ОБЩАЯ СХЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ РИСУНОЧНЫХ ПРОБ




1. ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО

 

Процесс выполнения диагностических заданий предостав­ляет большие возможности для наблюдения за поведением ре­бенка. В протоколе полезно отмечать такие особенности поведения как: комментарии по поводу своего отношения к заданию и своих возможностей; попытки отказа от выполне­ния задания; собственная оценка клиентом своих промежуточ­ных результатов и окончательного результата (например, готового рисунка). По этим проявлениям можно судить о са­мооценке личности, об отношении к данному заданию и к дея­тельности в целом.

 

Комментарии

Высказывания в процессе выполнения заданий можно раз­делить на три основные группы: оценочные («хорошо/плохо умею это делать», «хорошо/плохо получилось»), автобиогра­фические (например: «у нас в школе есть рисование») и отношенческие («люблю/не люблю такие занятия»). Помимо основного значения, в любом из таких высказываний проявля­ется свойственный ребенку стиль общения с окружающими, способ самоподачи. Подобные замечания, которые иногда ка­жутся проходными и мало значащими, в действительности дают богатый материал для анализа.

 

Собственная оценка своих результатов («по-моему, хорошо получилось») или своих способностей («это я хорошо умею») обычна для демонстративных детей, привыкших к по­хвалам взрослых. Если она проявляется у ребенка старше 11-12 лет, то это признак инфантильности. В отдельных слу­чаях такие высказывания свидетельствует о завышенной само­оценке, но чаще они служат способом гиперкомпенсации сниженной самооценки, неуверенности в себе.

Отрицательная оценка своих результатов обычна для тре­вожного ребенка, привыкшего к неуспеху. Часто речь идет не об абсолютном неуспехе, а об относительном - то есть о не­соответствии между достигаемыми результатами и завышен­ным уровнем притязаний. Иногда отрицательная оценка рисунка встречается у детей с нарушениями мелкой мотори­ки, адекватно оценивающих свои трудности.

Автобиографические высказывания - социально принятый способ построения общения. Его использование - свидетель­ство тенденции к установлению контактов с окружающими. Оно типично для экстравертов с недостаточно удовлетворен­ной потребностью в общении (в силу стеснительности или отсутствия подходящего окружения). В тех случаях, когда автобиографические высказывания вовсе не связаны с выпол­няемым заданием («Правда, у меня платье красивое? », «А у нас есть волнистый попугайчик»), они становятся признаком резо­нерства, встречающегося при вербализме, гиперактивности, шизоидной акцентуации.

Позитивные отношенческие высказывания («мне нравятся такие занятия») - социально принятая форма разговора о себе. Они позволяют показать свое положительное отношение к об­следованию и благодаря этому понравиться проверяющему. Они типичны для людей с мягкой демонстративностью, направленностью на сотрудничество и склонностью к избеганию социальных конфликтов.

Негативные отношенческие высказывания («не люблю такие занятия») чаще определяются негативным отношением ребен­ка к обследованию, чем к данному заданию. Они встречаются при общем негативизме (в частности, подростковом). Неред­ко это защитная реакция на предвидимую низкую оценку про­веряющего. Такая реакция свидетельствует о тревожности и большом опыте неуспеха.

 

Вопросы

Наиболее часто встречаются вопросы, направленные на уточнение инструкции или на получение оценки своей деятель­ности. Многочисленные уточнения инструкции свидетельству­ют о повышенной тревожности.

Интерес к оценке проверяющего говорит о стремлении к об­щению. Он характерен для экстравертных личностей. Такой интерес проявляют как демонстративные дети, стремящиеся получить похвалу, так и неуверенные в себе, тревожные дети, нуждающиеся в поддержке окружающих. Интерес к оценке проверяющего особенно распространен при сочетании демонстритивности с тревожностью.

 

Попытки отказа от выполнения

Такие попытки могут говорить о снижении самооценки, о не­гативном отношении к обследованию, о тенденции к уходу от трудностей. Более конкретно определить их значение помога­ют используемые мотивировки.

Неспособность к данной деятельности (например, неумение рисовать) - мотивировка, часто служащая средством защиты от предвидимой негативной оценки. Она говорит о том, что име­ется большой опыт отрицательных оценок со стороны окру­жающих. Эта мотивировка часта при тревожности, тенденции к уходу от трудностей и при сочетании высокого уровня при­тязаний со сниженной самооценкой.

