При внутреннем наборе наиболее часто используются следующие подходы к выявлению подходящих кандидатов:
- выявление наиболее подходящих кандидатов из числа работающих на основании формальных характеристик (образование, профессия, стаж работы, возраст, пол и др.);
- формирование резерва персонала, из рядов которого впоследствии могут быть отобраны потенциальные кандидаты, соответствующие основным требованиям работы на вакантной должности. Организация обучения резерва персонала, контроль рабочих показателей резервистов, их отношение к работе и к организации - это источники важной информации о перспективных кандидатах на руководящие посты;
- организация конкурсов на замещение вакантных должностей и информирование об имеющихся вакансиях и условиях участия в конкурсе работников предприятия;
Работа по поиску подходящих людей начинается на базе заранее сформулированный требований к кандидатам, основанных на уже существующих должностных инструкциям и требованиях к должности.
Отдел персонала ОАО "Мортехсервис" предпочитает проводить набор для целей замещения вакансий работников офиса внутри организации. Связано это с тем, что продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и на этом этапе руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора.
Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.
Преимущества внутреннего набора перед внешним в следующем:
|
При заполнении вакансий за счет людей, уже работающих в фирме, на рабочее место попадают люди, которые хорошо знают организацию и тех, кто в ней работает, что повышает вероятность их успешной работы в новой должности за счет более легкой адаптации к условиям работы или к новой должности.
Такая политика повышает лояльность персонала и стимулирует их к большей отдаче в работе.
Анализ представленных выше методов подбора кандидатов позволяют сделать простой, но исключительно важный вывод - не существует одного оптимального метода, поэтому отдел персонала ОАО "Мортехсервис" старается владеть всем набором приемов для привлечения кандидатов на должность.
Поэтому, в повседневной работе отдел персонала ОАО "Мортехсервис" руководствуется тремя основными правилами:
- Форма набора зависит от потребности в персонале;
- Сначала проводит поиск кандидатов внутри фирмы;
- И использует по меньшей мере два метода привлечения кандидатов со стороны.
Преимуществом внутреннего набора перед внешним является его дешевизна. Но в то же время, выбор ограничен числом сотрудников организации, среди которых может не оказаться необходимых людей – это, пожалуй, главный недостаток внутреннего набора. Однако рассмотрим подробнее все преимущества и недостатки как внешнего и так и внутреннего набора, которые представлены в таблице 1[13].
Таблица 1. Преимущества и недостатки внешнего и внутреннего набора | ||
Тип | Преимущества | Недостатки |
набора | ||
Внутренний | Улучшает моральный | |
дух у работников, по- | ||
лучивших повышение | ||
Повышает моральный | Вызывает проблемы у | |
дух у персонала, кото- | тех работников, которых | |
рый видит для себя | обошли с повышением | |
возможности повыше- | ||
ния по службе | ||
Дает возможность руко- | Может оголить отдель- | |
водству лучше оценить | ный участок работы, | |
способности "внутрен- | когда забирают челове- | |
них" претендентов | ка из одного подразде- | |
ления, чтобы заполнить | ||
вакансию в другом | ||
Требует меньших за | ||
трат, чем внешний | ||
Внешний | Вносит "свежую кровь"и | У новых работников мо- |
новые идеи в компанию | гут возникать трудности | |
при адаптации к культу- | ||
ре, сложившейся в ор- | ||
ганизации, и к стилю | ||
управления | ||
Дает возможность рабо- | Могут возникнуть психо- | |
тодателю увидеть,как | логические проблемы, | |
обстоят дела вне ком- | из-за того, что работни- | |
пании | ки понимают, что у них | |
нет перспектив повыше- | ||
ния в должности | ||
Иногда это дешевле, | Вхождение в новую | |
чем обучать или пере- | должность для работни- | |
обучать уже имеющихся | ков, нанятых со сторо- | |
работников | ны, может потребовать | |
больше времени, чем | ||
для "своих". | ||
Выступает как форма | Период вхождения в | |
рекламы для компании | новую должность чреват- | |
снижением производи- | ||
тельности |
|
|
Идеальным случаем следует считать ситуацию, когда ответ на вопрос, каким образом сочетать внешний и внутренний набор при заполнении вакансий дает разработанная, одобренная руководством и письменно зафиксированная политика компании в сфере управления персоналом.
Основной проблемой, стоящей перед разными организациями, в том числе и ОАО "Мортехсервис" при проведении как внешнего, так и внутреннего набора, остается проблема критериев набора. На основании каких критериев оценивать кандидатов? Какой человек нужен компании: высококлассный специалист или хороший руководитель? Или то и другое вместе? Или это должен быть просто исполнительный и добросовестный человек без очень высоких требований к квалификации?
Критерии набора.
Для эффективного набора первостепенное значение имеет определение критериев, на основании которых будет приниматься решение о преимуществах соискателей.
Что такое критерии набора, легче всего пояснить на конкретном примере. Рассмотрим объявление отдела персонала ОАО "Мортехсервис", взятое из газеты:
"В ОАО "Мортехсервис" требуется рабочий-ремонтник, мужчина в возрасте до 40 лет, образование не ниже среднего специального, опыт работы обязателен".
Для набора по данной профессии отдел персонала использует ряд критериев: возраст, образование, опыт. Организация, таким образом, отсекает тех претендентов, которые не соответствуют установленным критериям: лица, не соответствующие всем требованиям, рассматриваться в качестве кандидатов не будут.
При установлении критериев набора должны быть соблюдены следующие требования[14]:
• валидность
• полнота
• надежность
• необходимость и достаточность критериев
Валидность критериев набора. Валидность критериев означает, что критерии набора должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую производится набор. Если при наборе используются критерии, обладающие низкой валидностью, то это может явиться источником ошибок. К примеру, если производить набор на должность секретаря на основании внешних данных, то будет неудивительно, если в ряде случаев такие секретари не будут справляться со своей работой, Привлекательная внешность сама по себе не гарантирует наличия способностей или навыков, необходимых для хорошего выполнения работы. Конечно, принятый на работу может оказаться отличным работником, но это скорее будет случайностью или везением, а не результатом целенаправленного поиска и набора.
Полнота критериев. Требование полноты критериев, используемых при наборе, означает, что они должны учитывать все ключевые характеристики, важные для успешной работы в данной должности Неполнота критериев набора может при вести к тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по некоторым важным рабочим показателям. Например, если при наборе руководителя отдела опираться только на опыт и профессиональные знания кандидата, не учитывая его деловых качеств и умения работать с людьми, то есть опасность назначить на руководящую должность человека, который не сможет работать с подчиненными и добиваться от них необходимого уровня результативности и сотрудничества.
Надежность критериев. Набор на основании установленных критериев должен обеспечивать точность и устойчивость результатов. Результаты, полученные в ходе набора, не должны быть случайными.
Необходимость и достаточность критериев. Не следует перегружать процесс поиска кандидатов и излишне сокращать число возможных кандидатов, беря за основу критерии, которые не являются необходимыми или обязательными для успешной работы в должности.
Установление критериев набора. Существует несколько основных методов определения критериев набора:
1. Проведение обследования всех поступающих на работу по данной специальности (без предварительного набора) с использованием батареи медико-психологических методов. Через несколько месяцев, на основании сравнительного анализа рабочих показателей новых сотрудников устанавливаются показатели, по которым различаются успешные и неуспешные работники. Эти показатели берутся за основу при установлении критериев, способных прогнозировать профессиональную успешность. Впоследствии эти критерии используют в ходе набора на соответствующие должности.
2. Выделение среди работников определенной специальности группы успешных и группы неуспешных (например, выполняющих установленную норму выработки и не справляющиеся с ней). Медико-психологическое обследование позволяет установить показатели, по которым существуют достоверные различия между сравниваемыми группами. Эти показатели и выступают впоследствии в качестве критериев набора.
3. Анализ должностных инструкций и требований к должности позволяют определить важнейшие критериальные показатели, необходимые для успешной работы в данной должности.
Отбор персонала
Отбор персонала – основной этап в процессе формирования фирмы персоналом. На этом этапе формирования персонала руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. Естественно, выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения данной работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляет наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания человеческих отношений, опыт руководящей работы. Эффективный отбор кандидатов представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов.
Отбор персонала нельзя осуществлять, лишь ориентируясь на какой - то один признак или решение одной задачи. Отбор работников, отвечающих по своим профессиональным, деловым и личностным качествам требованиям организации, требует комплексного подхода. Отдел персонала ОАО "Мортехсервис" в рамках данного подхода к найму персонала должен решить следующие задачи:
* четко представлять, что представляет собой должность, которая должна быть заполнена;
* определить личностные и деловые качества, необходимые для эффективного выполнения данной работы;
* найти возможные источники и методы отбора подходящих кандидатов;
* определить какие методы позволят лучше всего оценить пригодность кандидатов для необходимой работы;
* обеспечить введение нового работника в должность и в организацию.
Далее отдел персонала проводит анализ работы персонала, который является центральным пунктом планируемого комплексного подхода, позволяющего получить должностную инструкцию и определение требование должности. Должностная инструкция определяет основное содержание работы, которая должна выполняться работником, занимающим данную должностную позицию. Требования к должности в дополнение к должностной инструкции указывают на то, какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно выполнять работу: опыт и навыки, физические характеристики, состояние здоровья, внешность, мотивация, интеллектуальные способности, формальные характеристики, а также другие специальные требования. Для работников ремонтного цеха – это, кроме всего прочего, аккуратность, ответственность и порядочность.
Конечно, вряд ли можно найти идеального или абсолютно подходящего кандидата. Поэтому требования к должности должны быть реалистичными и допускать определенную степень гибкости. Для выявления степени соответствия кандидата предлагаемой должности, применяются специальные методы сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе. К этим методам относятся испытания и собеседования, и они являются первым этапом процесса отбора рабочего и любого другого персонала.
Поведенческие науки разработали много видов различных испытаний, которые помогают предсказать, насколько эффективно сможет кандидат выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение способности выполнения поставленных задач, связанных именно с предполагаемой работой. Другой вид испытаний, например, в форме деловой игры, предусматривает оценку психологических характеристик, таких как уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к деталям. Для того чтобы такие испытания были бы полезными для отбора кандидатов, требуется значимая корреляция между высокими оценками, набираемыми в ходе испытаний, и фактическими показателями работы. В конце отдел персонала дает оценку своим испытаниям и определяет, действительно ли люди, хорошо справляющиеся с испытаниями, оказываются более эффективными работниками, чем те, которые набирают меньшее количество баллов.
Другим способом испытаний являются персональные анкеты, специально разработанные отделом персонала с учетом специфики рабочего персонала. Хотя они и не относятся к истинным средствам определения способностей или психологических характеристик, однако они тоже успешно применяются фирмой для сравнительной оценки уровня квалификации.
Так, например, конкретные сведения, которые требуется указать в персональной анкете для приема на работу в ОАО "Мортехсервис" - это сведения о предполагаемой должности, стаже предыдущей работы, зарплате, характере образования и оконченном учебном заведении, хобби и т.д., т.е. все, что помогает отличить более эффективных от менее эффективных работников, уже работающих в данной организации. Приведем пример подобной анкеты, разработанной отделом персонала и в настоящей момент применяющейся при приеме на работу персонала.
Претендент на должность.__________________
В отдел__________________________________
Дата первого собеседования_________________
Результаты профессионального тестирования
_________________________________________
Результаты собеседования__________________
Другие отметки___________________________
Дата принятия на работу (отказа)____________
АНКЕТА
Фамилия________________
Имя______________
Отчество_______________
Дата рождения__________
Возраст__________
Гражданство______________
Место рождения (село, город, край, область)________________________________
Адрес (место жительства); индекс __________ город (обл.)
улица ____________________дом___________
Условия проживания (комната(ы) в коммунальной квартире, в квартире с родителями, отдельная квартира 1-,2-,3- комнатная__________________________________________________
Домашний телефон _________
Контактный телефон_________
Паспортные данные____________________________
Семейное положение___________________________
Вероисповедание_____________________________
Близкие родственники (муж, жена, отец. мать, братья, сестры, дети)______________________________________________________________
Степень родства | Ф.И.О | Дата рождения | Место работы, должность | Телефон | Адрес (место жительства) |
Имеются ли близкие родственники, постоянно проживающие за границей (если да, то указать где)_______________________________________________________________
Отношение к воинской обязанности и воинское звание_____________________________________________________________
Образование, когда и какие учебные заведения окончили:
Дата поступления | Дата окончания | Название учебного заведения | Факультет | Специальность | Квалификация |
Дополнительное образование________________________________________________________
Водительские права категории_______________________
По каким мотивам (причинам) Вы оставили (или решили оставить) последнее место работы:
Почему Вы обратились именно в нашу фирму:
Чем Вас привлекает предложенная вакансия:
Укажите должность. Ф.И.О. и контактный телефон лица. которое могло бы дать Вам рекомендацию (с последнего места работы);
Какие еще вакансии, помимо предложенной. Вас могли бы заинтересовать:
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
Ваш средний месячный доход на последнем месте работы: ______________
Перечислите организации, в которых Вы работали, и занимаемые должности за последние 10 лет:
Дата | Наименование организации | Должность | Адрес организации. предприятия | Причина увольнения (фактическая) | |
начало | окончание | ||||
На какую оплату труда (в усл. ед.) Вы рассчитываете
1. На испытательный срок (3 меc.)___________________
2. На постоянной работе с перспективой__________________
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год |
Заинтересованы ли Вы в должностном повышении (если да, то укажите планируемое должностное повышение на 10 лет вперед): ______________________________________________________
Какую новую специальность (или дополнительные навыки к уже имеющейся специальности) Вы хотели бы освоить____________________________________________________________
С какого времени Вы можете приступить к работе:
В течение недели | Через неделю | В течение 1 мес. | В течение 3 мес. | Через 3 мес. |
Что полезного и нужного Вы могли бы предложить компании__________________________________________________________
Преимущества Вашей кандидатуры_______________________________________________________
Ваши увлечения вне работы (хобби)____________________________________________________________
Что бы Вы хотели добавить о себе
Против проверки сообщенных мною сведений не возражаю
Дата заполнения анкеты_____________ Подпись___________
Второй вид сбора информации о кандидате – собеседование. Оно до сих пор является наиболее широко применяемым методом отбора персонала. Не исключение и ОАО "Мортехсервис". Даже работников неуправленческого состава никогда не принимают на фирму без хотя бы одного собеседования.
Важно помнить, что собеседование является двухсторонним процессом - не только организация оценивает кандидата, но и кандидат оценивает организацию с точки зрения ее соответствия его собственным интересам и запросам. Сотрудник отдела персонала должен предоставить максимально объективную и полную информацию о фирме, чтобы заинтересовать кандидата и, в тоже время, избежать приема нежелательных работников.
Активно используется на фирме и различного рода тесты. Тестирование предназначено для оценки профессиональных, деловых и личностных качеств претендента по результатам решения заранее подготовленных задач - тестов. Чтобы правильно составить и использовать тот или иной тест, необходимо, прежде всего, провести анализ рабочего процесса и выявить наиболее характерные черты, качества и стиль работы, которые позволяют быстро и эффективно выполнять именно эту работу. Тест должен быть составлен так, чтобы он позволял измерять или оценивать именно данные параметры, которые признаны важными или обязательными для занятия того или иного рабочего места или должности.
Интеллектуальные тесты.
Предназначены для выяснения уровня интеллекта и образования кандидата. Могут использоваться как тесты общего интеллекта, так и специальные, направленные на различные разновидности интеллекта. Например, для специалиста по рекламе и по связям с общественностыо, важно обладать развитым вербальным интеллектом, уметь логично и грамотно изъясняться, обладать большим словарным запасом, точно понимать высказывания партнера и т.д. Для коммерческого директора и маркетолога необходим высокий уровень аналитического мышления (умение анализировать и систематизировать большие обьемы информации).
Тесты на внимание и память.
Могут быть включены в тест интеллекта, либо даваться отдельно, если эти навыки профессионально важны. Можно тестировать различные виды памяти, измерять ее объем и продуктивность запоминания.
Личностные тесты.
Предназначены для выявления личностных особенностей, черт характера. Набор выявляемых качеств зависит от теоретической концепции, положенной в основу теста. Как правило, они описывают поведенческие особенности человека, его социальные навыки, способность к адаптации и многое другое. Эти тесты могут выявлять уровень выраженности каждой характеристики или по совокупности данных относить человека к тому или иному типу. Существуют как комплексные тесты, описывающие личность в целом, так и тесты на какое-либо определенное качество (например, тесты на способность к самоконтролю, способ принятия решений, агрессию и др.). Некоторые тесты предназначены для выявления патологий характера и личностного развития.
Особо можно выделить тесты на выявления уровня мотивации (хочет ли человек реально работать или учиться, что может усилить его желание и сподвигнуть на реальные действия и ценностные ориентации).
Тесты межличностных отношений.
Эти тесты выявляют стиль общения с людьми, конфликтность, способность идти на компромиссы, приходить на помощь другим, навыки общения в различных ситуациях. Тестам на конфликтность, как правило, уделяется особое внимание, поскольку сложные отношения в коллективе могут отнимать до 100% рабочего времени. В ОАО "Мортехсервис" такие тесты являются обязательными для кандидатов.
Также обязательным в ОАО "Мортехсервис" является прохождение теста на коммуникабельность (см. таблица 2).
Таблица 2.
Ф.И.О. | |||
Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми? | Да | Нет | |
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из товарищей? | |||
Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? | |||
Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь? | |||
Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения? | |||
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами, телевизором или за каким-либо другим занятием, чем с людьми? | |||
Если возникали помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений? | |||
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше по возрасту? | |||
Любите ли Вы придумывать и организовывать различные игры и развлечения? | |||
Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)? | |||
Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? | |||
Легко ли Вам устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми? | |||
Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением? | |||
Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе? | |||
Задача отдела персонала на втором этапе отбора заключается в определении ограниченного числа кандидатов, с которыми отдел персонала мог бы работать индивидуально.
На этом этапе руководитель отдела персонала компании проводит индивидуальные собеседования с отобранными кандидатами.
Цель такого собеседования - оценить степень соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции, потенциала профессионального роста и развития, способности адаптироваться в организации.
Существуют несколько классификаций собеседований по отбору персонала, одними из наиболее распространенных являются следующие:
· биографические
· ситуационные
· критериальные
Биографические собеседования строятся вокруг фактов из жизни кандидата, его прошлого опыта. Биографическое собеседование дает возможность оценить то, что кандидат уже сделал в своей жизни и на основании этого предположить, насколько успешно он сможет работать в должности.
Ситуационные собеседования заключаются в решении одной или нескольких проблем (практических ситуаций). В качестве таковых часто используются реальные или гипотетические ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью кандидата.
Критериальное собеседование представляет собой интервью, во время которого кандидату задают вопросы о том, чтобы он сделал в определенной ситуации, а его ответы оцениваются с точки зрения заранее выработанных критериев[i].
В принципе, на фирме можно обнаружить целый ряд проблем, снижающих эффективность таких собеседований как инструмента отбора персонала.
Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим. Если предыдущий собеседник выглядел особенно плохо, то последующий посредственный кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у проводящих интервью и такая тенденция, как оценка более благоприятно тех кандидатов внешний вид, социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают их собственные.
Приведем для примера примерный перечень вопросов, задаваемых на интервью с кандидатами, желающими устроиться на работу в ОАО "Мортехсервис":
· Ф.И.О. кандидата
· Домашний адрес и номер телефона
· Работает ли кандидат в настоящий момент?
· Почему кандидат хочет занять данное вакантное место?
· Опыт работы и основные профессиональные навыки, которыми он владеет
· Зарплата на последнем месте работы
· Кандидату предлагается охарактеризовать своего последнего непосредственного руководителя и указать его сильные и слабые стороны. Как у него складывались отношения с руководством?
· Основное достижения в работе, достигнутые во время работы в других организациях
· В какой мере предыдущие места работы позволяли кандидату использовать свою инициативу и стремление взять на себя ответственность
· Были ли трудности в работе, которые кандидату приходилось преодолевать в процессе работы? В чем они состояли и как с этим удалось справиться?
Система оценки кандидатов.
Принятию взвешенного и обоснованного решения относительно преимущества одних кандидатов перед другими помогает использование продуманной системы оценки результатов, полученных в ходе отборочных процедур.
Система оценки кандидатов на вакантные должности должна обладать следующими характеристиками.
• она должна бьпъ основана на обьективной информации и давать объективные оценки кандидатов;
• она должна стимулировать тем, кто производит отбор, к тому, чтобы они обосновывали свой выбор, ориентируясь на согласованную систему критериев,
• она должна помогать работникам организации, принимающим участие в процессе отбора, легче достигать взаимопонимания при оценке кандидатов и способствовать принятию взвешенного обоснованного решения,
• она должна быть продолжением сложившейся в организации политики в области управления персоналом
После того, как оценка всех кандидатов произведена, можно приступать ко второй стадии, предусмотренной системой объективных оценок - к составлению аналитической таблицы. Аналитическая таблица организуется таким образом, чтобы в ней содержался перечень ключевых требований, когда против фамилии каждого кандидата можно было бы проставить оценку по соответствующему признаку.
После собеседования с начальником отдела персонала вновь происходит отсев кандидатов, не прошедших новых испытаний в процессе отбора. Самые лучшие готовятся к следующему этапу отбора.
3 этап отбора представляет собой выбор кандидата и предложение работать.
На основе результатов собеседования, а также всех собранных на нем других данных руководитель отдела персонала совместно с руководителем отдела, в который набирается человек, выбирает кандидата, который наиболее подходит для данной должности. Если должность серьезная, то обязательно практикуется еще собеседование, теперь уже в присутствии будущего начальника нынешнего кандидата. Далее отдел персонала готовит письмо-предложение кандидату о принятие его на должность с информацией о предстоящей деятельности, либо делает телефонный звонок.
4 этап отбора - испытательный срок.
В настоящее время в ОАО "Мортехсервис" распространился опыт приема на работу с испытательным сроком в 3 месяца, дающий возможность оценить кандидата непосредственно на рабочем месте без принятия на себя обязательств по его постоянному трудоустройству (с работником заключается трудовой договор). В период испытательного срока кандидат исполняет должностные обязанности в полном объеме, получает вознаграждение, однако, может быть уволен по его окончании без каких - либо последствий для организации.
В течение испытательного срока руководитель соответствующего подразделения уделяет особое внимание кандидату и оценивает его с точки зрения потенциала работы в данной должности. Для повышения эффективности испытательного периода руководителю подразделения и кандидату рекомендуется совместно определить цели работы новичку и оценить их выполнение в конце срока. Этот метод представляет объективную основу для решения, которое принимает в конце испытательного срока руководитель - принять или не принять кандидата на постоянную работу.
5 этап отбора - решение о найме.
Решение о найме, о зачислении кандидата на работу является самым важным моментом, кульминацией процесса отбора. Оно должно быть максимально объективным, и надо предпринять все, чтобы прийти к верному решению. Принять такое решение помогает анализ работы и продуманная система оценки деловых и личностных качеств кандидата.
Если во время испытательного срока работник зарекомендовал себя как специалист с хорошими знаниями и способностями, его переводят в разряд постоянных работников.
Процесс отбора персонала состоит из 5 этапов, каждый из которых важен для конечного результата – найма лучшего работника из имеющихся кандидатов. Пренебрежение одним из этапов может привести к другому итогу. Процесс отбора, наверное, даже более важен по значимости, чем процесс набора и объясняется это ответственностью за принятое решение. Однако, в целом можно заключить, что для эффективности процесса формирования персонала необходим каждый из вышеперечисленных этапов и тщательное его проведение только поможет фирме отобрать действительно лучших.
Заключение
Качественно новый уровень развития экономики и, в частности, конкретной организации не может быть достигнут без эффективного использования персонала. Это давно поняли на большинстве фирм промышленно развитых стран. Пришло время для осознания этого и в России.
Значение правильного выбора персонала исключительно важно для любой фирмы. Высококлассный персонал повышает эффективность функционирования организации, максимизируя прибыль и минимизируя вероятность неудач.
Из представленного материала можно сделать следующие выводы: