Ощущение и восприятие
Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при прямом воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы (органы чувств).
Восприятие – процесс создания чувственных целостных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств.
Память
Память – это психическое свойство человека, способность к накоплению (запоминанию), хранению, и воспроизведению опыта и информации.
Наиболее важные характеристики памяти:
Ø Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц информации).
Ø Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
Ø Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.
Ø Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
Ø Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности, мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
Виды памяти.
По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную.
1) Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение автоматическое, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит просто само по себе, без всяких усилий.
|
2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, а для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет для него большое значение.
По использованию дополнительных приемов запоминания:
1) Память бывает непосредственная (без использования специальных приемов запоминания)
2) Опосредованная – для запоминания материала применяется какой-либо прием (средство). «Опора» может быть как реальная (ключевое слово на бумаге), так и абстрактная (ассоциация, которую держат в уме)
По продолжительности сохранения информации;
Кратковременная память - сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает информацию, хранящуюся в кратковременной памяти, а старая информация часто безвозвратно исчезает (трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились)
Оперативная память – память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней) После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Этот вид памяти является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.
|
Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Этот вид памяти начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Следует заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей иногда встречается феноменальная долговременная память.
Внимание.
Две точки зрения на Внимание, как познавательный процесс:
· Нет особого независимого процесса Внимания, оно выступает только как сторона или момент любого другого познавательного процесса или деятельности;
· Внимание представляет вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, который имеет свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Внимание – концентрация, процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
Свойства Внимания:
Объем – характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека (5-7 единиц информации)
|
Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо предмете, объекте деятельности не отвлекаясь. Определяется разными причинами: индивидуальные физиологические особенности человека, психические состояния, мотивация, внешние обстоятельства деятельности. В жизни характеристика устойчивости Внимания определяется сочетанием всех этих факторов.
Переключение – перевод внимания с одной деятельности либо с одного объекта на другой. Эта характеристика проявляется в скорости, с которой человек переводит внимание с одного объекта на другой. Непроизвольный перевод: невольное переключение внимания на то, что случайно заинтересовало. Произвольный перевод: сознательное, при усилии воли сосредоточение на каком-либо, не очень интересном самом по себе объекте.
Распределение – способность параллельно выполнять несколько видов деятельности, совершать несколько различных действий. Зависит от психологического и физиологического состояния человека.
Мышление
Мышление – высший познавательный процесс, порождает такой результат, которого в самой действительности в данный момент времени не существует. От других психологических процессов, в частности от воображения, отличается тем, что почти всегда связано с наличием проблемной задачи.
Типологические классификаций мышления
1. по содержанию используемых средств:
• наглядное.
• вербальное;
2. по степени направленности:
• Реалистическое – направлено на внешний мир, регулируется логическими законами;
• Аутистическое – реализация желания человека;
• Эгоцентричное – невозможность принять точку зрения другого человека.
3. по характеру протекания:
• интуитивное (протекает быстро, нет четко выраженных этапов, они осознанны минимально, информация обрабатывается параллельно)
• аналитическое (развернуто во времени, есть четко выраженные и осознанные этапы, информация обрабатывается последовательно)
4. по характеру задач;
• практическое
• теоретическое;
5. по степени новизны и оригинальности:
• Продуктивное – характеризуется высокой степенью новизны получаемого продукта, оригинальностью. Обеспечивает самостоятельное решение новых проблем
• Репродуктивное – решение задач со знакомой субъекту структурой, анализ при помощи ранее сформировавшейся системы знаний.
6. по степени сознательного контроля и управления:
• Произвольное – целенаправленное решение поставленных задач;
• Непроизвольное – трансформация образов, сновидений и т. д.