Нелюбовь к данной деятельности и мотивировки типа «на­доело» или «скучно» - свидетельство низкой социализированности или демонстрация негативного отношения к обследова­нию (подобные высказывания не соответствуют социально при­нятым формам взаимоотношений ребенок-взрослый). Такие высказывания часты при общем негативизме (в частности, под­ростковом). Для дошкольного возраста такая мотивировка бо­лее обычна и не свидетельствует ни о каких специфических личностных особенностях.

Усталость. Эта мотивировка может говорить как о высокой истощаемости, астении, так и о стремлении уйти от обследо­вания, «закрыться». Иногда же это просто следствие того, что в день обследования или в его ходе ребенок сильно устал или что оно проводится в неподходящее время (например, слиш­ком поздно вечером).

Отказ без мотивировки обычно говорит о трудностях в об­щении. Возможна замкнутость, стеснительность. Иногда при­чина состоит в том, что проверяющему не удалось установить контакт с ребенком.

 

Темп работы

Темп деятельности свидетельствует об общем уровне актив­ности. Нередко он позволяет оценить отношение ребенка к за­данию, уровень мотивации.

Высокий темп свидетельствует о высоком уровне активнос­ти. Особо высокий темп в сочетании с небрежностью часто встре­чается при импульсивности, гиперактивности. Такое сочетание может также говорить о стремлении поскорее избавиться от не­приятного занятия (и служит проявлением негативного отно­шения к заданию или к обследованию в целом).

Снижение темпа деятельности часто служит проявлением общей пассивности и наблюдается при астении, депрессии (субдепрессии), при физическом недомогании. Замедленность может возникать из-за повышенной тщательности и «застре­вания» на отдельных мелких деталях, что свойственно людям с высокой ригидностью. Иногда медлительность объясняется многочисленными исправлениями и уточнениями при понижен­ной уверенности в себе, высокой тревожности. Если все зада­ния выполняются замедленно, то это может быть проявлением замедленности темпа деятельности, имеющего физиологи­ческую природу.

Сильно варьирующий темп деятельности, когда одни зада­ния выполняются быстро, а другие медленно — признак легкой смены эмоционального состояния, эмоциональной лабильнос­ти. Замедленное выполнение отдельных заданий может отражать повышенную личностную значимость соответствую­щей жизненной сферы. Сверхбыстрое небрежное выполнение отдельных заданий говорит об отрицательном отношении к со­ответствующей сфере жизни.

 

2. РИСУНКИ: ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

Начнем анализ рисунков с общих особенностей, не относя­щихся к содержанию изображений. Это нажим на карандаш, стиль линий, размер рисунков и т. п. Эти особенности могут многое сказать о динамических чертах личности. Пo ним мож­но судить об уровне тревожности, общей активности или пас­сивности и т. п. Ни один из описываемых ниже признаков, взятый в отрыве от остальных, не может служить основанием для окончательных выводов. Каждый из них интерпретирует­ся по-разному в зависимости от того, с какими проявлениями он сочетается.

 

Нажим на карандаш

Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомо­торного тонуса, общей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий. Для тес­товых рисунков рекомендуется использовать мягкий карандаш (твердый карандаш даже при сильном нажиме оставляет тон­кую линию).

При оценке нажима достаточно очень грубой шкалы:

· особо слабый нажим: линия иногда почти не видна;

· слабый нажим;

· средняя сила нажима;

· сильный нажим: карандаш глубоко продавливает бумагу, оставляя след на обратной стороне листа;

· особо сильный нажим (иногда он настолько силен, что в отдельных местах карандаш рвет бумагу).

В одном и том же рисунке нажим может сильно варьиро­вать: одни линии проведены с более сильным нажимом, дру­гие — с более слабым. Встречаются и случаи, когда нажим на карандаш заметно варьирует от рисунка к рисунку.

Слабый нажим характерен для астенического состояния. Он может говорить о недостаточ­ной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых детей. Очень слабый нажим нередко сигнализи­рует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии. Иногда особо слабый нажим объясняется мышеч­ной слабостью.

Сильный нажим свидетельствует о повы­шенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженно­сти. Встречается при гиперактивности, гипертимном типе или в гипоманиакальном состоянии. Равномерный сильный на­жим возможен при ригидности, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях. Особо сильный нажим (карандаш рвет бумагу) нередко сигнализирует о высокой конфликтнос­ти, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции.

Сильно варьирующий нажим, как правило, говорит о неустойчивости психомоторного тонуса. Он встречается у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, ча­стой сменой настроений, низкой устойчивостью к стрессу.

Изменения нажима отражают относительную значимость для субъекта изображаемых деталей или сюжетов, а следова­тельно, и жизненных сфер, ассоциируемых с этими деталями или сюжетами. Усиление нажима может свидетельствовать о психологической нагрузке, связанной с определенной пробле­матикой (например, если оно проявилось только в рисунке се­мьи, то это показатель неблагополучия семейной сферы). Вместе с тем, вариации нажима могут служить художествен­ным выразительным средством и свидетельствовать о том, что ребенок обучается рисованию.

 

Особенности линии

Особенности линии могут свидетельствовать о таких осо­бенностях как повышенный уровень тревоги, импульсивность, наличие органического поражения мозга.

«Штриховая» линия выглядит как бы составленной из ко­ротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требу­ется. Проводя линию, человек многократно прерывает дей­ствие, чтобы проверить и скорректировать его результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижа­ется, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение автоматизированных действий. Опи­санный вид линии свидетельствует о высокой тревожности. Он характерен не для ситуативного повышения уровня тре­воги, а для устойчивого постоянного ее повышения (в част­ности, для психастенической акцентуации). Иногда похожая «кусочная» линия встречается и при нарушениях мелкой моторики.

«Эскизная» линия: сначала проводятся тонкие (эскизные) линии, которые затем наводятся жирной линией. Та­кая линия часто служит признаком повышенной тревожнос­ти, сопровождаемой тенденцией к ее компенсации. В этом случае тревожность может не проявляться в повседневном по­ведении человека, но в стрессовых ситуациях она неизбежно становится заметна. Если человек пытается стирать и переде­лывать линии уже после того, как они наведены, то это показа­тель неудачной компенсации тревоги. Иногда эскизная линия с последующим наведением встречается также у детей, обуча­ющихся рисованию.

Множественность линий: вместо одной линии проводится несколько линий с примерно одинаковым нажимом, так что не­понятно, какая из них основная. Множественность ли­ний характерна для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги. Она часто наблюдается в состоянии стресса, особенно у детей сензитивного типа. В случае, когда множе­ственные линии появляются только на отдельных рисунках, это свидетельствует о том, что соответствующая сфера имеет для субъекта повышенную значимость: ассоциации, связанные с ней, вызывают у него стрессовую реакцию. Вместе с тем, это одно из проявлений пониженной устойчивости к стрессу (поскольку стрессовая реакция возникает в ответ не на реаль­ное столкновение со стрессором, а на одно лишь воспомина­ние о нем).

Если линии на рисунке не попадают в требуемую точку, то это свидетельствует либо о двигательных нару­шениях, либо о сниженном уровне самоконтроля и высокой импульсивности (возможно, вследствие органического пораже­ния мозга).

Линия, в целом идущая в правильном направлении, но не до­веденная до конца, также часто служит проявлением повышен­ной импульсивности. Однако в сочетании с ослабленным нажимом такая линия, скорее, говорит о повышенной истощаемости, астении.

Грубые искажения формы прямых линий, когда вместо пря­мой линии получается выпуклая, вогнутая или волнистая, встречаются при органическом поражении мозга. Они нередки также при психическом заболевании.

 

Размер рисунков

Размер рисунка оценивается по отношению к формату лис­та, на котором он выполнен. Ориентироваться можно на сле­дующие приблизительные критерии:

· увеличенный размер: рисунок занимает более 2/3 листа;

· средний размер: рисунок занимает от 1/3 до 2/3 листа;

· уменьшенный размер: рисунок занимает менее l/З листа.

Для рисунков дерева и многоэтажного дома верхняя грани­ца более высока. Об увеличении размера этих рисунков можно говорить только в том случае, когда они занимают лист прак­тически целиком (в высоту).

Увеличение размера рисунков (вплоть до того, что они не по­мещаются на листе) характерно для состояния эмоцио­нального возбуждения. Оно часто встречается при гиперактив­ности, гипертимном типе личности и при гипомании. Обычно оно связано с резким снижением самоконтроля. Увеличение раз­мера характерно также для состояния тревоги. Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки часты при острой ситуацион­но обусловленной тревоге, в состоянии стресса.

Уменьшение размера рисунков обычно слу­жит признаком снижения настроения и часто встречается при депрессивных и субдепрессивных состояниях. Оно может так­же свидетельствовать об общей заторможенности, пассивнос­ти и о сниженной самооценке. Иногда уменьшение размера бывает вызвано негативной установкой по отношению к дан­ному заданию или к обследованию в целом.

Резкие колебания размера рисунков говорят об эмоциональ­ной лабильности, склонности к частой смене настроений. Они характерны для циклоидов с чередованием периодов повышен­ного и пониженного настроения.

 

Расположение рисунков на листе

Размещение рисунков на листе может говорить о функции планирования и о некоторых особенностях эмоционального состояния. Стандартным является расположение рисунка более или менее в центре листа.

Смещение вверх нередко рассматривается как признак высокой самооценки. Это повышение может быть ис­тинным, но чаще бывает компенсаторным, когда самооценка очень неустойчива, а недовольство собой скрывается за внеш­ней бравадой и напускным самовосхвалением. Если при этом рисунок помещен в углу листа, то смещение вверх не является признаком повышения самооценки (ни истинного, ни компенсаторного).

Смещение вниз - признак сниженной само­оценки, негативного отношения к себе. Особенно это относит­ся к рисунку человека.

Смещение вбок часто встречается при односторон­них органических поражениях мозга.

Неудачное расположение рисунка на листе, так что не оста­ется места для какой-либо значимой части изображаемого объекта говорит об импульсивности, недостатках пла­нирования. Иногда эти нарушения бывают вызваны состояни­ем острой тревоги, стресса.

Помещение рисунка в углу, так что большая часть листа ос­тается пустой, характерно при снижении настроения, депрессивных и субдепрессивных состояниях.

 

Тщательность и детализированность рисунков

Степень тщательности, аккуратности и детализированнос-ти рисунков говорит об отношении к заданию, уровне мотива­ции и самоконтроля. Отклонения как в ту, так и в другую сторону (как пониженная, так и повышенная тщательность) могут свидетельствовать и о некоторых других личностных и эмоциональных особенностях.

Большое количество разнообразных деталей: узор на пла­тье, бант, украшения в рисунке человека, занавески и цветы на окнах - в рисунке дома, цветы или грибы, изображенные вокруг дерева и т. п. встречается при достаточ­но выраженной демонстративности (потребности во внима­нии к себе, стремлении поделиться своими переживаниями). Богатство разнообразных деталей ха­рактерно для людей с творческим (художественным) подходом к миру. Оно часто говорит о мечтательности, склонности к фантазированию.

Повышенная тщательность выполнения рисунков, большое количество однотипных деталей свидетельствует о склонности к монотонным одно­образным занятиям, о трудностях переключения с одной дея­тельности на другую. Подобная «вязкость», склонность к застреванию часто встречается при высокой ригидности, эпилиптоидной акцентуации, а также при некоторых видах органических поражений мозга.

Особая тщательность, аккуратность и детализированность часто встречаются при перфекционизме (стремлении к совер­шенству), связанном с высоким уровнем притязаний. Иногда в повышенной тщательности отражается недостаточная уве­ренность в себе, привычка к отрицательной оценке своих рисунков окружающими (родителями, педагогами).

Большое количество однообразных деталей встречается при высокой тревожности (психастенической акцентуации). Од­нако в этом случае они обычно вырисовываются менее тщатель­но; детали, ранее рисовавшиеся аккуратно, постепенно становятся все более небрежными (рис. 19 — черепица на кры­ше дома).

Небрежность в выполнении рисунков часто встречается при низкой мотивации. Она может служить показателем негатив­ного отношения к психологическому обследованию или лич­но к проверяющему. Иногда в этом отражается общий негативизм (например, подростковый). Небреж­ность характерна также для гиперактивности, двигательной расторможенности. Она встречается при импульсивности, сниженном уровне самоконтроля и при нарушениях внимания. Впечатление небрежности может создавать­ся также нарушениями меткой моторики.

Низкая детализированность рисунков, их схематичность ти­пична для состояния сниженной активности. Она встречается при астенических состояниях, депрессии или суб­депрессии. Иногда бедность деталей свидетельствует о чрез­мерно интеллектуалистическом подходе к миру, малой эмоциональности. Низкая детализированность может говорить и о негативном отношении к занятию рисованием или к обсле­дованию в целом.

Резкие колебания уровня тщательности и детализированности могут говорить о высокой эмоциональной значимости определенных тем и жизненных сфер, о сосредоточенности лич­ности на этих сферах. Они также часто являются следствием неустойчивости внимания, импульсивности. Нередко встреча­ются у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений.

Положительное отношение к какому-либо персонажу или какой-либо жизненной сфере проявляется в увеличении числа деталей, их большем разнообразии, отрицательное - в бедно­сти деталей, схематичности и нарочитой небрежности изобра­жения. Появление большого числа однообразных деталей обычно говорит о напряженном отношении к соответствующей жизненной сфере.

 

 

Источник: А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1, М.: Генезис, 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: