4.1. Элементы лабораторного (практического) занятия. Типичными структурными элементами лабораторного (практического) занятия являются: вводная, основная и заключительная части.
4.1.1. Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению заданий работы. В ее состав входят:
• формулировка темы, цели и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке студентов;
• рассмотрение связей данной темы с другими темами курса;
• изложение теоретических основ работы;
• характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) к их выполнению;
• характеристика требований к результату работы;
• вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации технических средств;
• проверка готовности студентов к выполнению заданий работы;
• пробное выполнение заданий под руководством преподавателя;
• указания по самоконтролю результатов выполнения заданий студентами.
4.1.2. Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться:
• дополнительными разъяснениями по ходу работы;
• устранением трудностей при выполнении заданий работы;
• текущим контролем и оценкой результатов работы;
• поддержанием в рабочем состоянии технических средств, оборудования;
• ответами на вопросы студентов.
4.1.3. Заключительная часть содержит:
• подведение общих итогов (позитивных, негативных) занятия;
• оценку результатов работы отдельных студентов;
• ответы на вопросы студентов;
• выдачу рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов;
• сбор отчетов студентов по выполненной работе для проверки преподавателем;
|
• изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности о подлежащей изучению учебной литературе.
4.2. Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом индивидуально.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛАБОРАТОРНОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО) ЗАНЯТИЯ
5.1. Критерии оценки содержания лабораторного (практического) занятия:
• соответствие темы и содержания занятия тематическому плану курса, учебной программе;
• четкость и ясность цели и задач занятия;
• раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач;
• целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса, наличия учебников, учебных пособий и других источников;
• точность и достоверность приведенной информации;
• отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства;
• профессиональная направленность занятия, связь с профилем подготовки студентов;
• согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и самостоятельной работы студентов;
• реализация внутрипредметных и межпредметных связей.
5.2. Критерии оценки методики проведения лабораторного (практического) занятия:
• дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использования соответствующих ей методов обучения; с
• структурированность содержания занятия: наличие вводной, основной и заключительной частей;
|
• аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения;
• ясность и четкость требований к результатам работы;
• логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний;
• демонстрация приемов выполнения заданий;
• последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач;
• использование приемов активизации внимания студентов;
• использование приемов закрепления информации в ходе занятия;
• использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий работы;
• обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работыстудентами;
• аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия;
• соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность и т.п.);
• учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения заданий;
• рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы студентов.
5.3. Критерии оценки организации лабораторного (практического) занятия:
• соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, тематическому плану курса, учебному расписанию;
• четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);
• четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т.п.);
|
• посещаемость занятия студентами;
• подготовленность студентов к занятию;
• дисциплина во время занятия;
• рациональное распределение времени на занятии;
• наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ;
• наличие у каждого студента индивидуального рабочего места;
• использование обратной связи со студентами;
• наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов;
• соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинета требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т.п.);
• технологичность занятия.
5.4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия:
• осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения;
• оказание помощи студентам в выполнении заданий;
• использование приемов активизации внимания и деятельности студентов;
• оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие решений по устранению возникших у студентов трудностей;
• дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов.
5.5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
• знание предмета, профессиональная компетентность;
• убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;
• эмоциональность, увлекательность изложения материала;
• умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия;
• способность устанавливать контакты со студентами;
• уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с не
сколькими студентами и т.п.);
• стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равно
душное, неуважительное и т.п.);
• стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т.п.);
• органичность включения в самостоятельную работу студентов во время занятия;
• внешний вид;
• манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
• культура речи, дикция.
5.6. Критерии оценки результативности лабораторного (практического) занятия:
• степень реализации цели и задач работы;
• степень выполнения заданий работы;
• степень соответствия результатов работы заданным требованиям;
• степень сформированное у студентов необходимых умений и навыков;
• степень воспитательного воздействия на студентов;
• информационно-познавательная ценность.