Под именем колона в классическую эпоху подразумевали арендатора земли (мелкого фермера), формально свободного, хотя экономически зависимого от землевладельца. Распространение мелкой земельной аренды было вызвано экономическим положением Римского государства. С прекращением завоевательных войн, дававших Риму огромные массы рабов, прилив рабской силы приостановился, а невыносимые условия, в которых содержались рабы, приводили к тому, что их смертность значительно превышала рождаемость. Рабской силы перестало хватать для обработки земли. Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство с рабским трудом перестало быть выгодным; римские землевладельцы стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное вознаграждение, а за известную долю урожая (арендаторы-дольщики, coloni partiarii) и с возложением на арендатора также обязанности обрабатывать и землю собственника. Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большинстве случаев были вынуждены прибегать к займам у своих хозяев, и оказывались в долговой от них зависимости. В период абсолютной монархии положение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императоров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим земельным участкам.
Эти обстоятельства приводили к тому, что, с одной стороны, землевладелец зорко следил за тем, чтобы его неоплатный должник-арендатор не уходил с участка, а, с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответствующих постановлений. В IV в. н. э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных (хотя бы формально-юридически) людей превращаются в крепостных, в “рабов земли”. Колонат в этом смысле был зародышем феодализма.
|
На положение крепостных переводились иногда покоренные народы, переселявшиеся на римскую территорию. В некоторых провинциях (например, в Египте) подобного рода отношения были известны еще до завоевания этих провинций Римом. В колонат перерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись в этих случаях к земельным участкам. Последнее обстоятельство еще более стирало различия между рабом и крепостным колоном. Колон становится лицом хотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению к рабу. Колон становится связанным с землей, которую он сам по своей воле не может оставить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колон имеет право вступить в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен к земле, притом не только лично: дети его также становятся колонами. Подобно рабам колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение означало для них и “освобождение” от земельного участка, которым они кормились.
Причины уменьшения правоспособности.
|
Поскольку речь заходит о субъекте sui iuris (а это с необходимостью предполагало, что он располагает также и status libertatis и status civitatis), он может пребывать в одном из тех положений, которые будут описаны ниже. Положения эти являлись причинами ограничения правоспособности субъекта.
А) Общественное осуждение. Ignoтinia (позор) и infaтia (бесчестье).
Римским правопорядком в разные периоды истории предполагались различные ограничения юридической правоспособности лиц, которые в силу разных причин заслуживали нравственного и общественного осуждения. Наиболее древний случай такого ограничения был предусмотрен уже в ХII таблицах, квалифицировавших в качестве improbus iпtestabilisque (недостойный и негодный в свидетели) человека, который, приняв участие в юридической процедуре в качестве свидетеля, testis, впоследствии отказался давать свидетельство на этот счет. Iпtestabilitas, которая включала в себя как неспособность быть свидетелем, так и невозможность приглашать быть свидетелями в интересах данного лица других лиц, приводила на практике к исключению лица из ius соттеtcii, поскольку в ту эпоху почти все юридические действия совершались в торжественной форме, требовавшей участия testes (свидетелей).
В классическую эпоху в случаях, о которых идет здесь речь, говорилось об igпomiпia или, чаще, об iпfamia. lпfamia поражала всех тех, кто вследствие совершения действий, считавшихся глубоко безнравственными, утрачивал уважение в обществе, риliса existimatio. Различали iпfamia mediata (опосредованное бесчестье) как следствие осуждения за определенные бесчестящие проступки (кража, мошенничество), или осуждения по определенным гражданским делам, основывавшимся на добросовестности,
|
bопа fides (iudicium tutelae, иск об опеке, maпdati, о поручении, depositi, о поклаже), или, наконец, продажи всего имущества с аукциона вследствие неспособности удовлетворить требования кредиторов (bопоrит veпditio). Для того же чтобы лицо постигла iпfamia immediata (непосредственное бесчестье), не" было необходимости в осуждении: это происходило вследствие самого факта совершения позорящих действий (обращение к постыдным занятиям - таким, как актерское и гладиаторское; вступление женщины в повторный брак до истечения года после расторжения предыдущего брака и т.д.). Все эти разновидности i пfamia, имевшие отношение в первую очередь к области публичного права (включая в себя утрату прав голоса, ius suffragii, и права занятия общественных должностей, ius hoпorum), влекли за собой значительные ограничения правоспособности в частном праве, основывавшемся на нормах преторского эдикта, который запрещал лицам, на коих распространялась iпfamia, выступать за других (postulare рrо аliis) в суде как
адвокат, cogпitor, procurator и запрещал, чтобы их представляли в суде другие лица.
Б) Addictio (приvждение во власть истцу) и пехит (долговая кабала).
Речь здесь идет о личных состояниях, известных древнему ius civile. Первое понятие распространялось на неплатежеспособного должника, которого магистрат, поскольку древние исполнительные процедуры предполагали личный характер расправы над должником, объявлял addictus, т.е. присужденным кредитору. Кредитор мог держать должника в оковах в своей домашней темнице, а при случае продать как раба или убить. Однако в классическуюэпоху такая ситуация практически не возникала (хотя теоретическиона все еще оставалась возможной), и на практике возобладалавведенная претором имущественная расправа.
Второй случай относился к личности должника, которая предоставлялась кредитору как бы по праву залога, в силу особого применения манципации (maпcipatio). Сомнительно, чтобы пехi (заложенные) могли погасить долг посредством оказания услуг кредитору. Lex Poetelia Рарiria от 326 г. до н.э. специально упразднил это состояние.
В) Redeтptio аb hostibus (выкyп из вражеского плена).
Тот, кого выкупил из вражеского плена, находился в состоянии, подобном рабскому, по отношению к тому лицу, которое, внесло сумму выкупа, он оставался при этом человеке как бы в виде залога до тех пор пока не возмещал выплаченную сумму или не рассчитывался по долгу своим трудом.
Г) Auctoramentum (поступление в гладиаторы).
Этот договор, в соответствии с которым гладиаторы (auctorati), завербованные устроителем игр (lanista), брали на себя в момент вербовки обязательство принимать участие в поединках на арене, в том числе рискуя быть убитым. Данное позорное занятие делало гладиаторов infames. Более того по отношению к lanista они находились на положении, подобному рабскому, поскольку были обязаны повиноваться.
Д) Женщины.
Хотя юридический статус римской женщины (таtеr familias, мать семейства, таtrопа) был куда выше, чем у греческой женщины, - по почету и уважению, которыми была окружена mater faтilias у себя дома и вне его, - мужчине она бесспорно уступала, что было связано с жестко патриархальной структурой римского общества. Так, при полной неправоспособности в области публичного права (ius suffragii, ius hoпorum) римская женщина располагает в частном праве правоспособностью, подверженной различным ограничениям. Прежде всего, она не могла являться носителем отцовской власти, patria potestas над сыновьями, даже при отсутствии отца. В классическую эпоху женщина не могла усыновлять приемных детей и отправлять обязанности опекунши.
Некоторые специальные моменты неправоспособности женшины были установлены особыми законами и иными нормами. Tak, lех Vocoпiao от169 г. до н.э. ограничивал ее способность получать наследство по завещанию от лица, которому принадлежит имущество, превышающее стоимостью 100000 ассов, а seпtlus coпsultuт Velleiaпuт от 46 г. н.э. запрещал женщинам выступать поручительницами за чужие долги (iпtercedere prо aliis).