: