МЕТОДИКА МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА




Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

- необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные по отношению к динамике объема производства продукции;

- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства продукции;

- постоянные издержки не изменяются в пределах значимого объема производства продукции;

- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

- использование категории маржинальной прибыли (маржа покрытия).

Маржинальная прибыль – это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли.

Использование данной методики позволяет на основе изучения соотношения «затраты – объем продаж – прибыль»:

1) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования финансовых результатов;

2) определить критический уровень объема продаж, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

3) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

4) исчислить необходимых объем продаж для получения заданной величины прибыли;

5) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить только прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обоснования управленческих решений, оценке деятельности предприятия.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способ.

Пример.

Производственная мощность предприятия – 1000 шт.

Цена изделия (р) - 20 тыс. руб.

Выручка (нетто) (В) - 20 000 тыс. руб.

Постоянные затраты (А) - 4000 тыс. руб.

Переменные расходы на единицу продукции (b) – 12 тыс. руб.

Переменные расходы на весь

выпуск продукции (Зпер) – 12 000 тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции (П) - 4000 тыс. руб.

Маржинальная прибыль

(выручка минус переменные затраты) ((МП) – 8000 тыс. руб.

Доля маржинальной прибыли в выручке (Дмп) - 0,4

Ставка маржинальной прибыли (Смп)--------------------- - 8 тыс. руб.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рисунок 1)

По горизонтали показывается объем реализации продукции в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если выпускается несколько видов продукции)., по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

VPП – физический объем продаж (шт)

Млн.руб. (выручка)

Зона прибыли
20 20

Переменные затраты - 12

 

 


 

Постоянные затраты - 4
Зона убытков

 


 


0 500 1000 шт.

0 10 20 млн.руб.

Рисунок 1

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. Если пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным.

Зона безопасности – это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий – 20%. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Полученную зависимость можно представить по - другому (рисунок 2).

+4
Млн.руб. (прибыль)

Критический объем продаж
+4

1000 шт.
20 млн. руб.
 
 

 

 


Убыток
-4

 

Рисунок 2

При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов (4 млн. руб.).

При объеме реализации 1000 изделий прибыль составит 4 млн. руб.

Соединив эти точки между собой, получим на линии Х точку критического объема продаж.

В данном случае точка окупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 500 ед. или 10 млн. руб.

Получен тот же результат, только более простым способом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: