Количественный анализ - схема Беляускайте




СХЕМЫИНТЕРПРЕТАЦИИ РИСУНКА СЕМЬИ

Основные графические факторы

а) Пространство. Обычно ребенок занимает все имеющееся пространство на бумаге. Использование слишком ограниченного пространства листа является признаком робости и неуверенности: ребенок, который не использует все пространство листа бумаги, не уверен в себе. Уверенный в себе ребенок использует всю необходимую ему площадь, начиная рисунок в центре и двигаясь без колебаний к краям листа и оставляя то в одном, то в другом месте много незанятого, но хорошо распределенного пространства (как правило, больше сверху, чем снизу). Если ребенок интуитивно чувствует границы листа, но сознательно их нарушает, заполняя весь лист по самые края, пытаясь таким образом старательно избегать, чтобы на листе оставалось хотя бы минимальное пространство, свободное от рисунка, это указывает на чувство беспокойства. Страх перед пустотами в пространстве означает на самом деле пустоты в чувственной жизни ребенка. Он как бы высказывает пожелание, чтобы были заполнены "пустоты" его потребности в любви и тепле.

До 4 лет не следует придавать серьезного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам нарисованных предметов, человеческих фигур и т.д., их завершенности и расположению на листе бумаги. У ребенка внимание еще рассеянно и он проявляет интерес лишь к тому, что завладевает его вниманием в данный момент. Он может бросить рисовать предмет, не доделав его, потому что его внимание переключается на другой предмет, или может наложить рисунок одного предмета на другой.

Для передачи отношения к изображаемому, подчеркиванию важности, привлекательности, положительной или отрицательной значимости объекта ребенок использует в рисунке следующие возможности: центровку, укрупнение, эффект прозрачности, наложение и проекцию для создания объемности элементов рисунка, необходимой для наиболее эффективного изображения.

б) Линия может быть рассмотрена с точки зрения силы, приложенной при ее проведении, и движения (протяженность и направленность). В первом случае нужно обратить внимание на форму проведенной линии, которая может иметь следующие характеристики: толстая и протяженная, тонкая и прерывистая, тонкая и протяженная, разорванная, мохнатая и т.д. Форма линии указывает на решительность и ее избыток, сдерживаемую агрессию, эмоциональную неуверенность, склонность к самообвинению, недостаточную веру в себя, нерешительность и т.д. Второй параметр - направленность и размеры линий (короткие или протяженные, кривые или прямые, прерывистые или непрерывные), - проявляет такие особенности, как уверенность в себе, "жесткость" или "мягкость" характера, активность, склонность к упрямству и т.п.

в) Использование цвета в рисунке может проявлять влияние врожденных механизмов предпочтения, социокультурного влияния, в том числе целенаправленного обучения, актуального эмоционального состояния и формирующихся личностных особенностей.

 

Метод Кормана - Рисунок семьи (PC)

Проведение теста и следующей за ней беседы.

Материалы: лист бумаги и мягкий карандаш.

Инструкция: "Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали".

Наблюдение:

· с какой части листа начинает рисовать;

· в какой последовательности рисует фигуры людей и другие возможные элементы рисунка;

· возникают ли особые трудности при изображении одного из персонажей или элемента рисунка (излишняя концентрация, долгое обдумывание, заметная медлительность и т.д.);

· время выполнения рисунка отдельных персонажей и общее время;

· настроение во время выполнения задания: веселый, сосредоточенный, молчаливый, напряженный, беспокойный, меняет ли позу после выполнения рисунка того или иного персонажа;

· остается ли довольным работой после ее окончания.

Беседа:

1. Чья семья изображена на рисунке (его собственная, какого-нибудь друга или вымышленная);

2. Где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;

3. Если брать каждый персонаж отдельно, то какого он пола и какова его роль в семье;

4. Кто из них самый приятный и почему? Кто самый счастливый и почему? Кто самый грустный и почему? Кого предпочитает сам ребенок из всех персонажей и почему? Если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места для всех не хватило, кто бы из них остался дома?

5. Если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан?

 

Основные принципы интерпретации

1. Пространство:

· правая часть: будущее, социальные отношения, конструктивная и позитивная стороны личности;

· левая часть: прошлое, уход в себя, самокопание;

· верхняя часть: идеализм, нравственность, чувствительность, склонность к искусствам, наукам, учебе;

· нижняя часть: материальные интересы, способность выделять практическую сторону жизни, расчетливость, склонность к продуктивной деятельности.

 

2. Последовательность изображения фигур. Если ребенок не левша, признаком зрелости является рисование фигур от левой части в сторону правой при сохранении определенного равновесия в использовании верхних и нижних половинок листа.

 

3. Завершенность изображения человеческих фигур.

4. Композиция рисунка. У рациональных натур преобладают изолированные фигуры, не входящие меж собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой, например, занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении.

 

5. Содержательные характеристики

 

5.1.Выделение самого значимого персонажа:

• рисуется первым слева, на первом плане;

• он выше и крупнее остальных персонажей;

• он нарисован с большей любовью, каждая деталь доведена до конца;

• остальные фигуры могут быть повернуты в его сторону и смотреть на него.

5.2.Выделение наименее значимого персонажа:

• он самый маленький;

• рисуется последним;

• находится в стороне от других фигур, как бы забытый всеми;

• в конце работы может быть перечеркнут.

5.3.Наличие дополнительных персонажей, не входящий в семью.

 

5.4.Факторы:

  • дистанции: расстояние между персонажами может отражать представление о реальном поло: как его видит ребенок, либо желании видеть его таким (наличие папы, не живущего в семье, р мамой говорит о стремлении ребенка восстановить прерванный контакт);
  • идентификации, ребенок идентифицирует себя с персонажем, которого называет "Я", который его возраст и пол, расположен согласно возрастному порядку в семье;
  • идентификации второго порядка: с родителями или другими персонажами - с кем; об внимание на идентификацию с дополнительными персонажами или животными;
  • соперничества: персонаж, изображаемый рядом с отцом, может вызывать чувство зависти и ж занять его позицию; отсутствие реально существующего персонажа так же интерпретироваться как желание удалить его из психологического пространства семьи; изображение рядом с конкурентом опасных для жизни предметов или страшных животных может иметь значение;
  • изоляции: между персонажем, с которым ребенок себя идентифицирует, и тем, кто расположен с ним, может быть подчеркнуто большая дистанция; ребенок может "отсутствовать" на рисунке; ребенок может идентифицировать себя с наименее значимым персонажем;
  • ожидания поддержки; изображение дополнительных персонажей; изображение домашнего животного (если его на самом деле нет) рядом с кем-то из персонажей может интерпретироваться как запрос психологической поддержки от этого персонажа.

 

Источник: Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов (тесты для детей): Пер. с англ. Tюмень: Изд-во «Скорпион». Б/г.


 

Метод Бернса и Кауфмана - Кинетический рисунок семьи (КРС)

Инструкция: "Нарисуй всех членов своей семьи, где каждый занят каким-то делом, постарайся передать все детали, не торопись и по возможности ничего не упускай".

 

Наблюдение: как в методе Кормана.

 

Беседа: как в методе Кормана + вопрос о том, чем занимаются персонажи.

 

Критерии интерпретации:

 

1. Движение. Изображение "движения чувств", обмена энергией в семейной системе: совместная спортивная игра проявляет наличие общих интересов и в то же время соперничества. Все, что мешает свободному движению, интерпретируется как проявление разделения, ограничения или изоляции персонажа (изображения любых объектов с использованием вертикальных линий, отделяющих персонажи друг от друга).

 

2. Манера рисования: пространственные характеристики и графические особенности изображена персонажей.

· наличие линии опоры под ногами персонажей интерпретируется как потребность в стабильности и ее актуальное отсутствие; если горизонтальная линия проведена под одним из персонажей, то он расценивается либо как самый тревожный (ребенок может идентифицировать себя с ним), либо как источник нестабильности в семье);

· линия или линии над головами персонажей свидетельствуют о тревожности и страхе из-за грозящей опасности;

· помещение персонажа на поля рисунка или наличие рамки вокруг него может интерпретироваться как "отрицание" персонажа; обычно к такому способы выражения неприятия прибегают дети с пассивным, избегающим, неагрессивным стилем защитного поведения;

· недорисованные и стилизованные фигуры могут быть проявлением тревожности.

 

3. Символы: предметы, не связанные напрямую с выполняемой персонажами деятельностью.

