Б) Структура коммуникативного акта.




Каковы составляющие общения, его структура?

Способен ли кто-либо кроме человека общаться?

От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, речевой процесс зарождается в коре головного мозга в двух его центрах: акустическом (сенсорном) центре Вернике (по имени физиолога, 1874 г.) и двигательном (моторном) центре Брока (анатом и хирург, 1861 г.).

Центр Вернике помогает слушающему различать звуки речи и раскодировать языковые знаки (понимать значение), это своеобразная «кладовая памяти», здесь хранятся все известные нам слова.

Центр Брока руководит органами речи, заставляет их двигаться, совершать артикулицию, для произношения того или иного звука (ср. р, з, п, д, у, а). В речемыслительном процессе участвуют и другие области коры головного мозга, до настоящего времени они не до конца изучены.

При каких условиях возможно общение?

Речевая деятельность носит социальный характер, это часть общественной деятельности человека, для ее осуществления необходим коллектив.

Речевая коммуникация происходит в рамках коммуникативной ситуации.

Коммуникативная ситуация – это ситуация речевого общения двух и более людей.Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:

1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим 4) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская); 5) цель; 6) средство общения (язык или его подсистема – диалект, стиль, а также паралингвистические средства – жесты, мимика); 7) способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный); 8) место общения.

 

Говорящий (адресант) и Слушающий (адресат). Речевая коммуникация возникает, когда человек, владеющий языком и имеющий коммуникативные намерения, вступает в речевое взаимодействие с собеседником. В процессе речевой деятельности роли постоянно меняются. Внимание коммуникантов должно быть сосредоточено на сообщении.

Необходимо средство общения (коммуникативный код, язык) – система, которая обеспечивает связь (возможность перевода) смыслов, значений в знаки, слова.

Необходим предмет речи (то о чем говорят) – этот компонент связан со знанием реальной действительности, например, на лекции по ядерной физике мы можем не все понять, если недостаточно подготовлены.

Коммуникативное намерение (потребность речевого контакта) – цель, которую преследует говорящий.

Целью может выступать:

1) общение – собственно коммуникативная – разговор друзей, (разговорный стиль),

2) сообщение – информативная – доклад, (научный, официально-деловой стиль),

3) воздействие – эмоционально-экспрессивная – агитационная речь, эстетическое воздействие, (публицистический, художественный стиль).

Что еще необходимо учитывать, чтобы достичь цели?

Это – ситуативные переменные. Изменение значений каждой из этих переменных ведет к изменению коммуникативной ситуации и, следовательно, к варьированию средств, используемых участниками ситуации, и их коммуникативного поведения в целом.

Условия речевого общения (тема, собеседник – его социальный статус, возраст, пол; место, время, атмосфера переговоров и т.п.) определяют характер речевой ситуации - совокупности речевых и неречевых условий, в которых происходит реализация языка; это некий контекст высказывания. Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения (например, «Здесь жарко» - зимой в аудитории, летом, во время обсуждения проблемных вопросов на собрании), его цель (например, «Мне нездоровится» - я болен, жалоба, отказ от предложения куда-либо пойти).

Так, общение ученика и учителя на уроке отличается большей официальностью используемых обеими сторонами языковых средств, нежели общение этих же лиц вне учебного процесса: меняется место, но социальные, как и все другие ситуативные переменные, сохраняются неизменными. В разных речевых ситуациях мы все играем разные социальные роли, эффективность коммуникации во многом зависит от того, насколько верно мы определяем и учитываем эти роли. Например, ученик в первом классе тянет руку, чтобы ответить, и непроизвольно у него вырывается просьба: «Мама, спроси меня!». Окружающие могут быть удивлены этой фразой, оказывается учительница его мама, в данном случае ребенок не учел в ситуации общения то, что статус его мамы в данное время в данном месте «учитель».

Заметим, что в действительности, в реальном общении ситуативные переменные взаимодействуют друг с другом и каждая из них приобретает определенные значения вкупе с другими: например, если меняется место общения, то это часто означает одновременно и изменение цели его, а также отношений между коммуникантами и тональности общения; контактность взаимодействия говорящего и слушающего обычно связана с использованием устно-разговорных форм речи, а дистантность – с использованием речи письменной (ср., однако, общение по телефону) и т.д.

Речевые ситуации бывают разные, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же: если человек стремится добиться успеха, то он должен сориентироваться в обстановке, осознать, что приведет к успеху.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: