ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
«Сборка и проверка батарейной системы зажигания»
Специальности: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»
190631.01 «Автомеханик»
190103 «Автомобиле- и тракторостроение»
МДК 01.04 «Электрические и электронные системы
автомобильного транспорта»
Санкт-Петербург
Цель и задачи лабораторной работы №5
1.1Цель работы:
- изучить устройство и работу батарейной системы зажигания;
- Проверка технического состояния батарейной системы зажигания.
1.2 Задачи работы:
- Научить студентов собирать батарейную систему зажигания на стенде;
- Научить студентов выявлять неисправности в батарейной системе зажигания и устранять их.
Содержание лабораторной работы
2.1 Теоретическая часть:
- устройство батарейной (контактной) системы зажигания (30 мин);
- принцип работы батарейной (контактной) системы зажигания
(20 мин);
- изучение схемы батарейной системы зажигания (30 мин);
- Заполнение бланка-отчета и защита работы (10 мин).
Оборудование
3.1 Общие сведения
- Стенд системы зажигания;
- Амперметр;
- Мультиметр UNI-T UT33C
- Дополнительный источник постоянного тока 12 – 14 В, 12 А.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
4.1 Условия и организация работы
Выполнение работы предусматривает теоретическую и практическую части. Выполнение практической части предполагает наличие у студентов знаний о проведении работ по проверка технического состояния приборов батарейной системы зажигания».
|
а) В теоретической части лабораторной работы под руководством преподавателя студенты:
1) знакомятся с рабочим местом;
2) изучают меры безопасности;
3) изучают назначение и принцип действия оборудования, особенности его подключения;
4) знакомятся с нормативной и учебной литературой
студенты самостоятельно:
5)изучают устройство и принцип батарейной системы зажигания автомобиля;
6) в процессе изучения литературы заполняют бланк-отчёт необходимыми нормативными значениями.
б) В практической части лабораторной работы под контролем преподавателя студенты:
1) Сборка системы зажигания на стенде;
в) После заполнения бланка отчёта о лабораторной работе студенты:
1) делают заключение о техническом состоянии стартера;
2) отвечают на контрольные вопросы;
3) сдают отчет преподавателю.
4.2 Последовательность и технология выполнения работы
а) Сборка системы зажигания
Общая структура системы зажигания представлена в соответствии с рисунком 4.
Рисунок 4
1. Источник питания для системы зажигания - бортовая сеть автомобиля и ее источники питания - аккумуляторная батарея (АКБ) и генератор.
2. Выключатель зажигания.
3. Устройство управления накоплением энергии - определяет момент начала накопления энергии и момент "сброса" энергии на свечу (момент зажигания). В зависимости от устройства системы зажигания на конкретном авто может представлять из себя:
Механический прерыватель, непосредственно управляющий накопителем энергии (первичной цепью катушки зажигания). Данный компонент нужен для того, чтобы замыкать и размыкать питание первичной обмотки катушки зажигания. Контакты прерывателя находятся под крышкой распределителя зажигания. Пластинчатая пружина подвижного контакта постоянно прижимает его к неподвижному контакту. Размыкаются они лишь на короткий срок, когда набегающий кулачок приводного валика прерывателя-распределителя надавит на молоточек подвижного контакта. Схема элементов батарейной системы зажигания представлена в соответствии с рисунком 5
|
Рисунок 5
При замыкании контактов прерывателя ток от аккумуляторной батареи проходит по первичной обмотке катушки зажигания, создавая вокруг нее магнитное поле. Цепь низкого напряжения следующая: положительный вывод аккумуляторной батареи 17- амперметр 16- выключатель зажигания 8- добавочный резистор 9- первичная обмотка 10 - провод 7 - подвижный контакт 2 - неподвижный контакт 3 - масса выключатель 18 цепи аккумуляторной батареи - отрицательный вывод аккумуляторной батареи.
При размыкании контактов прерывателя обесточивается первичная обмотка катушки зажигания и резко уменьшается магнитное поле. Магнитный поток исчезающего поля пересекает витки вторичной и первичной обмоток, при этом индуктируется электродвижущая сила (ЭДС) высокого напряжения во вторичной и ЭДС самоиндукции в первичной обмотках. Возникающие во вторичной обмотке импульсы высокого напряжения подводятся к свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Вращающийся ротор 19 своим электродом распределяет импульсы высокого напряжения по электродам крышки распределителя. Частота вращения ротора в 2 раза меньше частоты вращения коленчатого вала и, таким образом, совпадает с частотой вращения кулачка прерывателя. Положение пластины ротора напротив каждого из электродов крышки распределителя соответствует разомкнутому состоянию контактов прерывателя.
|
В первичной обмотке ток самоиндукции возникает при замыкании и размыкании контактов прерывателя. Ток самоиндукции замедляет процесс исчезновения тока в первичной обмотке, что нежелательно, так как при размыкании контактов увеличивается период искрообразования между ними, снижаются эффективность и надежность системы зажигания. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 6. В момент размыкания цепи низкого напряжения конденсатор заряжается током самоиндукции, а затем при разомкнутых контактах разряжается через первичную обмотку.
Выключатель зажигания 8 необходим для остановки работающего двигателя размыканием первичной обмотки катушки зажигания. Он нужен и для включения зажигания перед пуском двигателя. Ключ выключателя зажигания может занимать четыре положения: 0- зажигание выключено; 1 - зажигание включено; II - включены зажигание и стартер; III- подведено питание к радиоприемнику. В положении О ключ можно вставить и вынуть из замка зажигания. После пуска двигателя ключ выключателя зажигания переводят в положение 1.
Выключатель цепи аккумуляторной батареи нужен для отключения батареи от массы при выполнении электротехнических работ и для остановки автомобиля на длительное время. Выключатель 18 защищает электрооборудование от короткого замыкания или от пожара при неисправной проводке, а также позволяет отключить батарею от всех потребителей электрической энергии, непосредственно не отсоединяя провода, отходящие от нее. В этом случае остается включенным аварийное освещение - плафон кабины и розетка переносной лампы.
Контактная система батарейного зажигания (классическая), применяемая на автомобильных двигателях с 1925 г., сравнительно проста, что и обусловило ее распространение. В настоящее время в автомобилестроении наметились тенденции увеличения частоты вращения коленчатого вала и числа цилиндров двигателя. При эксплуатации форсированных автомобильных двигателей выявились существенные недостатки контактной системы батарейного зажигания: быстро обгорают и изнашиваются контакты прерывателя, так как через них проходит ток значительной сильно (до 7 - 8 А); увеличивается зазор между контактами прерывателя, а следовательно, и угол опережения зажигания, что снижает надежность работы системы зажигания; резко уменьшается ток в цепи низкого напряжения, вследствие чего снижается и ток в цепи высокого напряжения; возникают перебои с воспламенением рабочей смеси; затрудняется пуск двигателя; снижаются экономичность и мощность двигателя. В настоящее время широкое распространение получает контактно-транзисторная система зажигания, а на отдельных двигателях и бесконтактно-транзисторная система.