· источники тепла и света (солнце, лампа, свеча, печь, плита, трубка, утюг и гладильная доска, батарея, костер и т.п.) - символы подчеркнутой потребности в любви, которая в реальности не удовлетворяется. Наличие конкретных ожиданий проявляется в изображении рядом с источником тепла определенного персонажа; разлитой запрос психологической поддержки можно выявить, если источник тепла изображен безотносительно к персонажам (типичный вариант - изображение солнца, которое "светит всем");

· изображение грязи и грязных предметов (немытая посуда, опавшие листья, пятна на полу, стенах, одежде и т.п.) указывает на беспокойство ребенка по поводу испытываемых им чувства вины, стыда, поступков, которые они вызывают;

· холодные и имеющие отношение к холоду объекты (вода, дождь, лед, снег, холодильник, звезды являются признаками депрессивного настроения в данный момент или приближающейся депрессии;

· изображение кроватей со спящими или больными людьми, лежащими на них - то же, что в предыдущем случае;

· изображение спортивного инвентаря; изображение играющих домашних животных интерпретируете как переживания, связанные с соперничеством в семье;

· цветы, бабочки, маленькие птички и насекомые появляются в рисунках детей, стремящихся к спокойствию;

· изображение шариков, бумажных змеев, моделей самолетов и т.п. проявляют желание избавиться о давления;

· символы, передающие агрессивность: детская кроватка с решеткой, детский манеж, клетка; оружие (игрушечное тоже), орудия, которыми можно размахивать и ударять (молоток, топор, лопата и т.д. барабан; изображение диких зверей в клетке,

· дорожные знаки, таблички, указатели, вывески и т.п. - символы сдерживаемой эмоциональности давления правил и требований;

· щетки, веники, пылесосы, промышленная техника, поезда и нависающие над головой огромные здания интерпретируются как символы власти и угрозы.

· изображения деревьев интерпретируются по схеме разработанной для теста "Дом-Дерево-Человек".

 

Источник: Бернс Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через

кинетические рисунки: Пер. с англ. М.: Смысл, 2000.

Количественный анализ - схема Беляускайте

Рисование и беседа после него.

 

Материалы: лист бумаги, карандаш, ластик.

 

Инструкция: "Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты".

 

Наблюдение: спонтанные высказывания, мимика, последовательность рисования.

 

Беседа: 1) Кто изображен на рисунке? Что делает каждый член семьи?

2) Где работают или учатся персонажи?

3) Как в семье распределяются семейные обязанности?

4) Каковы взаимоотношения ребенка с членами его семьи?

 

Интерпретация: анализируются формальный и содержательный аспекты.

Формальный: качество линии; положение объектов на листе; стирание; затушевывание.

Содержательный: чем занимаются персонажи; наличие и характер взаимодействия; взаимное расположение; соотношение между изображением людей и вещей.

 

Параметры количественной оценки:

 

1.Структура рисунка: сравнение с реальной семьей;

расположение и взаимодействие членов семьи.

 

2.Особенности рисунка отдельного члена семьи: стиль рисования;

количество деталей;

схема тел

3.Процесс рисования: последовательность рисунков;

комментарии;

паузы;

эмоциональные реакции.

 

Выделенные параметры оцениваются по предлагаемой ниже схеме и описывают выраженность пяти симптомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация;

2) тревожность;

3) конфликтность в семье;

4) чувство неполноценности;

5) враждебность в семейной ситуации.

Выраженность признака оценивается от 0 до 1, 2 или 3 баллов. В некоторых случаях имеются промежуточные опенки - 0, 1, 2 и 3 балла в зависимости от степени выраженности; в других случаях отсутствие признака оценивается как 0 баллов, а его наличие как 2 балла без промежуточного значения.

 

Симптомокомплекс Симптом Баллы
Благоприятная семейная ситуация 1. Общая деятельность всех членов семьи 2. Преобладание людей на рисунке 3. Изображение всех членов семьи 4. Отсутствие изолированных членов семьи 5. Отсутствие штриховки 6. Хорошее качество линии 7. Отсутствие показателей враждебности 8. Другие возможные признаки 0 2 0 1 0 2 0 2 0 1 0 2 0 1  
Тревожность 1. Штриховка 2. Линия основания - пол, земля 3. Линия над рисунком 4. Линия с сильным нажимом 5. Стирание 6. Преувеличенное внимание к деталям 7. Преобладание вещей 8. Двойные и прерывистые линии 9. Подчеркивание отдельных деталей 10. Другие возможные признаки   0 1 2 3 0 1 0 1 0 1 0 1 2 0 1 0 1 0 1 0 1
Конфликтность в семье 1. Барьеры между фигурами 2. Стирание отдельных фигур 3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 4. Выделение отдельных фигур 5. Изоляция отдельных фигур 6. Неадекватная величина отдельных фигур 7. Несоответствие вербального описания и рисунка 8. Преобладание вещей 9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 10. Член семьи, стоящий спиной 11. Другие возможные признаки 0 2 0 1 0 2 0 2   0 2 0 2 0 1 0 1   0 2   0 1
Чувство неполноценности в семейной ситуации 1. Автор рисунка непропорционально маленький 2. Расположение фигур на нижней части листа 3. Линия слабая, прерывистая 4. Изоляция автора от других 5. Маленькие фигуры 6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 7. Отсутствие автора 8. Автор стоит спиной 9. Другие возможные признаки 0 2   0 2 0 1 0 2 0 1 0 1   0 2 0 1
Враждебность в семейной ситуации 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа 2. Агрессивная позиция фигуры 3. Зачеркнутая фигура 4. Деформированная фигура 5. Обратный профиль 6. Руки раскинуты в стороны 7. Пальцы длинные, подчеркнутые 8. Другие возможные признаки 0 2   0 1 0 2 0 2 0 1 0 1 0 1

 

Источник: Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. науч. тр. М.: Изд. АПН СССР, 1987. С. 67-80.

Схема интерпретации рисуночных методов приводится также в книге: Дилео Д. Детский рисунок:

диагностика и интерпретация. М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.


 

Показатели личностной сферы по методике "Рисунок человека" (РЧ)

 

(Здесь даны показатели для черно-белого рисунка, выполняемого простым карандашом. Но если есть подозрения на эмоциональную напряженность, снижение настроения, то ребенку следует предложить раскарсить сделанный им черно-белый рисунок. Тогда выбор цвета может оказаться диагностичным. Но сам по себе выбор простого или даже черного карандаша для рисунка человека нельзя рассматривать как указание на депрессию: такой выбор является совершенно естественным).

 

1. Показатели общения.

Руки - ведущий показатель сферы общения. Редуцированные кисти рук или отсутствие кистей свидетельствует о сниженной практике общения. При этом потребность в общении вовсе не обязательно снижена (как при аутизации). Она может быть высокой, но уже подавленной, загнанной внутрь. По этому показателю интересно сравнить РЧ и PC: ребенок иногда прорисовывает руки и кисти разных членов семьи по-разному (и не так, как в его же РЧ), что отражает различия в характере общения ребенка с каждым из них.

Поза - интро- или экстравертная говорит о широте круга общения. Интровертная поза при хорошо прорисованных кистях рук может интерпретироваться как высокая избирательность в общении, но вовсе не закрытость, не уход от общения. Сочетание интровертной позы (указывающей на узость круга общения, но ничего не говорящей о его эмоциональной глубине) с отсутствием кистей рук дает основание предполагать аутизацию как снижение потребности в общении, влекущее бедность эмоциональных контактов. Экстравертная поза при отсутствии кистей рук интерпретируется как предельно широкое, но крайне

Резкая преувеличенность кистей при экстравертной позе - это, как правило, показатель очень напряженной, но неудовлетворенной потребности в общении. Одним из поведенческих проявлений такого варианта сферы развития общения ребенка может быть пунитивность (как эрзац общения, как яркая мгновенная вспышка близости, выполняющая функцию компенсаторной разрядки). Если отсутствующее в РЧ преувеличение кистей рук возникает в какой-то из фигур PC, то это, скорее всего, характеристик пунитивного поведения данного члена семьи.

Грубые искажения пропорций фигуры человека (резкая вытянутость или сплющенность, подчеркнутая геометричность, роботообразность) отчасти связаны со сферой общения и обычно указывают на шизоидный вариант развития ребенка. Некоторые авторы полагают, что эти признаки в РЧ отражают отклонения в схеме собственного тела, традиционно связываемые с шизоидностью, а следовательно с совершение определенными особенностями сферы общения.

 

2. Показатели тревожности.

Тревожность хорошо прочитывается в РЧ. На нее указывают подчеркнуто прорисованные, преувеличенные глаза (особенно зачерненные). Тенденция к штриховке (особенно - к размашистой) здесь, как и в любом рисунке, также свидетельствует о тревожности. Самоисправления (особенно частные и бессмысленные, когда они не ведут к улучшению результата) - показатель тревоги не только в рисуночных пробах, но практически во всех поведенческих проявлениях. Кроме того в рисунках встречается специфическая " тревожная линия " - длинная линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок как бы боится провести ее всю сразу (а вдруг не туда пойдет). К показателям тревоги относятся также линия с сильным нажимом и преувеличенное внимание к деталям.

 

3. Показатели демонстративности.

Демонстративность проявляется прежде всего в украшательстве, в наличии необязательных деталей (сборочки, цветочки на платье, перья на шляпе). Необязательные детали в рисунке человека не следует путать со второстепенными. Шея, уши - детали обязательные для каждого человека, хотя и второстепенные (по сравнению с ртом и глазами), а бантики на туфлях - деталь сугубо факультативная, украшательская.

При выраженной демонстративности повышенное внимание к украшательству (на фоне посредственного уровня изображения основных деталей) нередко сочетается с изображением "демонстративных персонажей" (клоунов, бандитов, фей).

Если по РЧ трудно различить тенденцию к украшательству и хорошую технику рисования (при которой прорисовка деталей одежды и прически входит в изобразительный канон), то для уточнения диагноза может помочь рисунок дома, где изображение занавесок с рюшечками ничем не может быть продиктовано, кроме тенденций демонстративного ребенка подвергать украшательству решительно все, не только людей.

 

4. Дополнительные показатели по изображению человека.

При высокой технике рисования (и только в этом случае) высокодиагностично отсутствие или редуцированность в рисунке человека каких-либо первостепенных деталей. Так, например, отсутствие или чрезвычайно примитивное изображение ног (естественно, если у ребенка нет болезни ног) может указывать на низкую бытовую, житейскую ориентированность ребенка, на возможность ухода от реальной деятельности в сферу воображения.

Дополнительными диагностическими показателями могут служить размеры фигуры и ее расположение на листе (если они остро специфичны). Так, очень маленькая фигурка (особенно - загнанная в угол) рассматривается как признак снижения настроения, депрессивных тенденций. Иногда маленькую фигурку рисует ребенок с конфликтной самооценкой, надеясь, что на мелком изображении несовершенства техники рисунка не так заметны. Резкое увеличение фигуры может говорить о тревоге, если оно не является каноном композиции (некоторых детей просто учат рисовать фигуры во весь лист) и сочетается с другими показателями тревоги.

Уход от задания нарисовать человека очень симптоматичен и должен быть тщательно проанализирован. Это может быть уход именно от данного задания, оказавшегося для ребенка слишком нагрузочным из-за того, что у него уже вызрели серьезные проблемы в сфере общения (причем его собственные субъективно переживаемые проблемы, не обусловленные снижением потребности в общении, которое вызывает беспокойство в основном у родителей). Уход от задания может быть обусловлен и общей конфликтностью самооценок и уровня притязаний ребенка, предполагающего, что он не сможет нарисовать такого человека, который его удовлетворит. Наконец, уход может быть вызван просто реакцией на нового взрослого, на саму ситуацию обследования, которое только что началось с просьбы: «Нарисуй человека».


 

 

РИСУНОК СЕМЬИ ЖИВОТНЫХ

Если ребенок «закрывается» от обследующего, то этот тест показательнее, чем "Рисунок семьи", так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать вместо теста "Рисунок семьи" или в сочетании с ним для получения дополнительных данных. Некоторые семейные отношения в этом тесте бывают менее очевидны: в нем не всегда выдерживается реальный состав семьи ребенка (ведь он рисует не свою, а абстрактную семью).

 

Инструкция: "Нарисуй семью, состояющую из животных - так, чтобы все члены семьи были разными животными". Разумеется, ребенку не говорят, что это должна быть его собственная семья. Однако его ассоциации все равно будут определяться его самоощущением в своей семье.

Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, то ему объясняют, что если будет непонятно, кого он нарисовал, то он скажет это, а проверяющий запишет.

После каждого рисунка проверяющий выясняет, какое это животное и кто оно в семье (какой член семьи). Задавая вопросы, он не произносит слов типа "мама", "папа", "ребенок", а использует нейтральное словосочетание "член семьи".

 

Значение животных в тесте

 

· насекомое, ящерица и т.п. - малая значимость;

· змея, червяк и т.п. - эмоциональная холодность; негативное отношение; >изображение в таком виде ребенка - чувство своей отверженности в семье;

· еж, дикобраз - упрямство;

· тигр, волк - сила, активность;

· крокодил - агрессивность данного члена семьи;

· родители в виде особо крупных животных - гиперопека;

· зубы, когти, рога - агрессивность данного члена семьи.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: