4.1. Элементы семинарского занятия.
К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся: вступительное слово преподавателя, основная часть, заключительное слово преподавателя.
4.1.1.Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемом курсе, цели с задачи занятия; мобилизует, организует и активизирует внимание студентов.
4.1.2.Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.
4.1.3.Заключительное слово преподавателя распространяется как на отдельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.
5. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
5.1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:
• соответствие тематическому плану и учебной программе курса;
• качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегруженный и т.п.);
• отчетливость постановки цели семинарского занятия;
• обсуждение дискуссионных вопросов;
• рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;
• раскрытие органического единства теории и практики;
• профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
• соотношение семинарского занятия с содержанием учебника
(рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью и т.п.);
• реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.
5.2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:
|
• дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;
• логическая последовательность построения семинара;
• использование методов активизации мышления студентов;
• использование приемов закрепления полученной информации;
• использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;
• использование технических средств обучения и наглядных пособий;
5.3. Критерии оценки организации семинарских занятий:
• соответствие семинарского занятия учебному расписанию;
• соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия тематическому плану и учебной программе;
• наличие плана семинарского занятия;
• четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);
• четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);
• посещаемость семинара студентами;
• дисциплина на семинарском занятии;
• подготовка студентов к семинарскому занятию;
• рациональность распределения времени на семинарском занятии;
• наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;
• соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);
|
• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.
5.4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии;
• осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таблиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;
• мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;
• побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;
• микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;
• подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
• согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;
• управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);
• постановка задания к следующему семинарскому занятию.
5.5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
• знание предмета;
• убежденность;
• стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);
• характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.);
|
• умение вызвать и поддержать дискуссию;
• культура речи, дикция;
• внешний вид;
• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).
5.6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:
• степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);
• степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;
• степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;
• степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;
• информационно-познавательная ценность семинарского занятия;
• воспитательное воздействие семинарского занятия.