СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ




4.1. Элементы семинарского занятия.

К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся: всту­пительное слово преподавателя, основная часть, заключительное слово препо­давателя.

4.1.1.Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемом курсе, цели с задачи занятия; мобилизу­ет, организует и активизирует внимание студентов.

4.1.2.Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.

4.1.3.Заключительное слово преподавателя распространяется как на от­дельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оцен­ку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.

5. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

5.1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:

• соответствие тематическому плану и учебной программе курса;

• качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегружен­ный и т.п.);

• отчетливость постановки цели семинарского занятия;

• обсуждение дискуссионных вопросов;

• рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достиже­ний науки, техники, культуры и искусства;

• раскрытие органического единства теории и практики;

• профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуж­даемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специально­стью;

• соотношение семинарского занятия с содержанием учебника
(рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный час­тично; материал, изложенный полностью и т.п.);

• реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисципли­нарных связей.

5.2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

• дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

• логическая последовательность построения семинара;

• использование методов активизации мышления студентов;

• использование приемов закрепления полученной информации;

• использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;

• использование технических средств обучения и наглядных пособий;

5.3. Критерии оценки организации семинарских занятий:

• соответствие семинарского занятия учебному расписанию;

• соответствие продолжительности (количества часов) семинарского за­нятия тематическому плану и учебной программе;

• наличие плана семинарского занятия;

• четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход пре­подавателя в аудиторию и т.п.);

• четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отноше­нию к звонку и т.п.);

• посещаемость семинара студентами;

• дисциплина на семинарском занятии;

• подготовка студентов к семинарскому занятию;

• рациональность распределения времени на семинарском занятии;

• наличие необходимого количества сборников планов семинарских за­нятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу сту­дентов при подготовке к семинару;

• соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);

• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

5.4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском заня­тии;

• осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таб­лиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

• мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в хо­де вступительного слова;

• побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступ­лений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

• микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семина­ра;

• подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы сту­дентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студен­тов в ходе заключительного слова;

• согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

• управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

• постановка задания к следующему семинарскому занятию.

5.5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

• знание предмета;

• убежденность;

• стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых во­просов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);

• характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.);

• умение вызвать и поддержать дискуссию;

• культура речи, дикция;

• внешний вид;

• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).

5.6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:

• степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);

• степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;

• степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;

• степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;

• информационно-познавательная ценность семинарского занятия;

• воспитательное воздействие семинарского занятия.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: