Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
- необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные по отношению к динамике объема производства продукции;
- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства продукции;
- постоянные издержки не изменяются в пределах значимого объема производства продукции;
- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
- использование категории маржинальной прибыли (маржа покрытия).
Маржинальная прибыль – это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли.
Использование данной методики позволяет на основе изучения соотношения «затраты – объем продаж – прибыль»:
1) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования финансовых результатов;
2) определить критический уровень объема продаж, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
3) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
4) исчислить необходимых объем продаж для получения заданной величины прибыли;
5) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
|
Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить только прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обоснования управленческих решений, оценке деятельности предприятия.
Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способ.
Пример.
Производственная мощность предприятия – 1000 шт.
Цена изделия (р) - 20 тыс. руб.
Выручка (нетто) (В) - 20 000 тыс. руб.
Постоянные затраты (А) - 4000 тыс. руб.
Переменные расходы на единицу продукции (b) – 12 тыс. руб.
Переменные расходы на весь
выпуск продукции (Зпер) – 12 000 тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции (П) - 4000 тыс. руб.
Маржинальная прибыль
(выручка минус переменные затраты) ((МП) – 8000 тыс. руб.
|
Доля маржинальной прибыли в выручке (Дмп) - 0,4
Ставка маржинальной прибыли (Смп)--------------------- - 8 тыс. руб.
Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рисунок 1)
По горизонтали показывается объем реализации продукции в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если выпускается несколько видов продукции)., по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
VPП – физический объем продаж (шт)
Млн.руб. (выручка)
Зона прибыли |
Переменные затраты - 12 |
Постоянные затраты - 4 |
Зона убытков |
0 500 1000 шт.
0 10 20 млн.руб.
Рисунок 1
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. Если пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным.
Зона безопасности – это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий – 20%. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
|
Полученную зависимость можно представить по - другому (рисунок 2).
+4 |
Критический объем продаж |
1000 шт. |
20 млн. руб. |
Убыток |
Рисунок 2
При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов (4 млн. руб.).
При объеме реализации 1000 изделий прибыль составит 4 млн. руб.
Соединив эти точки между собой, получим на линии Х точку критического объема продаж.
В данном случае точка окупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 500 ед. или 10 млн. руб.
Получен тот же результат, только более простым способом.