Разноуровневые задачи и задания




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

 

Кафедра социологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_______________ С. А. Ильиных

«30» августа 2017 г

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

КОНфликтология

 

 

Направление: 38.03.03 Управление персоналом  
Направленность (профиль): Управление персоналом организации  
Год набора: 2015, 2016, 2017

 

 

 

 

Новосибирск 2017

ФОС по дисциплине разработан

Тевлюковой Оксаной Юрьевной – канд. социол. наук, доцентом, доцентом кафедры социологии

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

социологии

(протокол от «30» августа 2017 г. № 1).

 

 

ФОС по дисциплине прошел экспертизу УМУ

 

О.С. Ерохина


РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

 

Перечень компетенций

Код компе- тенции Содержание компетенции Код показателя освоения Результат обучения по дисциплине
ОПК-7 Готовность к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владением навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других Знать:  
ОПК-7-1 понятие конфликта, методы предупреждения конфликтов, стратегии поведения в конфликтной ситуации
Уметь:  
ОПК-7-2 предупреждать конфликты; анализировать конфликтную ситуацию и выбирать подходящую стратегию поведения
Владеть:  
ОПК-7-3 навыками бесконфликтного взаимодействия в коллективе (группе); навыками регулирования конфликтных ситуаций
ПК-30 Знание основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умение применять их на практике Знать:  
ПК-30-1 причины возникновения конфликтов, методы предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе, стратегии поведения в конфликтной ситуации
Уметь:  
ПК-30-2 анализировать конфликтные ситуации, выбирать подходящую стратегию поведения, управлять конфликтом
Владеть:  
ПК-30-3 навыками диагностики (анализа) конфликтных ситуаций и управления конфликтами

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

 

Этапы формирования компетенций

Коды показателей освоения компетенций Тема 1.1 Тема 1.2 Тема 1.3 Тема 2.1 Тема 2.2 Тема 2.3
Знать:            
ОПК-7-1 Д, Р Д, Р Д, Т, Р Д, Р Д, Р Д, Р
Уметь:            
ОПК-7-2 РЗ РЗ РЗ РЗ РЗ, РИ ДС
Владеть:            
ОПК-7-3       РЗ РЗ, РИ ДС
Знать:            
ПК-30-1 Д Д Д, Т Д Д Д
Уметь:            
ПК-30-2   РЗ РЗ РЗ РЗ, РИ ДС
Владеть:            
ПК-30-3 РЗ РЗ РЗ РЗ РЗ, РИ ДС

 

Условные обозначения: Д – доклад, ДС – дискуссия, Т – тестирование, РЗ – разноуровневые задачи и задания, РИ – ролевая игра, Р – реферат.

Оценочные средства для текущего контроля

Доклады

 

Тема 1.1 Основы теории конфликта. Причины возникновения конфликтов

1. Конфликтология как наука. Место конфликтологии в системе наук.

2. Характеристика концепций социального конфликта в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля.

3. Современные концепции конфликта на Западе: конфликт в структурном функционализме Т. Парсонса, теория позитивно-функционального конфликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа, теория конфликта К. Боулдинга.

4. Становление и развитие отечественной конфликтологии.

5. Источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций.

 

Тема 1.2 Структурная и процессуальная модели конфликта

1. Конструктивные функции конфликта.

2. Деструктивные функции конфликта.

3. Основные элементы конфликта: конфликтующие стороны, зона разногласий, представления о ситуации, мотивы поведения, действия конфликтующих.

4. Фазы и стадии развития конфликта: предконфликтная ситуация, стадия открытого конфликта, послеконфликтная стадия.

 

Тема 1.3 Типология конфликтов

1. Подходы к типологии конфликтов.

2. Внутриличностные конфликты

3. Межличностные конфликты в организации

4. Межгрупповые конфликты

5. Специфика межгосударственных и межэтнических конфликтов.

 

Тема 2.1. Методы предупреждения конфликтов

1. Технология предупреждения конфликтов.

2. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов.

3. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов

 

Тема 2.2. Разрешение конфликтов

1. Способы разрешения конфликтов: соперничество; компромисс; сотрудничество; избегание; приспособление.

2. Универсальные приемы разрешения конфликта.

3. Роль предпринимателей и менеджеров в управлении конфликтами.

 

Тема 2.3. Технология урегулирования конфликтов с участием третьей стороны. Переговоры

1. Урегулирование конфликтов при участии третьей стороны - медиаторов. Субъекты, выступающие в роли третьей стороны. Результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликта.

2. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

3. Классификация переговоров.

4. Основные стадии переговорного процесса: подготовка к переговорам; ведение переговоров; анализ результатов переговоров.

5. Психологические механизмы и технология переговорного процесса.

 

Критерии оценки

Оценка Критерии
«Отлично» 1) полное раскрытие вопроса; 2) использование точных названий и определений; 3) правильная формулировка понятий и категорий; 4) самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; 5) использование актуальной учебной литературы и дополнительных источников.
«Хорошо» 1) недостаточно полное раскрытие темы; 2) несущественные ошибки в определении понятий, категорий, кардинально не меняющих суть изложения; 3) использование устаревшей учебной литературы и других источников
«Удовлетво-рительно» 1) отражение общего направления изложения теоретического материала; 2) наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, меняющих суть изложения; 3) использование устаревшей учебной литературы и других источников; 4) неспособность осветить проблематику вопроса.
«Неудовлетворительно» 1) нераскрытые темы; 2) большое количество существенных ошибок; 3) использование устаревшей учебной литературы и других источников; 4) неспособность осветить проблематику вопроса.

Дискуссия

 

Тема 2.3. Технология урегулирования конфликтов с участием третьей стороны. Переговоры

Подготовиться к дискуссии на тему: «Медиация – ключ к решению конфликта?», аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения предложенной проблемы.

 

Критерии оценки

Оценка Критерии
«Зачтено» 1) полное раскрытие авторской позиции; 2) использование точных названий и определений; 3) правильная формулировка понятий и категорий; 4) самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; 5) использование актуальной учебной литературы и дополнительных источников.
«Не зачтено» 1) авторская позиция не раскрыта; 2) в сообщениях содержится большое количество существенных ошибок; 3) использование устаревшей учебной литературы и других источников; 4) неспособность осветить проблематику вопроса.

Тестирование

Тема 1.3 Типология конфликтов

 

1.3.1. Вставьте пропущенное слово:

Межличностный конфликт представляет столкновение между отдельными ……. в процессе их взаимодействия.

а) группами

б) индивидами

в) организациями

 

1.3.2. Вставьте пропущенное слово:

…конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, которая служит причиной противоборства между сторонами.

а) предмет

б) объект

в) условия

 

1.3.3. Главным движущим мотивом поведения людей в социальном конфликте является:

а) жажда власти

б) стремление к установлению справедливости

в) отстаивание интересов ущемленных сторон

 

1.3.4. Верно ли утверждение: причины конфликтов могут быть одновременно объективными и субъективными:

а) да, верно

б) нет, не верно

в) иногда верно

1.3.5. Конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми, между личностью и группой, межгосударственными. По какому основанию они классифицируются:

а) по причинам

б) по степени длительности

в) по составу участников

 

13..6. Противоборство между различными группами в организации за обладание властью относятся к:

а) морально-психологическим конфликтам

б) административным конфликтам

в) социальным конфликтам

1.3.7. Если в основе конфликтов лежит непонимание целей организации, ее миссии, то такой конфликт является:

а) ресурсным

б) идейным

в) информационным

 

1.3.8. Позиционные конфликты обусловлены:

а) взаимодействием поверх границ отделов

б) субординацией

в) планированием руководителя, который определяет, что более значимо

 

1.3.9. Неустойчивое положение личности в организации, сопровождающееся переживаниями, характеризует:

а) межличностный конфликт

б) внутриличностный конфликт

в) межгрупповой конфликт

1.3.10. Нарушение норм права служит причиной:

а) нормативно-правовых конфликтов

б) морально-нравственных конфликтов

в) ценностных конфликтов

 

Критерии оценки

Оценка Критерии
«Зачтено» Даны правильные ответы на 60% тестовых заданий
«Не зачтено» Даны правильные ответы менее чем на 60% тестовых заданий

Разноуровневые задачи и задания

Тема 1.1 Основы теории конфликта. Причины возникновения конфликтов

 

Систематизировать представления о теориях конфликта, составить таблицу

№ п/п Название конфликтологической школы Представитель теории конфликта Основные идеи данной теории
1. Структурный функционализм Т. Парсонс, Р. Мертон  
2. Теория позитивно-функционального конфликта Л. Козер, Р. Дарендорф  
3. Конфликтная модель общества Р. Дарендорф  
4. Теория конфликта К. Боулдинг  

 

Тема 1.2 Структурная и процессуальная модели конфликта

 

Проанализировать письменно 4 реальные конфликтные ситуации, опубликованные в СМИ (телевидение, радио, печатная пресса, Интернет).

Анализ должен включать следующие основные компоненты:

1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.

2. Описать все источники и функции данного конфликта.

3. Выделить и описать все структурные элементы конфликта.

4. Выделить и описать этапы развития конфликта.

5. Сделать собственные выводы.

 

Тема 1.3 Типология конфликтов

 

Проанализировать письменно один из реально произошедших межгрупповых конфликтов на основе информации, представленной в СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет) в течение последней недели.

Анализ должен включать следующие основные компоненты:

1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.

2. Выделить и описать все структурные элементы конфликта.

3. Описать этапы развития конфликта, стадию, на которой он находится на момент анализа, предположить дальнейший ход его развития.

4. Сделать собственные выводы.

 

Тема 2.1. Методы предупреждения конфликтов

 

Проанализировать письменно 2 реально произошедших конфликта, представленных в источнике СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет).

Анализ должен включать следующие основные компоненты:

1. Указать название статьи, источник СМИ, дату просмотра.

2. Выделить и описать тип конфликта, причины конфликта.

3. Описать все структурные элементы конфликта.

4. Проанализировать объективные, организационно-управленческие и социально-психологические условия предупреждения рассматриваемого конфликта.

 

Тема 2.2. Разрешение конфликтов

 

Составить таблицу способов разрешения конфликтов:

Способ разрешения конфликта Сильные стороны Слабые стороны
Соперничество    
Компромисс    
Сотрудничество    
Избегание    
Приспособление    

 

Критерии оценки

Оценка Критерии
«Зачтено» 1) самостоятельность при выполнении задач; 2) наличие всех структурных элементов в выполненном задании; 3) соблюдение научного стиля изложения, логика, ясность мысли, общая грамотность.
«Не зачтено» 1) нет какого-либо структурного элемента в выполненном задании 2) не соблюден стиль изложения; 3) в тексте содержится большое количество существенных ошибок.

Ролевая игра

 

Тема 2.2. Разрешение конфликтов

 

Подготовиться к ролевой игре «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», показать различия в поведении участников конфликтной ситуации в зависимости от выбранной стратегии разрешения конфликта.

Сценарий ролевой игры «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»

Ролевая игра – это активная форма экспериментального поведения. В основе ролевой игры обычно лежит межличностная конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт.

Студенты должны разделиться на подгруппы из 2-3 человек, продумать конфликтную ситуацию, распределить роли, обсудить особенности исполнения ролей в подгруппах, разработать сценарий игры. В ходе игры необходимо показать различия в поведении участников конфликтной ситуации в зависимости от выбранной стратегии разрешения конфликта.

Возможные роли:

· Руководитель коммуникационного агентства

· Копирайтер, не выполнивший в срок работу

· Недовольный клиент и т.д.

Критерии оценки

Оценка Критерии
«Зачтено» 1) следование сценарию игры; 2) полное раскрытие выбранной роли; 3) использование точных названий и определений; 4) взаимодействие и поддержка партнеров по игре; 5) творческий подход к исполнению роли.
«Не зачтено» 1) неспособность следовать сценарию игры; 2) слабое раскрытие выбранной роли; 3) неточности в использовании названий и определений; 4) отсутствие взаимодействия с партнерами по игре;

 

Реферат

Реферат представляет собой анализ теоретических источников по выбранной теме, проведенной обучающимися самостоятельно.

Структура реферата:

Титульный лист

Содержание

Введение (актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи исследования)

1 Параграф 1 основной части

2 Параграф 2 основной части

3 Параграф 3 основной части

Заключение

Список использованных источников (не менее 5 печатных работ).

Реферат должен быть оформлен с соблюдением следующих требований:

1. Объем реферата составляет 10-15 страниц.

2. Текст набирается на компьютере в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5. Абзацный отступ – 1,25 см. Ширина полей: левое – 30 мм (с учетом переплета), правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Запрещается перенос части слова. Номера страниц проставляются арабскими цифрами внизу страницы, без точки и тире, выравниваются по центру. Иные колонтитулы не допускаются.

3. На титульном листе указывается тематика работы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, направление обучения (образец титульного листа см. в Приложении).

4. Оформление текста работы должно соответствовать требованиям Положения о письменных работах студентов НГУЭУ. Работа представляется в виде распечатанного на листах формата А4 машинописного текста.

 

Тематика рефератов:

1. Эволюция научных взглядов на проблему конфликта: идеи Гераклита о конфликтах и борьбе.

2. Платон и его отношение к войне.

3. Анализ социальных конфликтов Никколо Макиавелли.

4. Френсис Бекон о причинах и средствах предупреждения социальных конфликтов в государстве.

5. Томас Гоббс и теория «войны всех против всех».

6. Исследование природы и причин богатства народов в работе Адама Смита.

7. Г.Гегель о позитивной роли войн в развитии общества.

8. Взгляды Ч.Дарвина на проблему конфликта.

9. Социологическая концепция «борьбы за существование» Г.Спенсера.

10. М.Вебер и проблема статуса.

11. «Теория элит» В.Парето.

12. Политологические взгляды Г.Моска на смену «политического класса» и неизбежности социальных конфликтов.

13. Э.Мэйо и теория «человеческих отношений» на производстве.

14. «Общая теория конфликта К.Боулдинга.

15. Основные направления исследований в отечественной конфликтологии.

16. Этнические конфликты в России.

17. Особенности изучения конфликтов в педагогике, науке, образовании, семье, культуре.

18. Исследование конфликтов в психологии.

19. «Спортивные» конфликты.

20. Личностные проблемы человека.

21. Человек в поисках смысла (по В.Франклу).

22. Природа конфликта по Э.Фромму.

23. Семейные конфликты: типичные межличностные конфликты у супругов.

24. Конфликты во взаимодействии родителей и детей.

25. Деловые конфликты.

26. Трудовые конфликты и пути их разрешения

27. Семейные конфликты.

28. Конфликты в спорте.

29. Природа информационных конфликтов, их структура и динамика.

30. Философский анализ конфликта.

31. Социология конфликта.

32. Подходы к изучению агрессии и конкуренции в социобиологии.

33. Конфликты потребностей и интересов.

34. Конфликтогенная личность.

35. Ролевой конфликт и его влияние на межгрупповой и внутригрупповой конфликты.

36. Соперничество и конкуренция в творческом коллективе.

37. Психология межличностного конфликта.

38. Психологические доминанты поведения личности в конфликтной ситуации.

39. Двойственный характер функций конфликта.

40. Конфликтогены в общении.

41. Психологическая несовместимость людей.

42. Типология конфликтов в организации.

43. Руководитель в женском коллективе: специфика его влияния на конфликт.

44. Управление конфликтом в экстремальной ситуации.

45. Искусство управления конфликтом.

46. Провокация скандала как основа концепции телевизионных ток-шоу.

47. Известные люди в истории и их умение управлять конфликтными ситуациями.

48. Этика бесконфликтного общения.

49. Влияние внешней среды на семейные конфликты.

50. Межличностные конфликты в педагогическом процессе: преподаватель и студент.

51. Г.Лебон, Г.Тард «Психология толпы».

52. Межгрупповая враждебность.

53. Конфликт интересов.

54. Внутригрупповой фаворитизм.

55. Особенности межэтнических конфликтов.

56. Конфликт в организации - открытая форма существования противоречий.

57. Внутренние конфликты в организации.

58. Особенности и специфика инновационных конфликтов в современном российском обществе.

59. Разрешение конфликта как многоступенчатый процесс.

60. «Трудные» люди в организации.

61. Управление эмоциями – основа бесконфликтного общения.

62. Переговоры – универсальное средство общения.

63. Роль социальных институтов как посредников в урегулировании конфликтных ситуаций.

64. Нормы общественного поведения и их влияние на предупреждение конфликтов.

65. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней.

66. Психология конструктивной критики.

67. Профилактика конфликтов и стресс.

68. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты (по работе Х.Корнелиус, Ш.Фэйр).

69. Конфликт интерпретаций.

70. Влияние СМИ на уровень конфликтности в обществе.

Критерии оценки

Оценка Критерии
«Зачтено» 1) самостоятельность при выполнении исследования; 2) наличие всех структурных элементов реферата; 3) соблюдение научного стиля изложения, логика, ясность мысли, общая грамотность; 4) оформление текста в соответствии с требованиями; 5) в списке источников не менее 5 работ, изданных за последние 5 лет
«Не зачтено» 1) нет какого-либо структурного элемента реферата; 2) не соблюден стиль изложения; 2) в тексте содержится большое количество существенных ошибок; 3) не соблюдены требования к оформлению текста; 4) устаревшая литература в списке использованных источников (старше 5 лет)

РАЗДЕЛ 3. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: