1. ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО
Процесс выполнения диагностических заданий предоставляет большие возможности для наблюдения за поведением ребенка. В протоколе полезно отмечать такие особенности поведения как: комментарии по поводу своего отношения к заданию и своих возможностей; попытки отказа от выполнения задания; собственная оценка клиентом своих промежуточных результатов и окончательного результата (например, готового рисунка). По этим проявлениям можно судить о самооценке личности, об отношении к данному заданию и к деятельности в целом.
Комментарии
Высказывания в процессе выполнения заданий можно разделить на три основные группы: оценочные («хорошо/плохо умею это делать», «хорошо/плохо получилось»), автобиографические (например: «у нас в школе есть рисование») и отношенческие («люблю/не люблю такие занятия»). Помимо основного значения, в любом из таких высказываний проявляется свойственный ребенку стиль общения с окружающими, способ самоподачи. Подобные замечания, которые иногда кажутся проходными и мало значащими, в действительности дают богатый материал для анализа.
Собственная оценка своих результатов («по-моему, хорошо получилось») или своих способностей («это я хорошо умею») обычна для демонстративных детей, привыкших к похвалам взрослых. Если она проявляется у ребенка старше 11-12 лет, то это признак инфантильности. В отдельных случаях такие высказывания свидетельствует о завышенной самооценке, но чаще они служат способом гиперкомпенсации сниженной самооценки, неуверенности в себе.
Отрицательная оценка своих результатов обычна для тревожного ребенка, привыкшего к неуспеху. Часто речь идет не об абсолютном неуспехе, а об относительном - то есть о несоответствии между достигаемыми результатами и завышенным уровнем притязаний. Иногда отрицательная оценка рисунка встречается у детей с нарушениями мелкой моторики, адекватно оценивающих свои трудности.
Автобиографические высказывания - социально принятый способ построения общения. Его использование - свидетельство тенденции к установлению контактов с окружающими. Оно типично для экстравертов с недостаточно удовлетворенной потребностью в общении (в силу стеснительности или отсутствия подходящего окружения). В тех случаях, когда автобиографические высказывания вовсе не связаны с выполняемым заданием («Правда, у меня платье красивое? », «А у нас есть волнистый попугайчик»), они становятся признаком резонерства, встречающегося при вербализме, гиперактивности, шизоидной акцентуации.
Позитивные отношенческие высказывания («мне нравятся такие занятия») - социально принятая форма разговора о себе. Они позволяют показать свое положительное отношение к обследованию и благодаря этому понравиться проверяющему. Они типичны для людей с мягкой демонстративностью, направленностью на сотрудничество и склонностью к избеганию социальных конфликтов.
Негативные отношенческие высказывания («не люблю такие занятия») чаще определяются негативным отношением ребенка к обследованию, чем к данному заданию. Они встречаются при общем негативизме (в частности, подростковом). Нередко это защитная реакция на предвидимую низкую оценку проверяющего. Такая реакция свидетельствует о тревожности и большом опыте неуспеха.
Вопросы
Наиболее часто встречаются вопросы, направленные на уточнение инструкции или на получение оценки своей деятельности. Многочисленные уточнения инструкции свидетельствуют о повышенной тревожности.
Интерес к оценке проверяющего говорит о стремлении к общению. Он характерен для экстравертных личностей. Такой интерес проявляют как демонстративные дети, стремящиеся получить похвалу, так и неуверенные в себе, тревожные дети, нуждающиеся в поддержке окружающих. Интерес к оценке проверяющего особенно распространен при сочетании демонстритивности с тревожностью.
Попытки отказа от выполнения
Такие попытки могут говорить о снижении самооценки, о негативном отношении к обследованию, о тенденции к уходу от трудностей. Более конкретно определить их значение помогают используемые мотивировки.
Неспособность к данной деятельности (например, неумение рисовать) - мотивировка, часто служащая средством защиты от предвидимой негативной оценки. Она говорит о том, что имеется большой опыт отрицательных оценок со стороны окружающих. Эта мотивировка часта при тревожности, тенденции к уходу от трудностей и при сочетании высокого уровня притязаний со сниженной самооценкой.
Нелюбовь к данной деятельности и мотивировки типа «надоело» или «скучно» - свидетельство низкой социализированности или демонстрация негативного отношения к обследованию (подобные высказывания не соответствуют социально принятым формам взаимоотношений ребенок-взрослый). Такие высказывания часты при общем негативизме (в частности, подростковом). Для дошкольного возраста такая мотивировка более обычна и не свидетельствует ни о каких специфических личностных особенностях.
Усталость. Эта мотивировка может говорить как о высокой истощаемости, астении, так и о стремлении уйти от обследования, «закрыться». Иногда же это просто следствие того, что в день обследования или в его ходе ребенок сильно устал или что оно проводится в неподходящее время (например, слишком поздно вечером).
Отказ без мотивировки обычно говорит о трудностях в общении. Возможна замкнутость, стеснительность. Иногда причина состоит в том, что проверяющему не удалось установить контакт с ребенком.
Темп работы
Темп деятельности свидетельствует об общем уровне активности. Нередко он позволяет оценить отношение ребенка к заданию, уровень мотивации.
Высокий темп свидетельствует о высоком уровне активности. Особо высокий темп в сочетании с небрежностью часто встречается при импульсивности, гиперактивности. Такое сочетание может также говорить о стремлении поскорее избавиться от неприятного занятия (и служит проявлением негативного отношения к заданию или к обследованию в целом).
Снижение темпа деятельности часто служит проявлением общей пассивности и наблюдается при астении, депрессии (субдепрессии), при физическом недомогании. Замедленность может возникать из-за повышенной тщательности и «застревания» на отдельных мелких деталях, что свойственно людям с высокой ригидностью. Иногда медлительность объясняется многочисленными исправлениями и уточнениями при пониженной уверенности в себе, высокой тревожности. Если все задания выполняются замедленно, то это может быть проявлением замедленности темпа деятельности, имеющего физиологическую природу.
Сильно варьирующий темп деятельности, когда одни задания выполняются быстро, а другие медленно — признак легкой смены эмоционального состояния, эмоциональной лабильности. Замедленное выполнение отдельных заданий может отражать повышенную личностную значимость соответствующей жизненной сферы. Сверхбыстрое небрежное выполнение отдельных заданий говорит об отрицательном отношении к соответствующей сфере жизни.
2. РИСУНКИ: ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Начнем анализ рисунков с общих особенностей, не относящихся к содержанию изображений. Это нажим на карандаш, стиль линий, размер рисунков и т. п. Эти особенности могут многое сказать о динамических чертах личности. Пo ним можно судить об уровне тревожности, общей активности или пассивности и т. п. Ни один из описываемых ниже признаков, взятый в отрыве от остальных, не может служить основанием для окончательных выводов. Каждый из них интерпретируется по-разному в зависимости от того, с какими проявлениями он сочетается.
Нажим на карандаш
Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомоторного тонуса, общей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий. Для тестовых рисунков рекомендуется использовать мягкий карандаш (твердый карандаш даже при сильном нажиме оставляет тонкую линию).
При оценке нажима достаточно очень грубой шкалы:
· особо слабый нажим: линия иногда почти не видна;
· слабый нажим;
· средняя сила нажима;
· сильный нажим: карандаш глубоко продавливает бумагу, оставляя след на обратной стороне листа;
· особо сильный нажим (иногда он настолько силен, что в отдельных местах карандаш рвет бумагу).
В одном и том же рисунке нажим может сильно варьировать: одни линии проведены с более сильным нажимом, другие — с более слабым. Встречаются и случаи, когда нажим на карандаш заметно варьирует от рисунка к рисунку.
Слабый нажим характерен для астенического состояния. Он может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых детей. Очень слабый нажим нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии. Иногда особо слабый нажим объясняется мышечной слабостью.
Сильный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Встречается при гиперактивности, гипертимном типе или в гипоманиакальном состоянии. Равномерный сильный нажим возможен при ригидности, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях. Особо сильный нажим (карандаш рвет бумагу) нередко сигнализирует о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции.
Сильно варьирующий нажим, как правило, говорит о неустойчивости психомоторного тонуса. Он встречается у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений, низкой устойчивостью к стрессу.
Изменения нажима отражают относительную значимость для субъекта изображаемых деталей или сюжетов, а следовательно, и жизненных сфер, ассоциируемых с этими деталями или сюжетами. Усиление нажима может свидетельствовать о психологической нагрузке, связанной с определенной проблематикой (например, если оно проявилось только в рисунке семьи, то это показатель неблагополучия семейной сферы). Вместе с тем, вариации нажима могут служить художественным выразительным средством и свидетельствовать о том, что ребенок обучается рисованию.
Особенности линии
Особенности линии могут свидетельствовать о таких особенностях как повышенный уровень тревоги, импульсивность, наличие органического поражения мозга.
«Штриховая» линия выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя линию, человек многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать его результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение автоматизированных действий. Описанный вид линии свидетельствует о высокой тревожности. Он характерен не для ситуативного повышения уровня тревоги, а для устойчивого постоянного ее повышения (в частности, для психастенической акцентуации). Иногда похожая «кусочная» линия встречается и при нарушениях мелкой моторики.
«Эскизная» линия: сначала проводятся тонкие (эскизные) линии, которые затем наводятся жирной линией. Такая линия часто служит признаком повышенной тревожности, сопровождаемой тенденцией к ее компенсации. В этом случае тревожность может не проявляться в повседневном поведении человека, но в стрессовых ситуациях она неизбежно становится заметна. Если человек пытается стирать и переделывать линии уже после того, как они наведены, то это показатель неудачной компенсации тревоги. Иногда эскизная линия с последующим наведением встречается также у детей, обучающихся рисованию.
Множественность линий: вместо одной линии проводится несколько линий с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная. Множественность линий характерна для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги. Она часто наблюдается в состоянии стресса, особенно у детей сензитивного типа. В случае, когда множественные линии появляются только на отдельных рисунках, это свидетельствует о том, что соответствующая сфера имеет для субъекта повышенную значимость: ассоциации, связанные с ней, вызывают у него стрессовую реакцию. Вместе с тем, это одно из проявлений пониженной устойчивости к стрессу (поскольку стрессовая реакция возникает в ответ не на реальное столкновение со стрессором, а на одно лишь воспоминание о нем).
Если линии на рисунке не попадают в требуемую точку, то это свидетельствует либо о двигательных нарушениях, либо о сниженном уровне самоконтроля и высокой импульсивности (возможно, вследствие органического поражения мозга).
Линия, в целом идущая в правильном направлении, но не доведенная до конца, также часто служит проявлением повышенной импульсивности. Однако в сочетании с ослабленным нажимом такая линия, скорее, говорит о повышенной истощаемости, астении.
Грубые искажения формы прямых линий, когда вместо прямой линии получается выпуклая, вогнутая или волнистая, встречаются при органическом поражении мозга. Они нередки также при психическом заболевании.
Размер рисунков
Размер рисунка оценивается по отношению к формату листа, на котором он выполнен. Ориентироваться можно на следующие приблизительные критерии:
· увеличенный размер: рисунок занимает более 2/3 листа;
· средний размер: рисунок занимает от 1/3 до 2/3 листа;
· уменьшенный размер: рисунок занимает менее l/З листа.
Для рисунков дерева и многоэтажного дома верхняя граница более высока. Об увеличении размера этих рисунков можно говорить только в том случае, когда они занимают лист практически целиком (в высоту).
Увеличение размера рисунков (вплоть до того, что они не помещаются на листе) характерно для состояния эмоционального возбуждения. Оно часто встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и при гипомании. Обычно оно связано с резким снижением самоконтроля. Увеличение размера характерно также для состояния тревоги. Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки часты при острой ситуационно обусловленной тревоге, в состоянии стресса.
Уменьшение размера рисунков обычно служит признаком снижения настроения и часто встречается при депрессивных и субдепрессивных состояниях. Оно может также свидетельствовать об общей заторможенности, пассивности и о сниженной самооценке. Иногда уменьшение размера бывает вызвано негативной установкой по отношению к данному заданию или к обследованию в целом.
Резкие колебания размера рисунков говорят об эмоциональной лабильности, склонности к частой смене настроений. Они характерны для циклоидов с чередованием периодов повышенного и пониженного настроения.
Расположение рисунков на листе
Размещение рисунков на листе может говорить о функции планирования и о некоторых особенностях эмоционального состояния. Стандартным является расположение рисунка более или менее в центре листа.
Смещение вверх нередко рассматривается как признак высокой самооценки. Это повышение может быть истинным, но чаще бывает компенсаторным, когда самооценка очень неустойчива, а недовольство собой скрывается за внешней бравадой и напускным самовосхвалением. Если при этом рисунок помещен в углу листа, то смещение вверх не является признаком повышения самооценки (ни истинного, ни компенсаторного).
Смещение вниз - признак сниженной самооценки, негативного отношения к себе. Особенно это относится к рисунку человека.
Смещение вбок часто встречается при односторонних органических поражениях мозга.
Неудачное расположение рисунка на листе, так что не остается места для какой-либо значимой части изображаемого объекта говорит об импульсивности, недостатках планирования. Иногда эти нарушения бывают вызваны состоянием острой тревоги, стресса.
Помещение рисунка в углу, так что большая часть листа остается пустой, характерно при снижении настроения, депрессивных и субдепрессивных состояниях.
Тщательность и детализированность рисунков
Степень тщательности, аккуратности и детализированнос-ти рисунков говорит об отношении к заданию, уровне мотивации и самоконтроля. Отклонения как в ту, так и в другую сторону (как пониженная, так и повышенная тщательность) могут свидетельствовать и о некоторых других личностных и эмоциональных особенностях.
Большое количество разнообразных деталей: узор на платье, бант, украшения в рисунке человека, занавески и цветы на окнах - в рисунке дома, цветы или грибы, изображенные вокруг дерева и т. п. встречается при достаточно выраженной демонстративности (потребности во внимании к себе, стремлении поделиться своими переживаниями). Богатство разнообразных деталей характерно для людей с творческим (художественным) подходом к миру. Оно часто говорит о мечтательности, склонности к фантазированию.
Повышенная тщательность выполнения рисунков, большое количество однотипных деталей свидетельствует о склонности к монотонным однообразным занятиям, о трудностях переключения с одной деятельности на другую. Подобная «вязкость», склонность к застреванию часто встречается при высокой ригидности, эпилиптоидной акцентуации, а также при некоторых видах органических поражений мозга.
Особая тщательность, аккуратность и детализированность часто встречаются при перфекционизме (стремлении к совершенству), связанном с высоким уровнем притязаний. Иногда в повышенной тщательности отражается недостаточная уверенность в себе, привычка к отрицательной оценке своих рисунков окружающими (родителями, педагогами).
Большое количество однообразных деталей встречается при высокой тревожности (психастенической акцентуации). Однако в этом случае они обычно вырисовываются менее тщательно; детали, ранее рисовавшиеся аккуратно, постепенно становятся все более небрежными (рис. 19 — черепица на крыше дома).
Небрежность в выполнении рисунков часто встречается при низкой мотивации. Она может служить показателем негативного отношения к психологическому обследованию или лично к проверяющему. Иногда в этом отражается общий негативизм (например, подростковый). Небрежность характерна также для гиперактивности, двигательной расторможенности. Она встречается при импульсивности, сниженном уровне самоконтроля и при нарушениях внимания. Впечатление небрежности может создаваться также нарушениями меткой моторики.
Низкая детализированность рисунков, их схематичность типична для состояния сниженной активности. Она встречается при астенических состояниях, депрессии или субдепрессии. Иногда бедность деталей свидетельствует о чрезмерно интеллектуалистическом подходе к миру, малой эмоциональности. Низкая детализированность может говорить и о негативном отношении к занятию рисованием или к обследованию в целом.
Резкие колебания уровня тщательности и детализированности могут говорить о высокой эмоциональной значимости определенных тем и жизненных сфер, о сосредоточенности личности на этих сферах. Они также часто являются следствием неустойчивости внимания, импульсивности. Нередко встречаются у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений.
Положительное отношение к какому-либо персонажу или какой-либо жизненной сфере проявляется в увеличении числа деталей, их большем разнообразии, отрицательное - в бедности деталей, схематичности и нарочитой небрежности изображения. Появление большого числа однообразных деталей обычно говорит о напряженном отношении к соответствующей жизненной сфере.
Источник: А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1, М.: Генезис, 2001.